Законодательные органы России по Основным Государственным Законам 23 апреля 1906

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Современная Россия переживает переход к демократической политической системе, происходит процесс формирования гражданского общества и новой государственности, основанной прежде всего на приоритете прав человека. Наиболее актуальными проблемами современного социально-политического и конституционного развития России являются вопросы конституционного оформления статуса и полномочий политических институтов общества, соотношения законодательной и исполнительной власти. С момента возрождения российского парламентаризма прошло всего 10 лет.

Работа содержит 1 файл

Законодательные органы России по Основным Государственным Законам 23 апреля 1906 г.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Законодательные органы России по Основным Государственным  Законам 23 апреля 1906 г.

Введение.

  Современная Россия переживает переход к демократической политической системе, происходит процесс формирования гражданского общества и новой государственности, основанной прежде всего на приоритете прав человека. Наиболее актуальными проблемами современного социально-политического и конституционного развития России являются вопросы конституционного оформления статуса и полномочий политических институтов общества, соотношения законодательной и исполнительной власти. С момента возрождения российского парламентаризма прошло всего 10 лет.

  Российская практика последних лет решительно подтвердила: "не может быть подлинной демократии в стране без сильного, авторитетного, уважаемого парламента - одного из трех влиятельных и независимых центров власти, активно действующего в рамках разделения властей" Елчев В.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К, Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М., 2001. С. 118.18,. В связи с этим, исключительный практический интерес и историческую ценность представляет процесс политико-правовых реформ в России начала 20 в. Длительное время в отечественной государственно-правовой науке господствовало мнение о незыблемости самодержавия, вплоть до февральской революции 1917 г. . и отсутствии существенного влияния новых институтов и учреждений, возникших вследствие реформы 1905-1906 гг. на форму правления.

  Несомненно, что такой подход необъективен в силу излишней политизированности и обедняет взгляды на традиции отечественного конституционализма. Российская правовая и политическая действительность указывает на широкое использование конституционных институтов и учреждений, которые возникли и получили свое первое правовое оформление в ходе реформы 1905-1906 гг. Речь идет о многопартийной политической системе, участии народных представителей в законодательном процессе, контроле с их стороны за бюджетом и исполнительной властью и т.д.

Основные  законы 23 апреля 1906 года и их корни.

  Для детального понимания современных конституционных норм огромное значение имеет изучение Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г. как первой российской конституции, которые определяли, помимо всего прочего, соотношение законодательной и исполнительной власти.

  Особую роль в процессе реализации и практического воплощения прав и свобод российских подданных, которые были закреплены в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство внутренних дел, которое в силу специфики своего правового статуса обеспечивало соблюдение этих конституционных положений. Уроки российского парламентаризма свидетельствуют о необходимости, для достижения эффективного функционирования государственного механизма, идти на диалог и компромисс.

  Кудинов С.А. считает, что назвать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных актов в Европе и Японии, которые показывают, что Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. можно поставить в один ряд с тогдашними западноевропейскими конституциями, и, во-вторых, речь идет о формировании именно дуалистической монархии.

  Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным апрельским (1906г.) Царскосельским Совещанием под председательством императора. Мнение это основывалось на признании необратимости конституционных преобразований, ограничивавших права монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников: "Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово "неограниченный". Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует до того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после 17 октября помимо законодательных учреждений, Ваше Величество не можете уже издавать законы сами. По-моему, Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть. В основных законах надо издать то, что ново, а старое оставить, но слово "неограниченный" в нем не может оставаться". Самодержавной монархии в России предстояло стать монархией конституционной.

  Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она знаменовала наступление конституционной эры Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. М., 2003. С. 492..

  Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в себя новые главы, посвященные отдельным конституционным институтам - о правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те положения старых Основных Законов, которых не коснулось время, - о порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке и т.д. Основные Государственные Законы 1906 г. представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей (в редакции Свода Законов), охватывающее своим действием основополагающие государственно-правовые институты.

  Основные Законы занимали самостоятельное место в системе Свода Законов, образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные Государственные Законы.

  Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

  Основные государственные законы 23 апреля 1906 года стали первой действующей российской конституцией, оформив изменения, происшедшие в ходе реформ и создания Государственной думы. В этом видят результат революции, которая, в свою очередь, явилась итогом русско-японской войны - трагического поражения русских армии и флота, завершившегося в августе 1905 года подписанием графом С.Ю. Витте Портсмутского мирного договора. Можно сказать, что Япония косвенно способствовала превращению России в конституционную монархию.

  Менее известно то, что существовало и прямое японское влияние на судьбы российского конституционализма. Это доказывается самой историей создания Основных законов. Автором проекта, ставшего фундаментом их окончательной редакции, был Петр Алексеевич Харитонов, начальник Государственной канцелярии, которая занималась кодификацией и обеспечивала делопроизводство Государственного совета - высшего законосовещательного учреждения, а после 1906 года - верхней палаты народного представительства.

  Получив от императора Николая II в начале ноября 1905 года поручение составить проект новых Основных законов, П.А. Харитонов обратился к разработкам, исходившим из лагеря оппозиции. Это были: "Проект русской конституции", выработанный членами "Союза Освобождения" под руководством П.Б. Струве, проект конституции, подготовленный С.А. Муромцевым и напечатанный в "Русских ведомостях" 6 июля 1905 года, и программа Конституционно-демократической партии, выработанная ее учредительным съездом 12-18 октября 1905 года.

  Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть монарха ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому он только царствует, но не правит, и правительство ответственно не перед ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается в Англии.

  Бюрократическая конституция вышла столь же либеральной, как и ее источники, воплощая идею парламентарной монархии вполне недвусмысленно. В то же время при составлении российской конституции, помимо проектов, исходивших от оппозиции, Харитонов, как и авторы этих проектов, использовал и иностранные конституции. "Проект Основных государственных законов Российской империи, - признавался сам он, - составлен применительно к таковым же законам других государств, в соответствии с манифестом 17 октября 1905 года".

  Одним из источников проекта Харитонова была именно японская конституция, которая стала причиной не только появления отдельных статей российской конституции, но и их отсутствия. В частности, отказ от введения в проект постановления о присяге монарха соблюдать конституцию Петр Алексеевич мотивировал тем, что "подобное постановление" "не имеется" в том числе и в японской конституции.

Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года.

  Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г (нарастание студенческого движения, увеличение забастовок и стачек, крестьянских бунтов).

  На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающей монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную систему, но сохранившую весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

  Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

  Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация - Совет министров становится постоянно действующим органом.

  Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: “О мерах к укреплению в деятельности министерства и главных управлений”. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавалась частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”.

  В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 - Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).

  20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялись ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов строительства железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет, депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

  Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Государственная дума. Все законы, принятые Думой, должны были поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину - члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

  23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы” (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”. Власть управления также принадлежала императору “во всем ее объеме”, но законодательную власть император осуществлял “в единении с Государственным советом и Государственной думой” и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.

  Однако ст.87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывались. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был выноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Информация о работе Законодательные органы России по Основным Государственным Законам 23 апреля 1906