Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:19, реферат
7 и 8 века нашей эры оказались решающими в истории народов Ближнего Востока. Именно в это время сформировалась третья (после иудаизма и христианства) великая монотеистическая религия - ислам. В качестве новой духовно-политической силы ислам сумел постепенно слить в единой мусульманской общине многие народы трёх континентов и нанести поражение двум враждовавшим между собой могущественным империям - Византии и Персии, причём в ходе борьбы Персия была исламизирована, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских владений.
Зарождение ислама
7 и 8 века нашей
эры оказались решающими в
истории народов Ближнего
В 7 веке среди аравийских племён начался процесс становления государственности. Одним из самых богатых и влиятельных племён Аравии было мекканское племя курайш. Именно в его среде и зародился ислам - новая «надлеменная» монотеистическая религия. Политическое объединение Аравии в результате распространения ислама привело к образованию арабской нации.
Основоположником ислама и первым его проповедником был житель Мекки Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), выходец из племени курайш. Родился он примерно в 571 году в семье небогатого купца из знатного, но бедного рода хашим.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами -- Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Первоначально проповеди Мухаммада были встречены враждебно мекканской знатью, видевшей в новой религии угрозу своим наследственным привилегиям. Пророка пытались заставить отступиться от своего учения, его даже пытались убить. Спасаясь от преследований, Мухаммад в 622 году вместе со своими ближайшими соратниками (мухаджирами) бежит в Ясриб, жители которого давно враждовали с мекканцами. По мере утверждения ислама Ясриб стали именовать «городом пророка» - Мадинат ан-Наби или просто Медина. Год хиджры (то есть бегства Мухаммада в Медину) является началом мусульманского летоисчисления.
2.6 Праздники в ислам
Как правило, все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в исламе существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников - ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста: насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу, укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д. Если он допустил нарушение поста, то обязан в возмещение уплатить штраф, чаще всего в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме.
Другой большой
мусульманский праздник приходится
на 70-ый день после окончания поста.
Это курбан-байрам, великий праздник
жертвоприношения. Снова режут скот
в честь Аллаха и во имя райского
будущего. Праздник курбан-байрам - наиболее
длительный, он тянется не менее
четырех дней. Остальные праздники
короче. Так 12 числа месяца раби-альавваля
отмечается день рождения пророка. В мечетях
в этот день совершается богослужение.
Правоверные в честь пророка устраивают
пиршества, собирают пожертвования.
Текст реферата Женщина в Исламе
Введение.
Несколько лет тому назад у меня была возможность
рассмотреть в деталях жизнь исламской
страны. Первое, что произвело на меня
впечатление, были женщины. Тогда я была
незнакома с правилами хиджаба и мне показалось
очень странным и красивым то, что женщины
носили.
На них были длинные платья темного цвета,
из-за которых не было видно ни тела, ни
фигуры, ни настоящей красоты женщин и
девушек. На голове были длинные платки,
которые закрывали шею и волосы. В таком
одеянии представительницы женского пола
казались таиственными, недосягаемыми
и немного грустными. Тогда, шесть лет
назад, мне эта тема показалась очень интересной.
Вот почему я начала свое иследование
внутреннего мира мусульманок.
Несколько лет спустя в мире произошли
ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч
людей. Это были террористические атентаты
в США, в Испании, в России... Но больше всего
меня удивил тот факт, что многие женщины,
называвшие себя шахидками, погибали и
уносили с собой жизни ни в чем неповинных
людей. Тогда мне стало интересно, как
они думают, как их воспитывали, что им
говорили и как убедили в том, что их смерть
принесет добро человечеству. Конечно
же, это мышление было искаженым, но чтобы
изучить его лучше, надо четко разобраться
с жизнью и миром мусульманок.
Итак, я начала свою работу. Мне понадобились
долгие годы, чтобы заставить даже своих
подруг-мусульманок рассказать что-то
большее о своей религии и жизни. Было
непросто понять их мысшление, нравственность
и ценности. У них есть определенные цели
в жизни, хотя на первый взгляд кажется,
что девушки буквально закрыты от общества
и не участвуют активно в его развитии.
Как развивались женщины в Исламе? Что
способствовало их воспитанию? Какие семейства
они создают? Как и где они обучаются? Какие
у них права? Почему считается, что мужчина
– глава семейства, когда именно женщина
воспитывает детей? Какова роль женщины
в экономической сфере жизни исламского
государства? И есть ли она вобще?
