Земельные отношения в феодальной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:15, статья

Описание работы

Всё изменилось с образованием на Руси государства. Государство сначала объявило себя верховным собственником всей земли, потом обложило людей, которые на ней проживали, данью (земельным налогом), потом закрепило за собой права по управлению и распоряжению, а потом стало распределять "свою" землю между вассалами - дружиной, монастырями, князьями. Интересы тех, кто на этой земле изначально жил, в учёт принимались весьма мало. История знает многочисленные конфликты, усобицы, войны, в ходе которых людей выгоняли с веками насиженных мест, сжигали их усадьбы, превращали в смердов, холопов, рабов, закрепощали и раздавали между государственными временщиками. Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали. Вот здесь именно, в этом рабовладении и лежит начало частной собственности на землю.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.27 Кб (Скачать)

Земельные отношения в феодальной России (IX - XIX вв.)  
                   
                   
    2. Всё изменилось с образованием на Руси государства. Государство сначала объявило себя верховным собственником всей земли, потом обложило людей, которые на ней проживали, данью (земельным налогом), потом закрепило за собой права по управлению и распоряжению, а потом стало распределять "свою" землю между вассалами - дружиной, монастырями, князьями. Интересы тех, кто на этой земле изначально жил, в учёт принимались весьма мало. История знает многочисленные конфликты, усобицы, войны, в ходе которых людей выгоняли с веками насиженных мест, сжигали их усадьбы, превращали в смердов, холопов, рабов, закрепощали и раздавали между государственными временщиками. Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали. Вот здесь именно, в этом рабовладении и лежит начало частной собственности на землю.   

 Длительное  возделывание земли нашими предками  в ландшафте луголесья придало  ей высочайший уровень плодородия. Именно это и позволило превратить  места древнейших поселений людей  в пашни. Первоначально пашни  возникали сначала на естественных  полянках, разбросанных среди лесов  паркового типа. Постепенно пашни  расширялись за счет вырубки  и выжигания лесов7.   

 Трудно  представить себе, как люди, живущие  на родовой земле, могли добровольно  сменить ведение усадебного хозяйства  на тяжёлый и неблагодарный  труд пахаря. Очевидно, что землепашеством  впервые стали заниматься пленные,  рабы, а также те из числа  свободных людей, у кого уничтожили, разорили их родовые усадьбы,  кто потерял свою родовую землю,  был вынужден бросить свой  дом и сад и заняться в  чужой стороне хлебопашеством. Так  была реализована привнесенная  на Русь концепция: "в поте  лица ты будешь пахать землю  свою".   

 Вероятно, что именно в этот период  у наших предков наряду с  родовыми угодьями появляются  угодья благоприобретенные. Приобретение  прав на эти земли изначально  основывалось на праве трудовой  заимки.  
    "Земля сама по себе не имела тогда никакой цены, и её нельзя было никому продать, потому что нельзя было найти ни одного покупателя; всякий сам мог занимать свободные земли"8. Неудивительно, что в глазах местного сообщества человек получал право на конкретный участок земли не в силу её покупки, или получения от государства, или наличия того или иного документа, а в силу того, что он прикладывал к нему свой труд. Это отразилось в известной формуле: "там моя земля, куда мой плуг, топор, коса и соха ходили". Право пользования землёю приобреталось трудом на ней. Поэтому-то среди самого трудящегося земледельческого населения тогда не могло быть никакого понятия о собственности на землю: никто из них не говорил: "это моя собственность", потому что земля была доступна для всех, - так же как никто не скажет: "это мой воздух". Но это право заимки, эта формула не могла применяться к рабам: они не могли иметь права на обрабатываемую ими землю, потому что были рабами - людьми, не имеющими вообще никаких прав. И потому, "когда князь или боярин сажал на пашню свою челядь, он уже говорил: это моя земля, потому что на ней работают мои рабы9. Таким путём возникла частная собственность на землю, и вследствие этого один человек уже мог иметь теперь много своей собственной земли: для этого ему стоило только приобрести много рабов, набрать себе много подневольных работников". Поэтому вместе с земельной собственностью появились и богатые люди; в руках собственников земли стали скопляться большие богатства, и они выделились в особое высшее сословие, которое со временем стали называть боярами. Эти-то бояре и олицетворяли собой новые представления о собственности на землю и живущих на ней людей. С угасанием Киевской Руси вместе с правами имущественными к ним перешли и властно-распорядительные полномочия суверена10.   

"Мы видим,  следовательно, что первоначальная  собственность на землю произошла  на Руси из рабовладения; она  была связана с собственностью  на людей, на чужой труд. И  не только на Руси, так было  вначале повсюду. Нигде земля,  сама по себе, не могла быть  предметом собственности и не  могла доставить богатства; это  происходило только в том случае, если вместе с землёю связывалась  возможность заставить работать  на ней в свою пользу других  людей" (Л.Э. Шишко)11.                 

   
    3. После периода феодальной раздробленности на Руси началось становление централизованного государства, которому понадобились новые слуги - ими стали дворяне. Им раздавались в основном земли новые, приграничные; но земли эти были уже не пустые, а населенные. Раздавая земли вместе с сидевшими на них крестьянами, государство стало подчинять этих крестьян испомещаемым к ним дворянам ? помещикам. Условием поместного землевладения была служба на государя; как следствие, тот, кто служил государю, получал право владеть землею и эксплуатировать живущих на ней крестьян1. Отсюда и вырастает стремление закрепить крестьян на местах их жительства ? чтобы жить и кормиться на их счёт и дальше. В отношении частнозависимых крестьян это стремление было осуществлено совокупностью последовательно осуществляемых мероприятий. В отношении государственных крестьян для этого был создан институт общины.

Информация о работе Земельные отношения в феодальной России