Законы царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:42, доклад

Описание работы

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.1

Работа содержит 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 20.85 Кб (Скачать)

     Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием  сборника законов. Первая кодификация  была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация  не сохранилась. Известные законы Хаммурапи  относятся к концу его царствования.1

     Внешне  кодекс представляет собой черный базальтовый  столб, обнаруженный в 1902 году французской  археологической экспедицией в  г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

     Один  из участников экспедиции вспоминал: "Это  была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".

     Но  ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет  редкостного сочетания искусства  мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это  был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.

     Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого  судебника на глиняных табличках.

     Своим законодательством Хаммурапи пытался  закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

     Судебник  Хаммурапи затрагивает самые  различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса  Хаммурапи решается по-разному.

     Правовые  положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что  законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

     Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.2

     Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному  праву. Статьи 196-214 содержат положение  о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям  труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие  вознаграждение и ответственность  врача, ветеринара, строителя, статьи о  найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда  и о рабах.

     Законы  Хаммурапи, как по содержанию, так  и по уровню развития юридической  мысли представляли собой большой  шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

     Законник  Хаммурапи по содержанию и форме  соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

     Особенностью  древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный  фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата  и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что  было обусловлено ирригационной  системой земледелия. Государство в  лице царя являлось верховным собственником  воды, организатором ирригационных  систем, и община распоряжалась водой  для нужд земледелия под контролем  царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право  на различные повинности в пользу государства.

     Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально  каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание  свободных крестьян-общинников и  ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

     Только  владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального  положения, полноправным.

     Об  экономическом неравенстве и  об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

     Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и  коллективной (храмов), так и в  частной собственности. Их ряды пополнялись  главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества  господина, которое можно было отчуждать  и передавать по наследству.

     Материальной  основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли  храмов.

     Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой  наместников было поддержание в  порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для  чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они  следили за сбором царских доходов  и отправкой их царю, собирали пошлины  с купцов, осуществляли полицейские  функции по поддержанию общественного  порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

     Для контроля над деятельностью местных  правителей и проведения в жизнь  царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские  посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

     В древневавилонском государстве  сохранились и органы общинного  управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его  глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.3  


Информация о работе Законы царя Хаммурапи