Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:31, доклад
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до
н.э.) представляют самый значительный
правовой документ Древней Месопотамии.
Он был обнаружен французскими археологами
в 1901 году при раскопках эламского города
Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором
высечены законы, сохранил изображение
самого Хаммурапи.
В ЗХ заметно влияние древних законов
Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей:
введения, перечня статей и заключения.
Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает
себя поборником Справедливости, Истины,
Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно,
обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический
характер, так как преимущественно представлял
источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника
Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию
общественных отношений, связанных с царско-храмовым
хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие
важные области внутри- общинных отношений,
отношений общин с царской властью и пр.
те регулирования, которые успешно работали
на основе традиций не описывались.
Важное значение имели статьи, посвященные
собственности. Земля как объект собственности
имела два вида: государственная (царская
и храмовая) и общинная. Особый правовой
статус имели наделы земли за службу воинам
- имущество (илку), которое считалось основным
владением целевого назначения.
Земля, вода считались собственностью
царя и общины. ЗХ не содержит подробных
указаний насчет земли. Изъятие таких
участков у общины по общему правилу считалось
прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени
защищали крестьянина - общинника, попавшего
в сети ростовщика, от погашения долга
путем передачи заимодавцу поля или сада
с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья
48 ЗХ спасала должника-крестьянина от
потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного
поля, системы орошения отражены в ст.ст.
42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора
поля от ростовщика и в тех случаях, если
урожай погиб по причине стихийных бедствий
(ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель
поля соседа в случае небрежного отношения
к плотине, каналу взыскивался не в казну,
а в пользу пострадавших. Закон запрещал
спекулятивные сделки с полем, садом и
жильем общинников, преследовал тех, кто
по каким-то соображениям не обрабатывал
свой полевой надел, что наносило ущерб
общинному хозяйству.
консерватизм общины затруднял социально-экономическое
развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника
от недобросовестного приобретателя.
Иски по сделкам с недвижимой собственностью
при рассмотрении в суде, кроме свидетельских
показаний, должны были обеспечиваться
письменными документами, что было на
руку состоятельным гражданам. Знатоки
права благотворительностью не занимались,
бесплатно юридических консультаций клиентам
не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные
отношения достигли более высокого уровня,
чем в Древнем Шумере. Община переживала
кризис. По закону, она была вправе свободно
распоряжаться своей недвижимостью: продавать,
закладывать, менять, сдавать в аренду,
передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71).
Для распоряжения недвижимостью не требовалось
согласия со стороны общины. Однако если
человек покидал общину, терял связь с
нею, то утрачивал право на свой участок
земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем,
кто не выполнял свои обязанности землепользователя,
т.е. не участвовал в трудовых повинностях,
особенно при строительстве и ремонте
ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них
давались участки воинам, чиновникам за
службу. Существовали храмовые земли.
Собственность охранялась не только исками,
но и уголовными санкциями. ЗХ особенно
свирепо карал тех, кто скроет в своем
доме чужого раба (ст. 16). Кража животных,
принадлежащих дворцу и храму, каралась
штрафом в 30-кратом размере. Если виновный
не мог уплатить такой огромный штраф,
его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому
даже царь и его чиновники не могли вмешиваться
в земельные отношения общины, распоряжаться
ее недвижимым имуществом.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти,
управления, суда, весь аппарат чиновничьей
бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение
простых людей: общинников, мушкенумов,
всех бездо- ленных и подневольных. Правнук
Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем
гибели великой империи. Захватчики - касситы,
оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили
его и прихватили с собой даже статую главного
бога Мардука.