Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:22, реферат
Целью данной работы является изучение и ознакомление с наиболее известными памятниками замковой архитектуры Беларуси – Новогрудским, Мирским, Лидским, Несвижским и Гольшанским замками.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи: проследить историю создания и развития каждого из предложенных архитектурных объектов (Новогрудского, Мирского, Лидского, Несвижского и Гольшанского замков), познакомиться с их легендами, а так же узнать о возможных перспективах развития известнейших памятников архитектуры: консервация, реставрация, открытие музеев и т.д.
Введение…………………………………………………………………3
1. Новогрудский замок………………………………………………….4
2. Мирский замок………………………………………………………..7
3. Лидский замок……………………………………………………….10
4. Несвижский замок…………………………………………………...13
5. Гольшанский замок………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………21
Приложение А………………………………………………………….23
Приложение Б………………………………………………………….24
Приложение В………………………………………………………….25
Приложение Г………………………………………………………….26
Приложение Д…………………………………………………………27
Дворец Радзивиллов в Несвиже - это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Известно, что в замке обитает привидение. Призрак - это дух Барбары Радзивилл, супруги польского короля Сигизмунда. Согласно легенде, Барбара вышла замуж за Сигизмунда в тайне от польского королевского двора. В скором времени после тайной женитьбы, скончался отец Сигизмунда - польский король - и королевский престол перешел к Сигизмунду. По существовавшим в те времена правилам, Сигизмунд должен был укрепить государство хорошим браком. Двор не знал о женитьбе молодого короля, поэтому придворные незамедлительно стали искать невесту. Возглавила поиски мать Сигизмунда - Бона Сфорца. Новость о том, ч то у короля уже есть жена, была ей неприятна, однако свергнуть невестку законно у Сфорцы не было возможности. Бона поступила как настоящая итальянка. Со всем двором она съехала в Италию, но оставила лекаря, который приготовил доля Барбары яд. Барбару отравили. Ее похоронили в Кракове. Однако Сигизмунд, сильно любивший Барбару, не желал смиряться с ее смертью. Король решил с помощью алхимиков и магов вызвать душу покойной супруги. По правилам, во время спиритического сеанса, король не должен был касаться призрака Барбары. Когда все необходимые ритуальные действия были закончены, и в комнате появился дух Барбары, король не удержался, кинулся к своей возлюбленной и дотронулся до нее. В тот же момент в комнате что-то взорвалось, пошел трупный запах…Говорят, что с тех пор призрак Барбары не мог найти себе покоя. Считается, что призрак после смерти короля поселился в Несвижском замке. Как правило, дух Барбары появляется в Несвижском дворце ночью, в первом часу. По преданию, своим появлением душа Барабары предупреждает о грядущих бедах. Ее видели во Дворце как раз накануне сильного пожара в 2002 году, когда сгорела большая часть дворца.
В 2001 году, по мотивам древней легенды, в Национальном академическом театре им. Я. Купалы в Минске поставлена пьеса «Чорная Панна Нясвiжа». Постановка пользуется большим успехом. [15]
5.Гольшанский замок
Поселение Гольшаны с его деревянным замком, известное с 13 века, возникло на высокой горе над рекой Корабль на северо-востоке от современных Гольшан. Князья Гольшанские владели замком до 1525 г. После того как княжна Елена Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была перенесена на берег речки Лусты (Жиганки).
Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине 12 в. Своей композицией он отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольное здание (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах образуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Гольшанах уже нет воротной башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера. В них в основном находились жилые и хозяйственные помещения. Основой обороны замка стали мощные земляные валы и рвы, наполненные водой. Проезд в замок находился по центру одного из зданий, фасад которого отличался монументальной простотой. Арочный портал был обрамлен архивольтом. Напротив въезда на противоположной стороне двора находилась небольшая каплица, встроенная в жилое здание.
Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает некоторые голландские замки под Антверпеном. Такое сходство объясняется тем, что Беларусь, находясь в составе Речи Посполитой, ощущала достаточно мощное влияние голландско-фламандской архитектуры. Это результат оживленных культурных и торговых связей со странами Западной Европы. С конца 16 до начала 18 века на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной планировкой помещений, аркадными галереями и угловыми башнями. По такому принципу, в частности, построены в конце 16 — начале 17 в. польские замки Баранов, Красичин, Суха. [6, с.166-167]
Многое из того, что было в Гольшанах, разрушено и навсегда утрачено. Можно только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды. Когда-то эти стены украшали портреты представителей рода Сапегов, живописные полотна и оружие. В окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные плиты пола гармонировали с роскошными коврами, креслами, мраморными столиками, бронзовыми подсвечниками. Небольшие комнатки в башнях были украшены богатой лепкой. Здесь жили в непрекращающейся веренице праздника: балы и банкеты – все происходило с небывалым размахом. Но привычка жизнь в блеске и роскоши – не по средствам, которая передалась по наследству племянникам Павла Сапеги, закончилась крахом. Долги дядьки были погашены только разделом Гольшан среди кредиторов.
