Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:22, доклад
Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме сравнительно рано происходит разделение религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и правовых норм, связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Понтифики контролировали всю юридическую деятельность в Риме
После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.
Наследование
по завещанию ограничивалось рядом
условий. Лишая наследства кого-либо
из агнатов, отец должен был прямо
назвать его. Всякое наследственное
распоряжение нуждалось в утверждении
Народным собранием.
Тема 4. Возникновение
и утверждение парламента
в Англии
1.
Предпосылки сословно-
В
ряде стран возникновение сословно-
Одной
из предпосылок возникновения
2.
Великая хартия
вольностей.
Великая хартия вольностей (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter), грамота, подписанная английским королём Иоанном Безземельным 15 июня 1215. Написана на латинском языке, содержит 63 статьи. Подписанию В. х. в. предшествовало восстание баронов, которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали также рыцари и горожане, выступавшие против налогового гнёта, притеснений со стороны королевских чиновников и неудачной внешней политики короля. Большинство статей В. х. в., закрепившей временную победу баронов над королём, отражало интересы феодальной аристократии. В. х. в. гарантировала соблюдение королём феодальных обычаев по отношению к его вассалам — баронам, запрещала взимать субсидии с феодалов без их согласия, судить баронов иначе как судом равных им по званию пэров; она ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий и создавала комитет из 25 баронов, который в случае нарушения хартии королём мог начать против него войну.
Значительно меньше В. х. в. дала рыцарству и верхушке свободного крестьянства: баронам и королю запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем следовало по обычаю, всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Города получили лишь подтверждение уже существовавших привилегий. Было установлено единство мер и весов. Основной массе английского народа — крепостному крестьянству (вилланству) Великая хартия вольностей не дала никаких прав.
В. х. в. сыграла известную роль в политической борьбе 13—14 вв., приведшей к складыванию английской сословной монархии. Аннулированная Иоанном в конце 1215, В. х. в. затем подтверждалась Генрихом III, Эдуардом I и Эдуардом II, за исключением так называемых конституционных статей, умалявших престиж короны. Забытая в конце 15 и в 16 вв., она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти.
Правовыми
источниками Великой хартии вольностей
являются феодальные обычаи, о соблюдении
которых идёт речь во многих статьях
хартии, а также издаваемые при вступлении
на престол хартии вольностей прежних
английских королей (особенно Генриха
I). Формально, до подписания Великой хартии
вольностей она представляла собой петицию
с изложением требований баронов и называлась
«Баронские статьи».
3.
Оксфордские и
Вестминстерские
провизии. Созыв парламента.
Король (с 1216) из династии Плантагенетов. Пытался управлять страной, опираясь на иностранных феодалов-авантюристов и союз с римской курией. Недовольство баронов этой политикой в конце 50-х гг. нашло поддержку у мелкого рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства.
В апреле 1258 г. бароны еще раз отказали Генриху в финансировании и вырвали у него согласие на реформы, которые должна рекомендовать комиссия из 24х лиц, назначенных наполовину Королевским Советом, а наполовину – баронами. В июне того же года в Оксфорде комиссия представила свою программу - Оксфордские провизии (the Provisions of Oxford). Основное требование баронов заключалось в том, что в будущем король должен управлять через Совет пятнадцати, избираемый четырьмя лицами – двумя от баронской партии и двумя от королевской. Каждый год должно было проводиться три «парламента», в котором двенадцать человек, выбранных баронами, чтобы представлять «общественность», будут встречаться с Королевским Советом. Новое правительство назвало канцлера, хранителя сокровищницы, канцлера казначейства, главных судей, каждый из которых должен оставаться на должности в течение года. Все доходы короны должны идти в казну. Шерифы должны иметь земли втех графствах, которыми они управляют, и они могут занимать этот пост в течение года. Канцелярия не должна была издавать указы без одобрения Совета. В каждом графстве четыре рыцаря должны выслушивать жалобы, особенно это касалось шерифов, и готовить дела для королевских судов.
