Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:03, реферат
Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами.
Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами.
Идеи западничества
выражали и пропагандировали публицисты
и литераторы - П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев,
Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков,
М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и
др.; профессора истории, права и политической
экономии - Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев,
С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин,
П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский
и др. Примыкали к западникам писатели
и публицисты - Д. В. Григорович, И. А. Гончаров,
А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский,
В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов,
И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
В общественной борьбе против реакционной
официальной идеологии, провозглашавшей
единство «православия, самодержавия
и народности», и в идейных спорах со
славянофилами вместе с западниками
выступали в 40-х гг. А. И. Герцен, Н. П. Огарев,
В. Г. Белинский. В конце 30-х и в 40-х гг. 19
в., когда между демократизмом и либеральной
идеологией ещё не было тех противоречий,
которые обнаружились позднее, на рубеже
50-60-х гг., Герцен, Огарев и Белинский воспринимались
в общественно-идейных спорах и журнальной
полемике как западники, и сами себя к
ним относили. Однако по сути взглядов
и общественно-политических позиций они
являлись представителями зарождавшейся
революционно-демократической идеологии.
Органами печати, в которых западники
сотрудничали, главным образом были «Отечественные
записки» (с 1839), «Современник»,
«Русский вестник» (с 1856), «Атеней» (1858-1859),
газета «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские
ведомости», литературные сборники «Физиология
Петербурга» (1845), «Петербургский сборник»
(1846).
Предпосылками к возникновению западничества,
а также славянофильства были процессы
разложения и кризиса крепостничества
и развития капиталистических отношений
в России, формированию западничества
и славянофильства содействовало обострение
идейных споров среди интеллигенции после
напечатания в 1836 «Философического письма»
Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов,
примерно к 1841 – взгляды западников. В
московских литературных салонах Свербеевых,
Елагиных-Киреевских, Аксаковых, Сенявиных
по определённым дням встречались писатели
и учёные – западники и славянофилы, бывали
Герцен и Белинский. Новые произведения,
нередко бесцензурные, обсуждавшиеся
в салонах, вызывали страстные споры по
общественно-политическим, философским,
историческим и религиозным вопросам.
Идейные споры в московских салонах ярко
изображены Герценом в «Былом и думах».
Западники не отразили своих концепций
программно четко в каком-либо одном произведении
или документе. Но общественно-политические,
философские и исторические воззрения
западников, имея многочисленные оттенки
и особенности у отдельных представителей,
в целом характеризовались определёнными
общими чертами: отрицательное отношение
к самодержавно-крепостнической действительности;
общественная и научно-литературная деятельность
западников была объективно направлена
к тому, чтобы приблизить и облегчить развитие
капиталистического строя в России; они
выступали с критикой крепостного права
и составляли проекты его отмены, показывали
преимущества наёмного труда. Особенно
большое значение в борьбе с крепостничеством
имели «Записки охотника» И. С. Тургенева
(1849), публичные курсы лекций по истории
Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46, 1851), а также
его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского
«О крепостном состоянии в России» (1841)
и К. Д. Кавелина «Записка об освобождении
крестьян в России» (1855, изд. 1898). Сильнейшие
удары по крепостничеству нанесли произведения
А. И. Герцена и В. Г. Белинского, особенно
известное письмо Белинского к Гоголю
(1847). Отмена крепостного права представлялась
западникам возможной и желательной только
в виде реформы, проводимой правительством
совместно с либеральными дворянами. Крестьяне
при освобождении должны были получить
небольшие земельные наделы, уплачивая
помещикам денежный выкуп за себя и землю.
Западники критиковали феодально-абсолютистский
строй царской России, противопоставляя
ему буржуазно-парламентарный, конституционный
порядок западно-европейских монархий,
прежде всего Англии и Франции. Многие
публицистические произведения П. В. Анненкова,
В. П. Боткина, И. В. Вернадского, И. К. Бабста
и др. посвящены были показу западно-европейской
общественно-политической жизни, популяризации
буржуазной демократии. В этих произведениях
проявлялась нередко идеализация буржуазного
правопорядка и быта, определённая апологетика
буржуазной демократии, общественно-политический
строй которой тогда выгодно отличался
от феодально-бюрократического устройства
крепостной России. Выступая за сближение
России с буржуазными странами Западной
Европы, западники призывали к быстрому
развитию промышленности, торговли и новых
средств транспорта, прежде всего железных
дорог; убеждённо выступали за свободное
развитие промышленности и торговли без
вмешательства государства.
Установления буржуазно-парламентарного
строя в России они рассчитывали добиться
мирным путём, воздействуя общественным
мнением на царское правительство, распространяя
свои взгляды в обществе через просвещение
и науку. Путь революции и идеи социализма
(утопического) были неприемлемы для западников.
Убеждённые сторонники буржуазного прогресса
и защитники просвещения и реформ, западники
высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации
России. В Петре I они видели образец смелого
монарха-реформатора, открывшего новые
пути для исторического развития России,
как одной из европейских держав. После
смерти Николая I западники, стремясь побудить
царское правительство к реформам, часто
ставили Петра I в пример Александру II.
Философские воззрения западников находились
в русле развития идеализма, при заметном
воздействии философии Г. Гегеля и Ф. Шеллинга;
в 50-х гг. - О. Конта и Г. Бокля. Историографические
концепции западников во многом были родственны
идеям западноевропейских историков:
Ф. Гизо, О. Тьерри, Л. Ранке, Б. Нибура.
В целом общественная и научно-литературная
деятельность и воззрения западников,
их борьба против реакционной официальной
идеологии и критика либерально-консервативных
позиций славянофилов имели определённое
прогрессивное значение в условиях крепостной
России. В то же время сопоставление западников
и славянофилов показывает, что их идейные
разногласия явились своеобразным отражением
объективных противоречий развития русского
общества накануне отмены крепостного
права в России. В обстановке назревавшей
революционной ситуации конца 50-х гг.,
в практике подготовки крестьянской реформы
1861 противоречия между западниками и славянофилами
сглаживались и намечалось их сближение,
т.к. те и другие объективно выражали интересы
либеральных помещиков и буржуазии. Идеологам
либеральных помещиков и буржуазии противостояли
революционные демократы во главе с Чернышевским
и Герценом. В пореформенное время, в условиях
капиталистического развития западничество
как особое направление в общественной
мысли перестало существовать.