Зарождение науки в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Появление собственно науки происходит в Древней Греции в VII–VI вв. до н.э., причины данного процесса. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Революция в мировоззрении и науке в эпоху Возрождения, технические достижения средневековья.

Содержание

Введение _________________________________________________________________________2
1. Зарождение науки в Древней Греции _________________________________________ 3-4
1.1. Основные достижения науки в Древней Греции _______________________________5-6
2. Эпоха Возрождения ________________________________________________________ 7
2.1. Научно-технические достижения эпохи Возрождения ___________________________8-10
Заключение _______________________________________________________________________11
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат КСЕ.docx

— 39.51 Кб (Скачать)

Но больше в области географии все же известен Птолемей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью. 
 

  1. Эпоха Возрождения: революция  в мировоззрении  и науке

Эпоха Возрождения – (от фр. Renaissance) эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV-XVI веков.

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад  в развитие научной мысли не только потому, что в это время произошла  первая глобальная научная революция, создавшая классическую науку Нового времени. Прежде чем смогла произойти  эта революция, должны были кардинально  измениться представления о месте и роли человека в объективном мире, сложиться новые представления о мире в целом. Поэтому научной революции предшествовала мировоззренческая революция.

В ходе мировоззренческой революции человек  стал пониматься не как природное  существо, как было в античности, и не в качестве Божьего создания, как в средневековых представлениях, а как творец самого себя и окружающего мира. Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая функция считалась одним из важнейших атрибутов Бога.

Обращаясь к идеалам и ценностям античности, эпоха Возрождения начинает иначе  относиться к познанию мира. Если в Средние века целью познания считалась скрытая за материальной видимостью вещей суть божественного творения, и это было нужно для спасения души, то в эпоху Возрождения изучается природа, одухотворенная и проникнутая Божественным началом.

По-иному  относится Возрождение и к  деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщало  человека к сущности мира, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая сродни созерцанию. Возрождение  придало человеческой деятельности оттенок сакральности (божественности): человек не просто удовлетворял свои земные нужны, он творил мир, красоту, самого себя.

Поэтому в эпоху Возрождения впервые  исчезает граница между наукой как  постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Художник и ученый отныне подражали не только созданиям Бога, но и его творчеству. Стало важным не только открыть законы мира, но и использовать их при творении нового.

Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать  новые теории, ставшие прологом научной  революции, в ходе которой сформировалось классическое естествознание. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрических представлений о мире к гелиоцентрической модели Вселенной. 

    1.   Научно-технические достижения эпохи Возрождения
 

Технические достижения средневековья расширили  экспериментальную базу естественных наук, поставили ряд научных задач, решенных в эпоху Возрождения.

 С  появлением огнестрельного оружия  возникла задача анализа движения  снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам. В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) впервые в противоположность Аристотелю Тарталья утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. О языке этого сочинения следует сказать особо. Это живой, литературный язык, которым в его произведении беседуют и простолюдины, и важные господа, и специалисты. Эту форму, рожденную эпохой искусства, использовал позднее Галилей.

 Великим  соперником Тарталья называют  Иеронима Кардана. Работы Кардана  в противоположность работам  Тартальи были академичными, написанными  на строгой латыни. Труды Кардана  «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения, начиная от космологии и до суеверий: конструкции механизмов, описание алхимических опытов, приемы гаданий, рассуждения о пользе знаний и многое другое. Ценность работ Иеронима Кардана — в конкретности постановки задач, в методичности изложения.

 Заметный  вклад в механику внес ученик  Тартальи Джован Баттиста Бенедетти.  В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство следующего утверждения:

 «Два  тела одинаковой формы и одинакового  рода, равные или не равные  между собой, в одной и той  же среде проходят равные расстояния  за равное время».

 Николо  Тарталья

 Это  утверждение было воспринято  и развито впоследствии Галилеем. В главном труде Бенедетти  «Различные математические и физические рассуждения» (1585 г.) излагаются основы арифметики и алгебры, вопросы механики, учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости).

 Значительное  внимание Стевин уделял гидростатике. Он получил доказательство закона  Архимеда, опытным путем доказал существование гидростатического парадокса.

 Замечательно  сочинение Стевина по фортификации  «Новый способ защиты крепостей  и укреплений при помощи шлюзов» (1618г.).

 Интересно,  что Стевин построил ветряную  повозку, использующую парус.  Повозка развивала значительную скорость до 34 км /час, при первом испытании на ней находилось 28 пассажиров. Повозка воспринималась как чудо.

 Сочинения  Стевина не получили широкого  распространения отчасти потому, что будучи убежденным в преимуществах голландского языка при рассмотрении научных вопросов, Стевин пользовался только им. Переводы трудов Стевина появились значительно позже их публикации на голландском языке.

 В  области оптики примечательны  имена Франческа Мавролика (1494—  1575)и Джована Баттисты Порты(1543—1615).