В 1258-1259 гг. Совет изгнал из страны ненавистных иностранцев, поток финансирования в Сицилию прекратился, были составлены мирные договоренности с Шотландией и Францией. Начали регулярно проводиться «парламенты», казначейство контролировало ближайшее окружение короля. Но в следующем, 1259 г., Совет принял гораздо более спорные Вестминстерские провизии, которые ограничивали не только королевские прерогативы, но и окончательно подрывали власть феодальных судов над свободными арендаторами. Вскоре после этого произошел раскол внутри Совета, между де Монфором и Глостером, и к 1261 г. гражданская война казалась уже неизбежной. На Пасху 1261 г. Генрих, освобожденный папой от клятвы в отношении согласия с Оксфордскими и Вестминстерскими провизиями, сместил чиновников и министров, назначенных баронами. Теперь было два правительства, вызывавших рыцарей в свои «парламенты», и каждое из этих правительств мешало друг другу. Обе партии состязались в борьбе за общественную поддержку. Бароны пользовались в стране большой симпатией, и противостояние Глостера де Монфору удерживала их от активных действий. После смерти Глостера в июле 1262 г. баронская партия сплотилась вокруг де Монфора, сторонника решительной политики.
Отказ Генриха III от соблюдения «Оксфордских провизий» привёл к гражданской войне (1263—67). Симон де Монфор в 1264 разбил королевские войска и взял в плен Генриха III. После разгрома сторонниками короля войск оппозиции и гибели Монфора (август 1265) Генрих III в 1266 был полностью восстановлен в своих правах. Однако возросшая роль рыцарства и городов вынудила Генриха III и баронов установить практику созыва парламента.
В
январе 1265 г. в Лондоне собрался парламент,
куда Симон де Монфор призвал двух
горожан из каждого города и двух рыцарей
из каждого графства. Эта дата традиционно
считается датой зарождения парламента,
хотя, строго говоря, это не соответствует
истине: «парламент» (этимологически значащий
всего лишь «разговор») появился в практике
с незапамятных времен, с самого начала
правления норманнских королей, которые
имели обычай созывать консультации короля
с его приближенными и крупнейшими землевладельцами
при решении насущных вопросов. Но парламент
1265 г. явился первым парламентом, вызванным
не королем, и первым столь представительным
парламентом. Практическая причина созыва
столь представительного парламента заключалась
в том, что де Монфор хотел наполнить парламент
своими сторонниками, и поэтому принцип
представительства всех слоев общества
в парламенте скорее попирался де Монфором
– он прямо извещал все участки о том,
кого надо посылать. В парламенте были
представлены только 23 представителя
знати, но зато 120 священников – т.е. этот
«первый» парламент в основном состоял
из врагов короля, из той части населения,
на которую мог положиться де Монфор.
4.
Структура и компетенция
парламента (XIII—XIV вв.).
В среднем в изучаемый период в парламенты приглашалось по 130 магнатов и около 74 рыцарей графств (по 2 от 37 графств Англии), следовательно, класс феодалов страны был представлен там в среднем 204 членами. Среднее количество приглашавшихся городов в изучаемый период не превышало 80. Следовательно, в каждом парламенте обычно могло присутствовать не более 160 городских представителей. Это соотношение еще больше изменится в пользу класса феодалов, если учесть, что к его числу относились королевские советники, присутствовавшие на парламенте в количестве 30—40 человек, что в последние годы правления Эдуарда I количество магнатов, заседавших в парламенте, значительно превышало 130 (оно достигало 150, 190 и даже 206 человек). Очевидно, если судить по составу, представители класса феодалов должны были играть в парламенте большую роль, чем представители городов. Духовенство как сословие отсутствовало в парламенте вовсе, военное или дворянское сословие было резко разделено на 2 группы, а городское сословие не было изолированным и сначала по характеру приглашений, а затем благодаря совместным заседаниям сливалось с низшей фракцией дворянства. Значительные противоречия внутри класса феодалов помешали ему оформиться здесь в единое сословие— дворянство и разделили его на две сословные группы, которые мы условно называем баронством и рыцарством. Этому соответствовало отделение рыцарей от баронов и в парламенте. Оживленная хозяйственная деятельность мелких вотчинников создала предпосылки для некоторой общности их экономических интересов с фригольдерской верхушкой, а также с высшими слоями городского населения. Этому соответствовали общий выборный характер представительства от графств и городов и последующее объединение рыцарей и горожан в палате общин.