Женщину во все времена эксплуатировали
самым унизительным способом. Она была
„девушкой с обложки”, которую забывают
через несколько лет, ее пожирают глазами,
пока она разносит еду в самолете, тело
используют для достижения целей. Но что
она делает для того, чтобы остаться женщиной,
чтобы ее уважали, относились к ней как
к чему-то святому и недостижимому? Она
не может ничего сделать, так как живет
в мире, управляемым мужчинами. На женщину
смотрели как на товар. И многие в наши
дни спаришавают себя можно ли избежать
такую нелепость? Есть ли на этом свете
что-то, что поможет женщине стать такой,
какой она была задумана с самого начала
своего создания?
Я вспоминаю здесь слова, сказанные Гюставом
Флоберем1 относительно влияния Ислама
на положение женщины: „Ислам оказал более
положительное воздействие в плане улучшения
положения женщины, чем многие наши европейские
законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние
Ислама на положение женщины на Востоке,
достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана.
Взгляните, как жила женщина прежде ниспослания
Корана, и вы увидите, как Священная Книга
подняла честь женщины на высоту.
Сначала вкратце посмотрим на её жизнь
до Ислама, её положение в Исламе.
До эпохи Ислама за женщиной практически
не признавалась никакая социальная роль
ни в каком обществе. Она была лишь товаром,
который покупается и продаётся. Если
женщина уходила из дома своего отца, то
полностью теряла свою свободу. Она не
имела права высказывать своё мнение ни
по какому делу. У некоторых народов женщина
в случае смерти своего мужа должна была
стать женой кого-либо из его родственников.
Ей нельзя было даже возвращаться в дом
своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой
частью семьи своего мужа. Естественно,
ни о каком уважении к ней не могло быть
и речи.
Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2 пишет:
„В Персии женщины находились в полной
власти мужчины, который имел полное право
присудить её к смерти или даровать ей
жизнь в зависимости от своего настроения”.
Хотя греки были в древности одним из самых
передовых народов, о чём свидетельствуют
их памятники культуры, положение женщины
у них было весьма приниженным. Об этом
писал выдающийся исламский проповедник
Абу-ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела
в тогдашнем греческом обществе никакого
прочного социального статуса. Согласно
греческим мифам, женщина по имени Пандора
была источником всех человеческих бед
и несчастий'.
Индуистские обычаи низвели женщину на
один уровень с животными в джунглях. Вдову
полагалось сжигать по смерти мужа вместе
с ним. Индусы доходили до того, что мать
оказывалась под опекой собственных сыновей
и не имела права на уважение с их стороны.
Кое-кто говорит: „На Западе женщина получила
права и свободу”. Но вплоть до общей собственности
на женщин - Запад в этом опередил даже
первобытные народы. Например, у племени
баконго целомудрие женщины не ставится
ни во что. Честь женщины и её авторитет
определяются тем, насколько она желанна
и привлекательна, и за какую цену её хотят
купить.
На Аравийском полуострове арабы в период
джахилийи также отказывали женщине в
правах. Она не могла наследовать после
смерти мужа или отца. Они нередко даже
закапывали в землю живыми новорождённых
дочерей, якобы боясь позора и нищеты.
Во время менструации женщина обязана
была оставлять дом и жить несколько дней
в отдельной палатке, ибо она в это время
считалась 'мерзкой'.
В Китае женщина принадлежала отцу, мужу
и сыну. Сначала она должна была повиноваться
своим отцу и брату, а после замужества
- мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное
игнорирование её прав и лишение её свободы.
Более того, в Китае родственники девушки
подбирали ей мужа через специального
маклера. В Японии существовало бесчеловечное
законодательство, по которому от женщины,
вышедшей замуж, требовалось полностью
прекратить связи с родительским домом
и не возвращаться в него ни под каким
предлогом, поскольку она рассматривалась
как собственность мужа,
и не имела никакого права на самостоятельные
действия - совсем как домашнее животное.
В иудейских мифах и сказаниях женщина
предстаёт как источник всех бед и несчастий
человечества, причиной всех возникавших
проблем. Это искажало образ женщины, придавая
ему зловещий характер.
Согласно воззрениям древних арабов, женщина
не имела права на наследование, так как
не участвовала в боевых стычках и набегах.
Это есть проявление абсолютного эгоизма.
