Замки Беларуст 13-16 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и ознакомление с наиболее известными памятниками замковой архитектуры Беларуси – Новогрудским, Мирским, Лидским, Несвижским и Гольшанским замками.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи: проследить историю создания и развития каждого из предложенных архитектурных объектов (Новогрудского, Мирского, Лидского, Несвижского и Гольшанского замков), познакомиться с их легендами, а так же узнать о возможных перспективах развития известнейших памятников архитектуры: консервация, реставрация, открытие музеев и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Новогрудский замок………………………………………………….4
2. Мирский замок………………………………………………………..7
3. Лидский замок……………………………………………………….10
4. Несвижский замок…………………………………………………...13
5. Гольшанский замок………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………21
Приложение А………………………………………………………….23
Приложение Б………………………………………………………….24
Приложение В………………………………………………………….25
Приложение Г………………………………………………………….26
Приложение Д…………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 5.66 Мб (Скачать)

Дворец Радзивиллов в Несвиже - это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Известно, что в замке обитает привидение. Призрак - это дух Барбары Радзивилл, супруги польского короля Сигизмунда. Согласно легенде, Барбара вышла замуж за Сигизмунда в тайне от польского королевского двора. В скором времени после тайной женитьбы, скончался отец Сигизмунда - польский король - и королевский престол перешел к Сигизмунду.  По существовавшим в те времена правилам, Сигизмунд должен был укрепить государство хорошим браком. Двор не знал о женитьбе молодого короля, поэтому придворные незамедлительно стали искать невесту. Возглавила поиски мать Сигизмунда - Бона Сфорца. Новость о том, ч то у короля уже есть жена, была ей неприятна, однако свергнуть невестку законно у Сфорцы не было возможности. Бона поступила как настоящая итальянка. Со всем двором она съехала в Италию, но оставила лекаря, который приготовил доля Барбары яд. Барбару отравили. Ее похоронили в Кракове. Однако Сигизмунд, сильно любивший Барбару, не желал смиряться с ее смертью. Король решил с помощью алхимиков и магов вызвать душу покойной супруги. По правилам, во время спиритического сеанса, король не должен был касаться призрака Барбары. Когда все необходимые ритуальные действия были закончены, и в комнате появился дух Барбары, король не удержался, кинулся к своей возлюбленной и дотронулся до нее. В тот же момент в комнате что-то взорвалось, пошел трупный запах…Говорят, что с тех пор призрак Барбары не мог найти себе покоя. Считается, что призрак после смерти короля поселился в Несвижском замке. Как правило, дух Барбары появляется в Несвижском дворце ночью, в первом часу. По преданию, своим появлением душа Барабары предупреждает о грядущих бедах. Ее видели во Дворце как раз накануне сильного пожара в 2002 году, когда сгорела большая часть дворца.

В 2001 году, по мотивам древней  легенды, в Национальном академическом театре им. Я. Купалы в Минске поставлена пьеса «Чорная Панна Нясвiжа». Постановка пользуется большим успехом. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Гольшанский замок

 

 

Поселение Гольшаны с его деревянным замком, известное с 13 века, возникло на высокой горе над рекой Корабль на северо-востоке от современных Гольшан. Князья Гольшанские владели замком до 1525 г. После того как княжна Елена Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была перенесена на берег речки Лусты (Жиганки).

Гольшанский каменный замок  был возведен в первой половине 12 в. Своей композицией он отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольное здание (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах образуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Гольшанах уже нет воротной башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера. В них в основном находились жилые и хозяйственные помещения. Основой обороны замка стали мощные земляные валы и рвы, наполненные водой. Проезд в замок находился по центру одного из зданий, фасад которого отличался монументальной простотой. Арочный портал был обрамлен архивольтом. Напротив въезда на противоположной стороне двора находилась небольшая каплица, встроенная в жилое здание.

Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает некоторые голландские замки под Антверпеном. Такое сходство объясняется тем, что Беларусь, находясь в составе Речи Посполитой, ощущала достаточно мощное влияние голландско-фламандской архитектуры. Это результат оживленных культурных и торговых связей со странами Западной Европы. С конца 16 до начала 18 века на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной планировкой помещений, аркадными галереями и угловыми башнями. По такому принципу, в частности, построены в конце 16 — начале 17 в. польские замки Баранов, Красичин, Суха. [6, с.166-167]

Многое из того, что было в Гольшанах, разрушено и навсегда утрачено. Можно только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды. Когда-то эти стены украшали портреты представителей рода Сапегов, живописные полотна и оружие. В окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные плиты пола гармонировали с роскошными коврами, креслами, мраморными столиками, бронзовыми подсвечниками. Небольшие комнатки в башнях были украшены богатой лепкой. Здесь жили в непрекращающейся веренице праздника: балы и банкеты – все происходило с небывалым размахом. Но привычка жизнь в блеске и роскоши – не по средствам, которая передалась по наследству племянникам Павла Сапеги, закончилась крахом. Долги дядьки были погашены только разделом Гольшан среди кредиторов.

