Зарождение и эволюция инженерной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

Формирование и функционирование системы "наука - производство" происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность является двигателем научно-технического прогресса.

Содержание

Введение.
Глава 1. Зарождение и эволюция инженерной деятельности. Исторический аспект.
Глава 2. Развитие инженерной деятельности в новейшее время. Формирование инженерной деятельности как науки.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Инженерная деятельность..doc

— 112.00 Кб (Скачать)
 

Содержание. 

Введение.

Глава 1.  Зарождение и эволюция инженерной деятельности. Исторический аспект. 

Глава 2. Развитие инженерной деятельности в новейшее время. Формирование инженерной деятельности как науки. 

Заключение. 

Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Формирование и функционирование системы "наука - производство" происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность является двигателем научно-технического прогресса. Какие характеристики инженерной деятельности определяют ее место и роль в научно-техническом прогрессе, в обеспечении взаимосвязи науки с производством? Специфическими признаками, присущими труду инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. Это означает, что выработка инженерных решений и их практическая реализация в виде технических устройств, технологических процессов, режимов функционирования составляющих инфраструктуры и т.д. осуществляется на научной основе. Научной основой инженерной деятельности служат прежде всего технические науки. Исследования в сфере технических наук направлены на теоретическое описание строения и функционирования технических устройств, выявление закономерностей протекания производственно-технологических процессов, создание методов расчета разнообразных параметров и режимов, интересующих инженеров.

    В современных условиях техника, с одной стороны, выступает как объект инженерного труда, с другой - как объект научно-технического знания, на которое опирается инженерная деятельность. Поэтому можно говорить о целостной системе "Техника - инженерная деятельность - технические науки", функционирование которой направлено на развитие техники и непосредственно подчинено задачам этого развития. Эта система приняла форму социального института к 30-м гг. ХХ в., что нашло выражение в создании сети высших технических учебных заведений, организации НИИ отраслевого профиля, выделении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в качестве необходимой компоненты технического прогресса, развития производства и т.п. Причем системообразующая роль в триаде "техника - инженерная деятельность - технические науки" принадлежит инженерной деятельности, которая является высшей познавательно-созидательной формой трудовой деятельности, соответствующей общественно-экономическим потребностям техногенной цивилизации.

    Система "техника - инженерная деятельность - технические науки" сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. "Запуск" механизма научно-технического прогресса через посредство инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений.

    Повышение роли и значения инженерной деятельности связано с формированием технологической цивилизации ХХ в., характеризующейся исключительно интенсивными процессами потребления и преобразования вещества, энергии, информации. Развитие инженерной деятельности происходит в тесной связи с развитием естественных наук, однако наука сама по себе не порождала и не порождает технологию и технику, а лишь предоставляет потенциальные возможности для "разделения труда" между человеком и машинами, сделанными им. А вот реализация и организация этого "разделения труда" в соответствии с общественными потребностями - прерогатива инженерной деятельности. И здесь инженерная деятельность обладает собственным потенциалом развития и имеет аспекты функционирования, далеко не сводящиеся к "спуску" достижений науки в практику, в производство.

    Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной технической системы). В то же время есть многочисленные примеры, когда крупные ученые обращались к изобретательству, конструированию, проектированию, т.е., по сути дела, осуществляли какое-то время, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется (специально для этого подготовленными профессионалами, учеными или просто самоучками). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Зарождение и эволюция инженерной деятельности. Исторический аспект.

  Инженерная  и научная деятельность являются различными сферами практики. Первая из них является духовной деятельностью в сфере материального производства и функционируют в его рамках на основе науки и опыта самого материального производства. Вторая отделяется от сферы материального производства и начинает выполнять функцию выработки знаний об окружающем мире.

  Безусловно, исторически первой возникла техническая деятельность. Выделившись из животного мира люди вступили в историю полуживотными, грубыми , бессильными перед могуществом природы. Они еще не осознают все возможности своей жизнедеятельности. Человек обеспечивал себе питанием при помощи животнообразных, инстинктивных форм труда. Но постепенно люди начинают все более активно противостоять природе, вырабатывают первые технические приемы изменения природы, переработки ее веществ. В слабости первых людей, и, одновременно, в их силе, проявляемой в подчинении природы и овладения ею при помощи орудий труда, которых лишены животные, не исключая и обезъян, заключалась одна из специфических форм противоречий , толкавших древних людей вперед.

    В процессе активного противостояния природе у человека возникают духовные моменты, отсутствующие у животных:  сознательное целеполагание, концентрация внимания, волевое поддержание необходимого напряжения, наслаждение трудом как игрой не только физических, но и интеллектуальных сил . Именно в труде, в процессе создания орудий труда возникает возможность идеального плана деятельности. "Начавшаяся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой, - писал Ф.Энгельс, - расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до этого неизвестные свойства". Каждый новый трудовой акт будил мысль человека , ставил перед ним вопрос о том, что и как надо сделать . Создание орудий труда требовало мысленного сохранения свойств в таких сочетаниях , которых нет в природных предметах. Он брал, к примеру, палку, камень и лиану и сооружал из них молот. Это обеспечивало движение образов в отрыве от их конкретной ситуации действия с предметом, идеальной деятельности субъекта, появление эмпирических знаний.

  В эмпирический период развития техники  люди использовали те законы природы, которые они открывали не в  ходе теоретического познания действительности, а в ходе практической деятельности методом проб и ошибок. Эти законы гораздо позже были познаны наукой.