И если бы тогдашние арабы допустили бы
её до участия в набегах и в грабеже, то,
вполне вероятно, кто-то из женщин мог
оказаться в плену. А это свело бы с ума
её хозяина, который стал бы говорить,
что она причинила ему боль и покрыла позором
на всю жизнь. Но если бы они относились
к женщине по справедливости и охраняли
её достоинство, то она была бы разумной
и послушной, лояльной как мужу и его семье,
так и своим родным, а не существом, принадлежащим
безрассудному мужу, для которого она
- всего лишь бесправный товар, с которым
можно поступать как угодно, существом,
которое не имеет права возражать мужу
или поправлять его, если бы даже он нёс
явную нелепицу.
В целом женщина до Ислама находилась
в достойном сожаления униженном положении
у всех народов, была бесправным существом
в руках мужа-эгоиста, который угнетал
её, одновременно считая её причиной всех
несчастий и источником позора. Нередко
деспотичный сын помыкал ею и заставлял
свою мать беспрекословно ему подчиняться
после смерти её мужа. Ей были абсолютно
недоступны знания и наука, она не могла
высказывать своего мнения ни по какому
поводу и не имела права даже навещать
своих родных и поддерживать кровные связи
с ними, а обязана была забыть и них. Нередко
её уделом было сожжение на костре, если
она осталась вдовой. Таков 'гуманизм'
человеческих законов во все эпохи. Сколько
ни старались люди исправить законы и
сочинить новые своим разумением, они
не могут предоставить женщине её права.
Наоборот, они только узурпируют их.
Нынешнее же положение женщины на Западе
и в тех странах исламского мира, которые
любят подражать всему западному, не лучше,
чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения
о том, что женщины там освободились от
оков, на самом деле они попали в ещё более
крепкие кандалы. Женщина вновь стала
товаром, в основном для удовлетворения
сексуальных потребностей. Женщины путём
аборта убивают своих ещё не родившихся
детей, чтобы быть подальше от детских
проблем.
Ислам справедливо относится к женщине,
определив её права и обязанности и разработав
необходимые нормы согласно Корану.
Ислам утвердил добрые нравы и отверг
противоречащие им дурные джахилийские
обычаи, которые узурпировали права и
попирали достоинства людей.
Религия вернула женщине её достоинство
и обелил её лицо после эпохи всевозможных
унижений. Она стала пользоваться уважением
и вниманием в доме своего отца, и мы видим,
что ей оказывают честь и достойно в доме
мужа. Она имеет возможность высказывать
своё мнение, навещать своих родных и поддерживать
с ними связи. Когда же она становится
матерью, то превращается в оберегательницу
детей и в источник, бьющий счастьем и
любовью.
Ислам повелевает мужчинам не из числа
ближайших родственников отводить от
неё свои взоры в знак уважения и оказания
ей чести.
Забота Ислама о женщине доходит до жалости
к ней. Посланник Аллаха, Mухамед, сказал
в Прощальной проповеди: „Обходитесь
с женщинами по-доброму, ведь они у вас
как заложницы, ничего своего не имеют.
Вы взяли их в жёны как дар Аллаха, и они
стали доступными вам по слову Аллаха”.4
В исламской истории есть замечательные
примеры из жизни мусульманских женщин,
права которых Ислам гарантировал и обеспечил
им достойную жизнь. Честь и почёт, которые
были им оказаны, иногда невозможно описать
пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан'
('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь
Абу Талиба, защитила одного мужчину из
многобожников в день взятия Мекки. Она
пришла к Пророку и рассказала ему об этом.
И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого
защитила ты, и даём безопасность тому,
кого ты обезопасила”.
Слово 'мааруф' (в данном случае означает
'доброе дело') несколько раз повторяется
в Коране в контексте брака и развода.
Ибо женщина - это создание, которое зависит
от мужчины, и мужчина должен заботиться
о ней, творить добро для неё и не создавать
трудностей.
В этой связи Всевышний Аллах говорит:
'И когда вы дали развод жёнам, и они достигли
своего предела, то удерживайте их согласно
принятому или отпускайте их согласно
принятому'.6
А также Всевышний сказал:
'И не препятствуйте им уносить часть того,
что вы им даровали, разве что они совершат
мерзость очевидную. Обходитесь с ними
достойно. Если же вы чувствуете к ним
отвращение, то, может быть, вам не нравится
что-либо, а Аллах устроил в этом великое
благо'.7
Таких аятов, побуждающих творить доброе
женщинам и беречь их, много. Это показывает
заботу Ислама о женщине и стремление
защитить её от угнетения, которому она
подвергалась в доисламские времена.
Ислам - это религия, призывающая к исправлению
общества и семьи. Для женщины он - надёжная
крепость и защита от бед и соблазнов.