Современники считали
Гольшанский замок самым
В годы Северной войны замок был разрушен шведами. А с 19 века для него наступает эпоха заката. После подавления восстания 1863 года российские власти отдали замок своему соотечественнику Горбаневу. Новым имением хозяин распорядился, как настоящий вандал – решил разобрать на кирпич две башни для постройки домов. Они оказались крепкими, потому были взорваны...
На фоне такого кощунства почти легендой звучит рассказ о красном командире, отряд которого в 1939 году вошел в местечко. В поисках ночлега его привели к замку, недавно покинутому хозяевами. Но командир со словами: «Не могу позволить испоганить такую красоту», – развернул эскадрон ночевать в чистое поле. Насколько достоверна эта история, теперь можно только гадать. Только известно, что другие большевики не были такими ценителями красоты – в советские времена замок разбирали буквально по кирпичику на постройку свинарника и местного Дома культуры.[16]
Сегодня во всем мире необыкновенно популярна идея создания экомузеев – музеев под открытым небом, где сохранена или воссоздана естественная историческая среда. Один из больших плюсов Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных практически на пустом месте скансенах – музеях под открытым небом. Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит. [16] (см. приложение Д)
Гольшанский замок богат легендами как никакой другой. Во многих местах Беларуси существуют предания о привидениях и призраках, но везде они связаны с замками, старыми кладбищами или разрушенными храмами. Что–то правда, что–то нет. Но вот в Гольшанах есть самые настоящие привидения, которые поселились в руинах старинного замка и францисканском монастыре. Более того, жители Гольшан утверждают, что привидения замка здорово активизировались в последнее время. Люди связывают это с возобновлением в Гольшанах реставрационных работ — потревожен прах жертв, погребенных в стенах заживо в средневековье. Кто же они?
Когда–то давно безродный
В конце 20 веке преподаватель одного из учебных заведений пообещал отпустить воспитанников на каникулы досрочно, если они принесут для стройки по 80 кирпичей. Смекалистые учащиеся направились в Гольшанский замок. В результате над одним из самых рьяных исполнителей поручения обрушился свод. Парнишка погиб. Скажете, никакой мистики? Как знать…[17]
Одна из самых старых и знаменитых легенд в Гольшанах – о Белой Даме. Четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок те получат большое вознаграждение. Сперва все шло как по маслу, работа спорилась. И вдруг напасть какая-то: одна из стен монастыря рушится без каких-либо причин. В качестве работы каменщиков не стоило сомневаться, они свое дело знали. Но каждый раз уже трижды перестроенная стена вновь обваливалась. Словно некие темные силы вовсю старались помешать богоугодному делу. И вот, посовещавшись, строители решились на страшный поступок: первая из жен, которая принесет рабочим завтрак, будет принесена в жертву – замурована в злосчастную стену. Ночь напролет молился недавно женившийся рабочий, чтобы его молодая супруга, всегда первой прилетавшая на крыльях любви, на этот раз припозднилась. Но тщетно, девушка опередила всех. И поплатилась за это жизнью... С той поры уже на протяжении трехсот лет по коридорам монастыря скитается неприкаянная душа молодой женщины. Не удивительно, что она недолюбливает мужчин. Каждый из них, повстречавшись с призраком ночью, выходит на утро практически седым. По свидетельствам очевидцев, несчастный попадает в некую зону, полностью лишенную законов гравитации. Обливаясь холодным потом, он может целую ночь бегать по помещениям, спасаясь от жуткого наваждения, но так и не найти выхода. При этом ориентация в пространстве у жертвы полностью потеряна – многие утверждают, что бегали по потолку. Но это только начало истории.