 Современники считали  Гольшанский замок самым красивым  в Беларуси и Литве. [6, c.168]

В годы Северной войны замок  был разрушен шведами. А с 19 века для него наступает эпоха заката. После подавления восстания 1863 года российские власти отдали замок своему соотечественнику Горбаневу. Новым имением хозяин распорядился, как настоящий вандал – решил разобрать на кирпич две башни для постройки домов. Они оказались крепкими, потому были взорваны...

На фоне такого кощунства почти  легендой звучит рассказ о красном  командире, отряд которого в 1939 году вошел в местечко. В поисках  ночлега его привели к замку, недавно покинутому хозяевами. Но командир со словами: «Не могу позволить испоганить такую красоту», – развернул эскадрон ночевать в чистое поле. Насколько достоверна эта история, теперь можно только гадать. Только известно, что другие большевики не были такими ценителями красоты – в советские времена замок разбирали буквально по кирпичику на постройку свинарника и местного Дома культуры.[16]

Сегодня во всем мире необыкновенно  популярна идея создания экомузеев – музеев под открытым небом, где сохранена или воссоздана естественная историческая среда. Один из больших плюсов Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных практически на пустом месте скансенах – музеях под открытым небом. Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит. [16] (см. приложение Д)

Гольшанский замок богат легендами  как никакой другой. Во многих местах Беларуси существуют предания о привидениях и призраках, но везде они связаны с замками, старыми кладбищами или разрушенными храмами. Что–то правда, что–то нет. Но вот в Гольшанах есть самые настоящие привидения, которые поселились в руинах старинного замка и францисканском монастыре. Более того, жители Гольшан утверждают, что привидения замка здорово активизировались в последнее время. Люди связывают это с возобновлением в Гольшанах реставрационных работ — потревожен прах жертв, погребенных в стенах заживо в средневековье. Кто же они?

Когда–то давно безродный молодой  парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу–княжну Ганну–Гордиславу Гольшанскую. Девушка ответила взаимностью. Об их тайных встречах прознал отец княжны, злобный и мстительный магнат. Почитая жестокие традиции средних веков, он, «блюдя» родовую честь, приказал замуровать юношу в одной из полутораметровых по толщине стен замка. С тех пор и до наших дней по галереям и подвалам замка беспокойно бродит тень Черного Монаха (так прозвали его местные жители), наводя смертный ужас на случайных прохожих. Как утверждают многочисленные очевидцы, призрак Черного Монаха регулярно появляется в лунные ночи на разрушенных стенах замка в виде черной тени, охраняя ветхие руины от незваных гостей…

В конце 20 веке преподаватель одного из учебных заведений пообещал отпустить воспитанников на каникулы досрочно, если они принесут для стройки по 80 кирпичей. Смекалистые учащиеся направились в Гольшанский замок. В результате над одним из самых рьяных исполнителей поручения обрушился свод. Парнишка погиб. Скажете, никакой мистики? Как знать…[17]

Одна из самых старых и знаменитых легенд в Гольшанах – о Белой  Даме. Четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок те получат большое вознаграждение. Сперва все шло как по маслу, работа спорилась. И вдруг напасть какая-то: одна из стен монастыря рушится без каких-либо причин. В качестве работы каменщиков не стоило сомневаться, они свое дело знали. Но каждый раз уже трижды перестроенная стена вновь обваливалась. Словно некие темные силы вовсю старались помешать богоугодному делу. И вот, посовещавшись, строители решились на страшный поступок: первая из жен, которая принесет рабочим завтрак, будет принесена в жертву – замурована в злосчастную стену. Ночь напролет молился недавно женившийся рабочий, чтобы его молодая супруга, всегда первой прилетавшая на крыльях любви, на этот раз припозднилась. Но тщетно, девушка опередила всех. И поплатилась за это жизнью... С той поры уже на протяжении трехсот лет по коридорам монастыря скитается неприкаянная душа молодой женщины. Не удивительно, что она недолюбливает мужчин. Каждый из них, повстречавшись с призраком ночью, выходит на утро практически седым. По свидетельствам очевидцев, несчастный попадает в некую зону, полностью лишенную законов гравитации. Обливаясь холодным потом, он может целую ночь бегать по помещениям, спасаясь от жуткого наваждения, но так и не найти выхода. При этом ориентация в пространстве у жертвы полностью потеряна – многие утверждают, что бегали по потолку. Но это только начало истории. 

