Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:15, статья
Всё изменилось с образованием на Руси государства. Государство сначала объявило себя верховным собственником всей земли, потом обложило людей, которые на ней проживали, данью (земельным налогом), потом закрепило за собой права по управлению и распоряжению, а потом стало распределять "свою" землю между вассалами - дружиной, монастырями, князьями. Интересы тех, кто на этой земле изначально жил, в учёт принимались весьма мало. История знает многочисленные конфликты, усобицы, войны, в ходе которых людей выгоняли с веками насиженных мест, сжигали их усадьбы, превращали в смердов, холопов, рабов, закрепощали и раздавали между государственными временщиками. Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали. Вот здесь именно, в этом рабовладении и лежит начало частной собственности на землю.
Земельные
отношения в феодальной
России (IX - XIX вв.)
2. Всё изменилось с образованием на
Руси государства. Государство сначала
объявило себя верховным собственником
всей земли, потом обложило людей, которые
на ней проживали, данью (земельным налогом),
потом закрепило за собой права по управлению
и распоряжению, а потом стало распределять
"свою" землю между вассалами - дружиной,
монастырями, князьями. Интересы тех, кто
на этой земле изначально жил, в учёт принимались
весьма мало. История знает многочисленные
конфликты, усобицы, войны, в ходе которых
людей выгоняли с веками насиженных мест,
сжигали их усадьбы, превращали в смердов,
холопов, рабов, закрепощали и раздавали
между государственными временщиками.
Часть этих рабов князья и дружинники
сажали на свободные земли, а излишек продавали.
Вот здесь именно, в этом рабовладении
и лежит начало частной собственности
на землю.
Длительное
возделывание земли нашими
Трудно
представить себе, как люди, живущие
на родовой земле, могли
Вероятно,
что именно в этот период
у наших предков наряду с
родовыми угодьями появляются
угодья благоприобретенные. Приобретение
прав на эти земли изначально
основывалось на праве
"Земля сама по себе не имела тогда
никакой цены, и её нельзя было никому
продать, потому что нельзя было найти
ни одного покупателя; всякий сам мог занимать
свободные земли"8. Неудивительно, что
в глазах местного сообщества человек
получал право на конкретный участок земли
не в силу её покупки, или получения от
государства, или наличия того или иного
документа, а в силу того, что он прикладывал
к нему свой труд. Это отразилось в известной
формуле: "там моя земля, куда мой плуг,
топор, коса и соха ходили". Право пользования
землёю приобреталось трудом на ней. Поэтому-то
среди самого трудящегося земледельческого
населения тогда не могло быть никакого
понятия о собственности на землю: никто
из них не говорил: "это моя собственность",
потому что земля была доступна для всех,
- так же как никто не скажет: "это мой
воздух". Но это право заимки, эта формула
не могла применяться к рабам: они не могли
иметь права на обрабатываемую ими землю,
потому что были рабами - людьми, не имеющими
вообще никаких прав. И потому, "когда
князь или боярин сажал на пашню свою челядь,
он уже говорил: это моя земля, потому что
на ней работают мои рабы9. Таким путём
возникла частная собственность на землю,
и вследствие этого один человек уже мог
иметь теперь много своей собственной
земли: для этого ему стоило только приобрести
много рабов, набрать себе много подневольных
работников". Поэтому вместе с земельной
собственностью появились и богатые люди;
в руках собственников земли стали скопляться
большие богатства, и они выделились в
особое высшее сословие, которое со временем
стали называть боярами. Эти-то бояре и
олицетворяли собой новые представления
о собственности на землю и живущих на
ней людей. С угасанием Киевской Руси вместе
с правами имущественными к ним перешли
и властно-распорядительные полномочия
суверена10.
"Мы видим,
следовательно, что
3. После периода феодальной раздробленности
на Руси началось становление централизованного
государства, которому понадобились новые
слуги - ими стали дворяне. Им раздавались
в основном земли новые, приграничные;
но земли эти были уже не пустые, а населенные.
Раздавая земли вместе с сидевшими на
них крестьянами, государство стало подчинять
этих крестьян испомещаемым к ним дворянам
? помещикам. Условием поместного землевладения
была служба на государя; как следствие,
тот, кто служил государю, получал право
владеть землею и эксплуатировать живущих
на ней крестьян1. Отсюда и вырастает стремление
закрепить крестьян на местах их жительства
? чтобы жить и кормиться на их счёт и дальше.
В отношении частнозависимых крестьян
это стремление было осуществлено совокупностью
последовательно осуществляемых мероприятий.
В отношении государственных крестьян
для этого был создан институт общины.