Политические функции, которые выполнял парламент:
В официальных приглашениях на парламенты в изучаемый период цели созыва этого собрания определялись весьма различно. По данным этих источников, магнаты приглашались для одних целей, а представители общин — для других.
Первые обычно приглашались для того, чтобы король мог иметь с ними «совещание и обсуждение», то есть для того, чтобы обсуждать вопросы, поставленные перед ними в парламенте, и принять по ним решение. Эта формула, которая наиболее ясно выражена в приглашениях магнатам на «образцовый парламент» 1295 г., затем повторяется, иногда дословно, иногда с некоторыми вариантами, в приглашениях на все парламенты. Единообразие этих приглашений говорит о том, что в королевской канцелярии уже сложилась к концу XIII в. определенная формула вызова магнатов.
Иначе обстояло дело с приглашением в парламент представителей графств и городов. Пригласительные письма к представителям общин отличаются гораздо большим разнообразием. В одном случае — в приглашениях на парламент 30 мая 1306 г.— мы встречаем уже знакомую нам формулу — «совещание и обсуждение».
Такую же официальную цель преследовало приглашение представителей общин на Карлейльский парламент 1307 г., хотя в самом приглашении цель эта прямо не указана.
В
приглашении на весенний парламент
1275 г. говорится только об обсуждении
государственных дел с
В большинстве же случаев функции представителей общин в парламенте сводятся согласно приглашениям к тому, чтобы «исполнять то, что там будет постановлено с общего совета».
Очевидно, в отношении представителей графств и городов формула приглашения в течение всего царствования Эдуарда I еще не установилась. Это объясняется тем, что приглашение в парламент этих представителей было делом новым, и в канцелярии еще не сложилось никаких традиций на этот счет. Таким образом, ясно, что официальная точка зрения короля и его чиновников проводила заметное различие между полномочиями в парламенте, с одной стороны, магнатов, с другой— представителей графств и городов. Ясно также, что парламент в полном составе в глазах правительства не являлся самостоятельным учреждением, призванным решать важные государственные вопросы. Он расценивался скорее как совещательный орган, мнением которого в той или иной степени интересовался король. Право принятия совместно с королем каких-либо решений признавалось только за магнатами.
Круг вопросов, ставившихся на сессиях парламента, был чрезвычайно разнообразен и обширен: 10 раз парламент с представительством от общин обсуждал вопрос о сборе очередных налогов на движимость. Два раза на широких собраниях, одно из которых было полным парламентом, обсуждался вопрос о повышении таможенных пошлин на шерсть и кожу (1275, 1303). Дважды парламент решал вопрос об объявлении войны. В 1283 г. он санкционировал карательную экспедицию против восставшего Уэльса, а в 1298 г. на парламенте был решен поход в Шотландию. Один раз—в сентябре 1283 г. — парламент в полном составе собрался в качестве верховного судебного трибунала для суда над Давидом Уэльсским. Четыре раза парламент с представительством от общин принимал непосредственное участие в издании новых законов (в 1275, 1297, 1300 и 1307 гг.). Первый парламент царствования Эдуарда I, собравшийся еще в его отсутствие — в 1273 г., — имел целью принести присягу на верность новому королю от всех его подданных. Наконец, многие из парламентов занимались также разбором петиций, поданных королю и его совету и решали важные судебные дела.