 Боязнь  предрассудков, царивших в средневековой  науке, удержала Мавролика от  опубликования своих работ по  оптике. Они были изданы лишь  посмертно, В трактате Мавродика  интересны в первую очередь объяснение круглых изображений Солнца, получаемых через отверстия произвольной формы, уточнение представлений об оптике глаза. По Мавролику, хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда последовало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролик впервые указал на семь цветов в радуге (по Виттелию — их три). Им показано, что лучи не изменяют своего направления при прохождении через плоскопараллельную пластинку, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.

 Джован  Баттиста Порта был современником  Галилея, но по своему мировоззрению  он принадлежит эпохе Возрождения.  Порта родился в Неаполе в  богатой семье, получил хорошее  образование, много путешествовал.  Он был плодотворным писателем,  но самым примечательным его  сочинением стала «Натуральная  магия» в 20 книгах, пользовавшаяся  огромным успехом у читателей.  Книга была переведена на английский, французский, испанский, арабский языки. Содержание «Магии» весьма своеобразно. Там даны сведения по оптике, как приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике… Среди этой пестрой смеси содержатся и действительно значимые открытия, сделанные автором «Магии». Это прежде всего применение камеры-обскуры для получения рисунков и для проецирования рисунков («волшебный фонарь»). Принцип камеры-обскуры Порта использует для объяснения процесса зрительного восприятия. Впервые в «Магии» сделана попытка описать подзорную трубу типа телескопа с параболическим зеркалом и линзой. Но вполне определенно имя изобретателя подзорной трубы, появившейся в эпоху Возрождения, назвать нельзя. Скорее всего, это было дело случая, и труба была изобретена не учеными, а ремесленниками, поскольку теоретические знания в области оптики не позволяли найти оптическую схему зрительной трубы научными методами.

 Магнетизм,  как нечто таинственное, весьма  интересовал Порту. В «Магии»  он описал свои блестящие опыты по магнетизму. Среди них опыт с железными опилками. Опилки, помещенные в пакет, под воздействием естественного магнита приобретают магнитные свойства. Рассыпанные и перемешанные, а затем вновь собранные в пакет, они теряют эти свойства. Опыт с железными опилками, ориентирующимися по силовым магнитным линиям у полюсов магнита, описанный Портой, является первой демонстрацией действия магнитного поля.

 В  «Магии» описаны также опыты  по отражению звука и света  от сферических зеркал, трубчатый  телефон и другие опыты.

 Порта  называет свою «Магию» «натуральной»,  подчеркивая тем самым, что  посредством знаний, опыта, можно  раскрыть тайны природы, ее «магию».

 Замечательного  английского ученого Вильяма  Гильберта (1544—1603) называют «отцом  науки об электричестве и магнетизме».  Гильберт по профессии был  врачом (состоял придворным врачом  королевы Елизаветы Английской). Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показывает, что всякий магнит имеет полюсы, что свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс и т.п. Гильберт предположил, что наша Земля — большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, то есть как бы в различных точках земной поверхности. Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом — имитатором магнитных свойств Земли — выходит за обычные рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории, возможно, впервые, исследовалось явление космического масштаба. Гильберт, увлеченный исследованиями магнетизма, не считал мнение Фалеса о существовании души у магнита абсурдным.

 Со  времен Фалеса до Гильберта  знания об электрических явлениях  не слишком продвинулись вперед и ограничивались сведениями о свойствах натертого янтаря притягивать некоторые легкие предметы. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.), Гильберт установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется. Многочисленные эксперименты по электричеству привели Гильберта к попытке создать теорию электромагнитного притяжения, но эта попытка оказалась неудачной. Он, по существу, вернулся к представлению древних философов о стихиях. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойством притяжения обладают тела, происходящие от воды. 
 
 

Заключение

Итак, мы приходим к выводу, что появление  собственно науки происходит в Древней  Греции в VII - VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками  знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука - системна и рациональна.

Появление и развитие науки в Древней  Греции происходило в контексте  всей культуры. Именно в Греции и  появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.

Причиной  того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности.

Эпоха Возрождения сделала огромный вклад  в развитие научной мысли благодаря  новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься отныне не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы. Эта мысль была чужда языческой Греции, так как для нее природа - это то, что существует само по себе, что никем не создано. Более того, для античной науки небесные тела - нечто принципиально отличное от земного мира, это божественные существа, и создать их с помощью орудий и небесного материала было бы равносильно созданию богов - кощунственная для античности мысль.

В рассмотренные  нами эпохи произошли глобальные научные открытия. Труды и работы, полученные в то время, мы применяем и в наши дни. Без них было бы невозможно представить развитие науки сегодня. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Аверинцев  С.С. Два рождения европейского  рационализма//Вопросы философии. 1989. №3

2. Берном  Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

3. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории  науки и техники до середины XV в. М., 1993.

4. Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе XX в.//Вопросы философии. 1991. №6.

Информация о работе Зарождение науки в Древней Греции