Законы хаммурапи

Автор: Светлана Павлова, 08 Октября 2010 в 20:24, реферат

Описание работы

Законы составлены в казуистической форме изложения правил – это самая ранняя примитивная форма изложения. Казус – это отдельные конкретные судебные решения. Логика изложения существует. Нет деления на право уголовное, гражданское, административное и т.д.
Первой частью является пролог, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Законы Хаммурапи - это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Работа содержит 1 файл

Законы Хаммурапи.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

     Общая характеристика

     Законы  составлены в казуистической форме  изложения правил – это самая  ранняя примитивная форма изложения. Казус – это отдельные конкретные судебные решения. Логика изложения существует. Нет деления на право уголовное, гражданское, административное и т.д.

     Первой  частью является пролог, в котором  Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи  городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

     Законы Хаммурапи - это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком. 

Общественный  строй

     По  законам Хаммурапи все население  разделяется на три сословия: авилумов, мушкенумов и вардумов.

     Всякий  общинник - «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью. Он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Жена должна была сохранять верность даже покойному супругу.1 Авилумы являлись полноправными собственниками семейного имущества при жизни, но завещать вполне произвольно они его не могли.

     Второе  сословие - мушкенумы (от “падающих ниц”, т.е. поступавших в услужение). Охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо  общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и принять  на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. В Старовавилонский период в таких людях не было недостатка: кто-то был вынужден отказаться от земельного участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то  мечтал о продвижении на царской службе, чьи-то общины  оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных  внутримесопотамских войн.

     Мушкенум, добившийся членства в общине,  становился авилумом,  но он по-прежнему нес повинность за сохраняемую им землю царя.

     Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле. Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже.

     Третье  сословие - вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев, т.е. лиц, которые могли распоряжаться их временем, рабочей силой и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения.) Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из преступников и несостоятельных должников). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение.

     Еще одну категорию населения составляли войны – редум, баирум.  За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие - нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока малолетний, который сможет в впоследствии служить.

     Таким образом, можно сказать, что в  законах Хаммурапи люди не были одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу, но несмотря на это, каждая категория людей в какой то степени обладала правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав. 

      Имущественные отношения

      Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам (мелким арендаторам земли). Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю.

      Особую  группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать.

     В Законах Хаммурапи упоминаются  следующие договоры1: 
. аренды; 
. имущественного найма; 
. личного найма; 
. займа; 
. купли – продажи; 
. хранения; 
. товарищества; 
. мены; 
. поручения.

     В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

     В ряде статей упоминаются различные  виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а  также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

     При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

     Договор купли–продажи был очень распространен  ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Преступления  и наказания:

В законах Хаммурапи выделяются три вида преступлений: 
. против личности; 
. имущественные; 
. против семьи

     К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

     Имущественными  преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

     Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают  прелюбодеяние 
(неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания  по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний: 
. смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); 
. членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); 
. штрафы; 
. изгнание. 
            При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. 
            Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему.

            Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

              Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца). 
 
 
 
 

Информация о работе Законы хаммурапи