Ярослав Мудрый Древняя Русь - История Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Ярослав Мудрый (около 978—1054), — Великий Князь Киевский, сын Князя Владимира I Святославовича. Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания — с семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Прозвище "Мудрый" Ярослав получил за составление свода законов — Русская Правда.

Работа содержит 1 файл

Ярослав Мудрый.docx

— 17.81 Кб (Скачать)

Ярослав Мудрый / Древняя Русь - История Древнего мира

Ярослав Мудрый (около 978—1054), — Великий  Князь Киевский, сын Князя Владимира  I Святославовича. Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания — с семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Прозвище "Мудрый" Ярослав получил за составление свода законов — Русская Правда. 
 
Управляя Новгородом, в 1014 Ярослав отказался от уплаты дани Киеву. Лишь только смерть отца, Великого Князя Владимира (1015), предотвратила войну. В ходе междоусобной борьбы с братом, Святополком Окаянным, Ярослав Мудрый в 1016-1018 занимал киевский престол и окончательно утвердился в Киеве в 1019. Он соединил под своей властью почти все древнерусские земли. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. В 1030-40-х гг. предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовские племена, емь и др. В 1036 войска Ярослава Мудрого разгромили печенегов.

При Ярославе Мудром феодальные отношения  в Киевской Руси достигли значительного  развития. Под руководством Я. М. был  составлен свод древнерусского права  — Русская правда. Во время правления  Я. М. в Киеве шло широкое строительство (Софийский собор и др.); развернулась интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Развивалось  летописание. Поставление первого  русского митрополита Илариона по инициативе Ярослава Мудрого укрепило международный  престиж Киевского государства. Ярослав был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями. 
 
Только в 1019 г. Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским князем. Ярослав прочно утвердился в Киеве. Но теперь предстояла еще борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства. Большое значение имело завершение христианизации населения. Уговорами и силой Ярослав Мудрый добился утверждения христианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую метрополию, таким образом, Киев стал церковным центром.

Когда вокруг не осталось соперников, Ярослав, что называется, поумнел  и прослыл Мудрым. Таковым, кстати, ни современники, ни летописцы его  не величали, а эпитет придуман Карамзиным. В общем-то, Карамзин не ошибся. Сын  Владимира Святого, сначала новгородский, а затем и киевский князь Ярослав  Владимирович действительно оказался мудрым, оказался достойным продолжателем  дела своего великого отца и стал одним  из выдающихся деятелей русской истории.

Он быстро уразумел, что подлинное  могущество государства достигается  вовсе не в беспрестанной гражданской  войне, а путем мира и стабильности. Активную энергию, скопившуюся в  массах, следует направлять не на агрессию друг против друга, а на хозяйственное  процветание, оборотистую и взаимовыгодную торговлю, дружбу с соседями, основанную на внушительной военной силе, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом и состоит  истинная государственная мудрость.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев. В 1036 г. он нанес  под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они  больше не появлялись в пределах Киевского  государства. На границе со степью была создана система укреплений и  городов. Ярослав вел трехлетию  войну с Византией, но хотя на полях  сражения не было решительных побед, а княжеское войско терпело даже поражение, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.

Ярослав Мудрый был известен как  образованный человек, знавший несколько  иностранных языков и имевший  богатую библиотеку. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с  Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей  и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский  собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему  миром. Тогда же, при Ярославе, в  Киеве были сооружены Золотые  ворота - парадный въезд в столицу  Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучение грамоте.

Именно при Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские  дворы Европы. Сам Ярослав был  женат на шведской принцессе. Его  дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла  замуж за германского императора.

Ярослав сделался Монархом всей России и властвовал от берегов Балтийского  моря до Азии, Венгрии и Дакии. Ярослав  ожидал только возраста сыновей, чтобы  вновь подвергнуть Государство  бедствиям Удельного Правления. Женатый на Анне, дочери Шведского  Короля - которая получила от него в  приданое Старую Ладогу - он был отцом  многочисленного семейства.

Великий Князь провел остаток жизни  своей в тишине и в Христианском благочестии. Но усердная набожность не препятствовала ему думать о пользе государственной и в самых  церковных делах. Греки, сообщив  нам Веру и присылая главных духовных Пастырей, надеялись, может быть, чрез них присвоить себе и некоторую  мирскую власть над Россиею: Ярослав  не хотел этого и еще в первый год своего Единодержавия, будучи в  Новгороде, сам избрал в начальники для сей Епархии Луку Жидяту; а  в 1051 году, собрав в Киеве Епископов, велел им поставить Митрополитом Иллариона Россиянина, без всякого  участия со стороны Константинопольского Патриарха...

Чувствуя приближение смерти, Ярослав  созвал детей своих и хотел  благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. «Скоро не будет меня на свете, — говорил  он, — вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично  для вас, погубит славу и величие  Государства, основанного счастливыми  трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его  могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет  на престоле Киевском: повинуйтесь  ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет  доволен своею частью, или старший  брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет  виновного». Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцов, и  ошибся.

Невзирая на старость и болезнь, он все еще занимался государственными делами: поехал в Вышгород и там  скончался 19 февраля 1054 г., имея от роду более семидесяти лет. Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею  в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда проявлял мужество; успокоил отечество и любил народ  свой. Внешняя политика Ярослава была достойна сильного Монарха: он привел Константинополь в ужас за то, что  оскорбленные Россияне требовали и  не нашли там правосудия; но, отмстив  Польше и взяв свое, великодушною помощью  утвердил ее целость и благоденствие.


Информация о работе Ярослав Мудрый Древняя Русь - История Древнего мира