Несколько лет назад реставрация  монастыря была в полном разгаре. Необъятные его подземелья, заваленные почти до потолка, рабочие день за днем терпеливо расчищали. Однажды двое из них, разбирая стену, наткнулись на полость внутри: после непродолжительного осмотра ее стало ясно, что за кладкой находятся останки замурованной заживо женщины. Неужели той самой? Появился шанс навеки упокоить призрачную душу, отпев ее в храме. Однако кости были преданы строителями земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины умерли один за другим в течение четырех месяцев. Неизвестным осталось и место захоронения останков. Самое интересное: по стене, как и 300 лет назад, пошла глубокая трещина... С этого момента Белая Дама стала частым гостем в стенах монастыря и прилегающих к нему окрестностях. Очевидцев, наблюдавших девушку-привидение за последние пару-тройку лет больше, чем за все время существования здания. Так, сотрудники Гольшанского филиала Национального художественного музея РБ едва ли не ежедневно сталкиваются с разной «чертовщиной». А директору филиала музея Чеславе Окулевич доводилось даже тонкую прозрачную дамскую руку видеть, тянувшуюся к настенному выключателю. Довелось поволноваться и местному подростку Саше, надумавшему после полуночи прокатиться на велосипеде возле монастыря. На расстоянии 3–4 метров он увидел зависшую примерно в 20 сантиметрах над поверхностью земли фигуру женщины в белой, похожей на подвенечную, одежде с рукавами ниже пальцев, а вместо лица – черное пятно. Силуэт подзывал мальчика, махая рукой. Парень, бросив велосипед, дал тягу, на бегу ощущая иголочное покалывание в спину. А когда вернулся с дедом за транспортом, призрак исчез, но осталось некое холодное дуновение. [18]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Разумеется, это далеко не полный список известных замков и укреплений Беларуси, однако рассмотреть их все в данной работе, к сожалению, не представляется возможным, поэтому необходимо было начать хотя бы с малого. Таким образом, в данной работе мы изучили и ознакомились с известными памятниками замковой архитектуры Беларуси – Новогрудским, Мирским, Лидским, Несвижским и Гольшанским замками.

Были выполнены поставленные перед  нами задачи. В работе мы узнали историю  создания каждого из замков, проследили путь их развития, изменения, происходившие  на протяжении столетий, легенды, связанные  с этими живописными местами. И самое главное – перспективы развития известнейших памятников архитектуры.

В 2011 году начала действовать государственная  программа «Культура Беларуси», запланированная до 2015 года. В рамках данной программы ведётся реконструкция замков и превращение их в музейные комплексы.

Новогрудский замок вдохновил  на создание бессмертных произведений знаменитого поэта Адама Мицкевича. На территории замка ежегодно проходят рыцарские фестивали, свидетелями которых становятся тысячи туристов. В настоящее время в замке ведутся реставрационные работы, которые планируется завершить в ближайшие 5 лет. Восстановление Новогрудского замка может стать хорошим импульсом для развития туризма. Ведь Новогрудок расположен неподалеку от Мира и Несвижа.

Мирский замок c 1989 года является филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. В 2000 году он первым был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь также ведутся реставрационные работы, число посетителей с каждым годом растёт. В замке проводятся выставки, концерты и тематические вечера.

Лидский замок пребывает в перманентной реставрации более 30 лет. Ежегодно здесь проходят различные праздники, представления и рыцарские фестивали. В замке размещен музей, кафе, кузница, стадион, трибуны, сувенирные лавки и много современных сооружений, которые, к сожалению, имеют мало общего с тем, что когда-то представлял собой Лидский замок.

В Несвижском замке и парке также ведутся реставрационные работы. Создаются экспозиционные залы. Открыть замок после реставрации планируется в декабре 2011 года. Этот старинный замок внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с каждым годом он привлекает к себе внимание всё большего числа туристов.

В Гольшанском замке предполагается выполнить работы по раскопкам и провести его консервацию. Здесь планируется открытие экомузея – музея под открытым небом. Один из больших плюсов Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных практически на пустом месте скансенах (музеях под открытым небом). Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит. Кроме того, замок как никакой другой богат легендами о призраках, что, несомненно, ещё больше привлекает туристов-экстрималов.

Включение белорусских памятников архитектуры в список Всемирного наследия ЮНЕСКО существенно увеличивает их туристический потенциал. Несомненно, в настоящее время очень важным направлением является восстановление памятников старины. Что бы ни говорили, слова так и останутся словами, а памятники будут превращаться в руины, пока к ним не вернётся настоящий хозяин. Если это монастырь, его должны занять монахи, если это костёл – верующие, если замок, то в него должен вернуться владелец, или его надо сделать музеем, открыв к нему дорогу настоящему туризму.

 Нельзя вечно жить надеждой  на лучшую жизнь, эту жизнь  нужно улучшать сегодня, изо дня в день, из часа в час. Надо восстанавливать, вытаскивать из руин нашу старину, пока не поздно, пока ещё держаться её стены. В Беларуси столько памятных мест и строений, что сюда можно было бы привозить на экскурсии пол Европы. Надо восстановить хотя бы самое ценное! И в первую очередь конечно уникальные замки, отражающие нашу историю!

Информация о работе Замки Беларуст 13-16 веков