  Первобытный человек в процессе обработки  каменных орудий неосознанно использовал  закон параллелограмма сил. Поднимая и перемещая тяжести он использовал  законы рычагов первого и второго  рода. В гончарном круге он стихийно использовал выравнивающий эффект маховика, а в первобытном вертикальном ткацком станке - силу тяжести, не зная законов тяготения. Он находил эти закономерности эмпирическим путем, аккумуляцией производственного опыта.

  Появление эмпирических знаний, их пополнение и обработка постепенно приводила к зачаткам научных знаний. Изготовление и употребление ручных орудий труда заложили основы механики и физики, практические знания о животных и растениях - биологии, определение времени начала полевых работ и ориентации на местности - астрономии, необходимость измерения земельных участков, воды, зерна, построек - математики .

  Таким образом начала инженерной и научной  деятельности уходят в далекое прошлое  человечества. Однако эти две сферы умственного труда в их современном понимании возникают гораздо позже. Правда, наука как деятельность по производству систематических знаний зарождается еще в древнем мире в условиях рабовладельческого общества. Именно тогда возникает возможность появления выводного знания, выделения абстрактно- общего из конкретного. Именно тогда часть общества получает время, свободное от материального производства и появляются люди науки, которые начинают заниматься только выработкой знания, практическая в том числе и инженерная ценность которого отрицалась. Один из величайших людей античности Аристотель писал : " мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, ... что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы ".

  Идеал "чистой" научной деятельности не запятнанной практическими интересами существовал довольно длительный период времени, который охватывает всю  античность и феодальное общество. Причина того, что техническая и научная деятельность развивались изолировано друг от друга, двоякая. С одной стороны, техническая деятельность этого времени имело дело, в основном, с ручными орудиями труда для изготовления и функционирования которых достаточно было производственного опыта и эмпирических знаний. Другими словами не было со стороны технической деятельности востребованности в научных знаниях, техническая деятельность в эту эпоху почти не нуждалась в систематическом изучении природы. С другой стороны, наука еще не обладала такими знаниями и в таком виде, которые можно было бы использовать в технической деятельности.

  Только  в эпоху Возрождения из сферы  технической деятельности начинает выделяться ее особый вид - инженерная деятельность ориентирующаяся не только на производственный опыт, но и на использование научных знаний. Великий Леонардо да Винчи во фрагменте "О заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки писал : "Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса... Практика всегда должна быть построена на хорошей теории".

  Но  существующие традиции имеют огромную силу сопротивления. И в эпоху  Возрождения и значительно позже  вплоть до появления крупного машинного  производства действенной связи между инженерной и научной деятельностью не было. Более того, как констатирует Дж. Бернал, "сама промышленная революция в начальных стадиях своего развития не являлась плодом каких-либо достижений науки; творцами ее были ремесленники - изобретатели, чей успех обусловливался исключительно благоприятными экономическими условиями ". Изобретатель прядильной машины - самопрялки "Дженни", открывшей первый этап промышленного переворота в Англии, Дж. Харгривс совмещал профессии ткача и плотника. Делец Р. Аркрайт запатентовал прядильную ватерную машину комбинируя принципы других изобретателей. Рабочий - суконщик Дж. Кей  изобрел   механический

(самолетный) челнок ткацкого станка. Хозяин  мастерской Дж. Уатт в процессе  ремонта паровой атмосферной  машин английского кузнеца Ньюкомена создает универсальную паровую машину с цилиндрами двойного действия. Маханик Дж. Стифенсон изобрел паровоз, который решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. Бродячий живописец и чертежник, подмастерье у ювелира Роберт Фултон изобрел пароход. Английские фермеры Фаулер и Говард выработали наиболее подходящее сочетание паровой машины и плуга, создав паровой плуг.

  И все же тенденция взаимосвязи  технической и научной деятельности и формирование на этой основе инженерной деятельности в ходе промышленной революции становится все более сильной. Промышленная революция дала огромный стимул научной деятельности. Ее результаты в свою очередь находят техническое применение. Начинается история взаимосвязи инженерной и научной деятельности.

  Для конца 18 и почти всего 19 веков  характерно тесное сотрудничество в  деятельности инженеров и ученых. До этого времени в развитии и  функционировании ремесленного производства большую роль играли индивидуальные качества производителя - его сноровка, знания, опыт, умение. Психологические особенности индивида накладывали печать индивидуальности, неповторимости на производимые культурные ценности. С появлением крупного машинного производства рабочий становится простой механической силой, придатком машины. Его трудовые акты приобрели характер зависимости от работы машины, становятся стереотипными. Рабочему требовалось все меньше знаний. Происходит отчуждение духовных компонентов материального производства от физического труда, от знаний, сведений, умения отдельного рабочего, но не от системы материального производства. Весь процесс производства теперь требует все больше интеллектуальных сил. Крупное машинное производство может развиваться и функционировать только на научной основе. Духовные компоненты материального производства контактируются с компонентами духовного производства в единую творческую деятельность. Возникает заказ превращения науки в производительную силу общества, глубокого проникновения науки в производство и поэтому формирования особой группы людей внутри сферы материального производства с привилегией заниматься исключительно умственным трудом функция которого - разработка способов использования науки в производстве и утилитарное употребление научных знаний в овеществленном виде - в виде новой техники и технологии. В силу этих обстоятельств постепенно, однако довольно быстрыми темпами, формируется массовая профессия инженера в ее современном понимании . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зарождение и эволюция инженерной деятельности