Несколько лет назад реставрация монастыря была в полном разгаре. Необъятные его подземелья, заваленные почти до потолка, рабочие день за днем терпеливо расчищали. Однажды двое из них, разбирая стену, наткнулись на полость внутри: после непродолжительного осмотра ее стало ясно, что за кладкой находятся останки замурованной заживо женщины. Неужели той самой? Появился шанс навеки упокоить призрачную душу, отпев ее в храме. Однако кости были преданы строителями земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины умерли один за другим в течение четырех месяцев. Неизвестным осталось и место захоронения останков. Самое интересное: по стене, как и 300 лет назад, пошла глубокая трещина... С этого момента Белая Дама стала частым гостем в стенах монастыря и прилегающих к нему окрестностях. Очевидцев, наблюдавших девушку-привидение за последние пару-тройку лет больше, чем за все время существования здания. Так, сотрудники Гольшанского филиала Национального художественного музея РБ едва ли не ежедневно сталкиваются с разной «чертовщиной». А директору филиала музея Чеславе Окулевич доводилось даже тонкую прозрачную дамскую руку видеть, тянувшуюся к настенному выключателю. Довелось поволноваться и местному подростку Саше, надумавшему после полуночи прокатиться на велосипеде возле монастыря. На расстоянии 3–4 метров он увидел зависшую примерно в 20 сантиметрах над поверхностью земли фигуру женщины в белой, похожей на подвенечную, одежде с рукавами ниже пальцев, а вместо лица – черное пятно. Силуэт подзывал мальчика, махая рукой. Парень, бросив велосипед, дал тягу, на бегу ощущая иголочное покалывание в спину. А когда вернулся с дедом за транспортом, призрак исчез, но осталось некое холодное дуновение. [18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, это далеко не полный список известных замков и укреплений Беларуси, однако рассмотреть их все в данной работе, к сожалению, не представляется возможным, поэтому необходимо было начать хотя бы с малого. Таким образом, в данной работе мы изучили и ознакомились с известными памятниками замковой архитектуры Беларуси – Новогрудским, Мирским, Лидским, Несвижским и Гольшанским замками.
Были выполнены поставленные перед нами задачи. В работе мы узнали историю создания каждого из замков, проследили путь их развития, изменения, происходившие на протяжении столетий, легенды, связанные с этими живописными местами. И самое главное – перспективы развития известнейших памятников архитектуры.
В 2011 году начала действовать государственная программа «Культура Беларуси», запланированная до 2015 года. В рамках данной программы ведётся реконструкция замков и превращение их в музейные комплексы.
Новогрудский замок вдохновил
на создание бессмертных произведений
знаменитого поэта Адама
Мирский замок c 1989 года является филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. В 2000 году он первым был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь также ведутся реставрационные работы, число посетителей с каждым годом растёт. В замке проводятся выставки, концерты и тематические вечера.
Лидский замок пребывает в перманентной реставрации более 30 лет. Ежегодно здесь проходят различные праздники, представления и рыцарские фестивали. В замке размещен музей, кафе, кузница, стадион, трибуны, сувенирные лавки и много современных сооружений, которые, к сожалению, имеют мало общего с тем, что когда-то представлял собой Лидский замок.
В Несвижском замке и парке также ведутся реставрационные работы. Создаются экспозиционные залы. Открыть замок после реставрации планируется в декабре 2011 года. Этот старинный замок внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с каждым годом он привлекает к себе внимание всё большего числа туристов.
В Гольшанском замке предполагается выполнить работы по раскопкам и провести его консервацию. Здесь планируется открытие экомузея – музея под открытым небом. Один из больших плюсов Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных практически на пустом месте скансенах (музеях под открытым небом). Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит. Кроме того, замок как никакой другой богат легендами о призраках, что, несомненно, ещё больше привлекает туристов-экстрималов.
Включение белорусских памятников архитектуры в список Всемирного наследия ЮНЕСКО существенно увеличивает их туристический потенциал. Несомненно, в настоящее время очень важным направлением является восстановление памятников старины. Что бы ни говорили, слова так и останутся словами, а памятники будут превращаться в руины, пока к ним не вернётся настоящий хозяин. Если это монастырь, его должны занять монахи, если это костёл – верующие, если замок, то в него должен вернуться владелец, или его надо сделать музеем, открыв к нему дорогу настоящему туризму.
Нельзя вечно жить надеждой на лучшую жизнь, эту жизнь нужно улучшать сегодня, изо дня в день, из часа в час. Надо восстанавливать, вытаскивать из руин нашу старину, пока не поздно, пока ещё держаться её стены. В Беларуси столько памятных мест и строений, что сюда можно было бы привозить на экскурсии пол Европы. Надо восстановить хотя бы самое ценное! И в первую очередь конечно уникальные замки, отражающие нашу историю!