Язычество и принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:16, реферат

Описание работы

Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Славяно-Русское язычество……………………………………………...4
1. Классификация и общие сведения………………………………………4
2. Обряд погребения………………………………………………………...5
3. Жречество………………………………………………………………....6
4. Пантеон языческих богов………………………………………………...6
5. Влияние язычества на культуру и быт древних славян………………..7
2. Принятие христианства…………………………………………………..8
1. Причины принятия христианства………………………………………..8
2. Выбор веры………………………………………………………………..10
3. Крещение Руси, крещение Владимира………………………………….11
4. Распространение христианства на Руси………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

мои муки.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

          Завоевав  славный и богатый город, который  в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь ещё более возгордился  своим величием и чрез послов объявил  императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный  союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти героя Цимисхия, была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям  и спорили с ними о державе. Сии обстоятельства принудили императоров  забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий  и Константин, надеясь с помощью  сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв веру христианскую, он получит  и руку царевны, и царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого  казалось ей жестоким пленом и ненавистнее  смерти. Но политика требовала сей  жертвы, и ревность к обращению  идолопоклонников служила ей оправданием  или предлогом. Горестная царевна  отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными  и гражданскими чиновниками; там  народ встретил её как свою избавительницу со всеми знаками усердия и  радости. В летописи сказано, что  Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в  самую ту минуту, когда святитель  возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем  приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской  площади, между двумя палатами, где  жили Великий князь и невеста  его). Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили сей торжественный  обряд, за коим следовало обручение  и самый брак царевны с Владимиром, благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для  Константинополя, ибо Великий князь, как верный союзник императоров, немедленно отправил к ним часть  мужественной дружины своей, которая  помогла Василию разбить мятежника  Фоку и восстановить тишину в Империи.        

          Сего  недовольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсоне  церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил сей город царям греческим в изъявление благодарности за руку сестры их. Вместо пленников, он вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам (сии, может быть, изящные произведения древнего искусству стояли в Несторово время на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. 8

     2.4 Распространение христианства на Руси

          Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в  Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские  отталкивали его от берегов и  проводили до самых порогов, за коими  он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней  данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и  богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег  Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда  Великий князь и бояре предпочли  её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих  священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь  и шею;  отцы и матери держали  младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу  Вседержателя. Когда же обряд торжественный  совершился, когда священный собор  нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и  восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли  и неба! Благослови сих новых чад  твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя  твое!..”9 В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.

          Что касается крещения киевлян, то источники  дают противоречивые указания на его  время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и  более ранние, и более поздние  даты, в частности 990 г.

 
 

          8См.:Карамзин Н.М.История государства Российского. Том1. 1994. Стр. 20-25

          9Так  же . С. 27

          По  повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке  Днепра речке Почайне.  Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого  патрона императора Василия II - Василия Великого. 

          Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда  почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением  церквей на местах, где стояли языческие  идолы и храмы.   Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились  на развалинах мрачного язычества в  России, и жертвенники Бога истинного  заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве  деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и  призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного  во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый  варяг и сын его. В самом  Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый:  ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII века. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам,  Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством. 

          Распространение христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной  организацией насильно, при сопротивлении  не только жречества, но и различных  слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в  Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия  была связана с властью”. В других же городах замена традиционного  культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”.    Таким образом Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

          Утро сменяет ночь, новые лица заменяют старые, политический строй сменяет один другого – так было всегда, будет продолжаться и впредь, так показывает история. Но не стоит забывать, что мнений столько, же сколько и людей, особенно учитывая темную эпоху становления русской государственности. В любом важном историческом событии всегда присутствуют сторонники и оппозиционеры. Суть этой работы – не определить сторону между ними, а сделать выводы из полученной информации.

          И по сей день находятся люди которых  интересует язычество, конечно их меньше чем христиан, но как же суеверия, приметы, образы святых на иконостасе, народные праздники: все это пришло к нам из представлений языческих  славян. Принятие христианства – шаг  прогресса, не позволивший людям  оставаться в невежестве и необразованности. Но язычество сформировало русский  менталитет, именно поэтому мы сталкиваемся с ним до сих пор.

          Иногда  бездействие может быть хуже любого действия – именно поэтому категорически  нельзя было оставлять язычество  как религию. Один из самых важных политических шагов в Российской истории был сделан в 988 году, шаг  к развитию, культуре и образованности. Именно к тому, что помогает существовать долгое время. Вспомним любой народ: Скифов, Карфаген или даже Ацтеков  и Инков с их анимизмом: все, кто  не стремился к развитию, рассчитывал  на грубую силу или стоял на месте, празднуя достижение – все канули в лету…

          Из  всего написанного выше можно  сделать вывод, что принятие христианства на Руси – событие неизбежное и  даже вынужденное, своеобразная веха в  эволюции Восточных славян.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
 
  1. Белов Н.В. История России. Минск.: 2008. -832с.
  2. Введение христианства на Руси / АН СССР. Институт философии; Отв.ред. А.Д.Сухов. - М.: Мысль, 1987. - 302с.
  3. Карамзин Н.М.История государства Российского. Том1. 1994.
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: 1987. - 783с.
  5. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М.: 1996.-575с.
  6. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.: 1982.-327с.
  7. Соловьев С.М. «Об истории древней России» – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993.-542с.

Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси