Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:49, контрольная работа
Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы, в 330 тысяч человек. На вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров. Россия же на начало войны имела сухопутные войска в количестве 100 тысяч человек, да и то они были разбросаны на значительном расстоянии от Байкала до Порт-Артура. Россия к тому времени имела на Дальнем Востоке в составе военно-морского флота 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.
Введение 3
Начало войны 3
Борьба за Порт-Артур 5
Битва при Ляояне 6
Мукденское сражение 7
Цусима 8
Конец войны и заключение мира 11
Заключение 16
Оглавление
Введение 3
Начало войны 3
Борьба за Порт-Артур 5
Битва при Ляояне 6
Мукденское сражение 7
Цусима 8
Конец войны и заключение мира 11
Заключение 16
Введение
Япония к началу военных
действий имела сухопутную армию, считая
и резервные силы, в 330 тысяч человек.
На вооружении армии имелись 1068 орудий
разных калибров. Россия же на начало войны
имела сухопутные войска в количестве
100 тысяч человек, да и то они были
разбросаны на значительном расстоянии
от Байкала до Порт-Артура. Россия к
тому времени имела на Дальнем
Востоке в составе военно-
Начало войны
В ночь на 27 января 1904 г. японцы напали на русскую эскадру у крепости Порт-Артур. При первой же атаке были выведены из строя три крупных российских корабля. 27 января 1904 года японская эскадра в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев напали на находившиеся в корейском порту Чемульпо бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». После 50-минутного боя получивший тяжёлые повреждения «Варяг» был затоплен, а «Кореец» – взорван.
В феврале 1904 г. командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре был назначен вице-адмирал Степан Макаров. Макаров немедленно принял энергичные меры для восстановления боеспособности русской эскадры, что привело к росту воинского духа на флоте. Однако 31 марта 1904 г. флагманский броненосец Макарова «Петропавловск» подорвался на японской мине, погибли адмирал и почти весь экипаж судна. После этого эскадра надолго прекратила боевые действия. Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С.О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением. Адекватной замены ему до конца войны так и не нашли.
Японский флот получил возможность
беспрепятственно переправлять войска
прямо в Маньчжурию. Одновременно
армия генерала Куроки начала наступление
в Маньчжурию по суше из нейтральной
Кореи. Противостоял японской армии
Восточный отряд генерала Засулича,
который занимал неудачные
После занятия Дальнего японские силы разделились. Осада Порт-Артура была поручена генералу Ноги, а армия Оку, развернувшись, двинулась на север против Куропаткина.
Борьба за Порт-Артур
В отрезанном от русских частей крепостном районе не было единого бесспорного начальства, существовало одновременно три власти: командующий войсками генерал Стессель, комендант крепости генерал Смирнов и командующий флотом адмирал Витгефт. Стессель до подхода основных сил японцев мог попытаться разбить более слабую армию Ноги, однако предпочел отсиживаться в крепости, ожидая помощи от Куропаткина. Куропаткин направил для снятия блокады Порт-Артура корпус генерала Штакельберга, однако в ходе битвы у Ванфгоу 14–15 июня русские войска потерпели поражение и вынуждены были отступить. Командование порт-артурской эскадрой склонялось к отказу от выхода в море, считая шансы на успех незначительными, и предпочитало оставаться в крепости и участвовать в её обороне. Однако, после получения приказа Императора Николая II выдвигаться во Владивосток, адмирал Витгефт решился на выход и попытку прорыва во Владивосток.
Во время первой встречи с японской эскадрой Витгефту удалось уклониться от боя и двинуться к своей цели – Владивостоку, однако японцы использовали свое преимущество в скорости и навязали бой русским кораблям, нагнав их в 150 верстах от Порт-Артура. 28 июля произошёл первый за всю войну большой бой эскадр – Бой в Желтом море. Японский флот, серьезно пострадавший в этом сражении, уже готовился отступать, когда во флагманский корабль Витгефта попал крупнокалиберный снаряд. При взрыве погибли сам адмирал и многие офицеры его штаба. После этого часть кораблей эскадры вернулась в Порт-Артур, часть же ушла в нейтральные порты, где боевые единицы российского флота были разоружены. Лишь один крейсер «Новик» попытался достичь Владивостока, но в бою с японским крейсером получил повреждения и был затоплен своим экипажем.
Это стало концом 1-й Тихоокеанской эскадры. Вышедшие из Владивостока на помощь эскадре адмирала Витгефта русские крейсера встретились и вступили в бой с превосходящими силами японского флота. Более медленный «Рюрик» был повреждён и задержал остальные два русских крейсера, ушедшие лишь после потери трети своих моряков. Крейсер «Рюрик» был затоплен после героического сопротивления расстреливавшим его с безопасных позиций судов японской эскадры.
Сложившаяся в крепости ситуация с
отсутствием единой власти в совокупности
с затруднённым сообщением с внешним
миром могла иметь опасные
последствия, если бы среди командного
состава не нашлось генерала Романа
Кондратенко, который «с редким умением
и тактом сумел согласовать, в
интересах общего дела, противоречивые
взгляды отдельных начальников»
Битва при Ляояне
К концу июля в Маньчжурии три японские армии генералов Куроки, Оку и Нодзу, продолжая наступление, соединились у Ляояна, где 16 августа состоялось одно из генеральных сражений Русско-Японской войны. Русские три дня успешно отбивали все атаки японцев к югу от Ляояна, после этого А.Н. Куропаткин решил, сконцентрировав свои силы, перейти в наступление против армии Куроки. Операция не принесла желаемых результатов, и русский командующий, переоценивший силы японцев, решив, что они могут перерезать железную дорогу с севера от Ляояна, приказ об отходе к Мукдену. Русские отступили в полном порядке, не оставив ни единого орудия. Общий исход сражения при Ляояне был неопределённым. Тем не менее русский историк профессор С.С. Ольденбург пишет, что этот бой стал тяжёлым моральным ударом, так как все ждали в Ляояне решительного отпора японцам, а по сути, пишет историк, это был ещё один арьергардный бой, чрезвычайно кровопролитный к тому же.
Мукденское сражение
В январе 1905 г. в России сложилась революционная ситуация, что осложнило дальнейшее ведение войны. Чтобы успокоить общественное мнение, правительство требовало от военного командования предпринять наступление. Куропаткин разработал план наступления под Сандепу, но в бою потерпел поражение. Причиной его было неумелое руководство войсками, отсталые взгляды на тактику ведения боя, пресечение любой инициативы. Постоянные поражения, бессмысленное сидение в окопах, гибель раненых от холода и отсутствия медицинской помощи – все это оказывало деморализующее влияние на армию. Вновь прибывавшие из россии солдаты и офицеры приносили известия о начавшейся революции. В таких условиях шла подготовка к Мукденскому сражению, невиданному для того времени и сравнимому только с великими сражениями будущих мировых войн.
В битве под Мукденом (февраль – март 1905 г.) участвовало более 550 тыс. человек; фронт растянулся не менее чем на 100 км. По плану Куропаткина российские войска должны были прикрыть Мукден с севера и запада, затем подтянуть резервы и перейти в наступление. Но осуществить этот план не удалось. Командование упустило возможность нанести удар по армии Ноги, переброшенной в Маньчжурию после падения Порт-Артура, и позволило ей соединиться с основными силами японцев. Совершив сложный маневр, японские войска обошли Мукден с севера, затем прорвали фронт и вышли к железной дороге. Куропаткин отдал приказ об отступлении. Русские части отходили вдоль железной дороги по узкому коридору, образовавшемуся между двумя японскими армиями. Потери были огромны, боевой дух армии полностью сломлен. Японцы почти не преследовали отступавших, потому что сами были в тяжелом положении.
Цусима
Ввиду того, что японскому флоту с самого начала войны удалось перехватить стратегическую инициативу и стратегическое превосходство над русской эскадрой на Дальнем Востоке, ещё в апреле 1904 г. в Петербурге было принято решение о посылке на Дальний Восток всех крупных боеспособных кораблей Балтийского флота, а также достраивающихся броненосцев, готовность которых могла быть обеспечена к сентябрю 1904 г. Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал Зиновий Рождественский, занимавший в это время должность начальника Главного морского штаба. План русского командования состоял в соединении Балтийского флота с Тихоокеанской эскадрой и разгроме совместными усилиями японского флота. В дальнейшем предполагалось уничтожить японские войска при посредстве русских сухопутных сил, медленно концентрировавшихся в Манчжурии из-за невысокой пропускной способности Транссибирской магистрали.
Однако на полпути, когда Балтийская эскадра была еще у Мадагаскара, Порт-Артур пал, а почти весь Тихоокеанский флот России погиб. Тем не менее, эскадре Рождественского было приказано двигаться дальше. В качестве подкрепления с Балтики был послан отряд кораблей контр-адмирала Небогатова. Соединившись у берегов Вьетнама с этим отрядом, Рождественский в середине мая 1905 г. подошел к островам Цусима в Корейском проливе, где сразился со всем японским флотом.
Личный состав эскадры (в которую, в конечном счёте, вошли 11 из 12 имеющихся на Балтике броненосцев), получившей название 2-й эскадры флота Тихого океана, в большинстве своем прибыл на корабли летом 1904 года, и только командиры и часть специалистов были назначены ранее и находились на них при постройке. Поэтому ни офицеры, ни команда не имели достаточно времени, чтобы хорошо изучить свои корабли.
Кроме того, на кораблях эскадры было много молодых офицеров, досрочно выпущенных из морского кадетского корпуса по случаю войны, а также призванных из запаса и переведенных из торгового флота, так называемых «прапорщиков запаса». Первые не имели достаточных знаний и опыта, вторые нуждались в обновлении своих знаний; третьи хотя и обладали опытом и знаниями морского дела, но не имели никакой военной подготовки.
Перед уходом из Балтийского моря эскадра в полном составе ни разу не плавала, и только отдельные отряды кораблей совершили несколько совместных походов. Поэтому практика в совместном плавании и маневрировании была недостаточной. За короткий срок пребывания в Ревеле корабли эскадры смогли произвести очень ограниченное число стрельб, тем более что полученное для этого количество практического (т.е. учебного) боезапаса было меньше, чем предполагалось.
В конечном счёте, ко времени прибытия на театр военных действий русской на эскадре был хорошо отработан только один элемент тактики морского боя – следование в строю кильватерной колонны, а также несколько простых маневров.
Два флота встретились рано утром 14 мая 1905 года: один из адмиралов был отлично осведомлен о составе и местонахождении кораблей противника, второй вел свою эскадру практически вслепую, не имея представления, где, когда и какими силами он будет атакован. Цель адмирала Того состояла в уничтожении русской эскадры. Вице-адмирал Рождественский поставил эскадре задачу прорваться на север, во Владивосток, отбиваясь от неприятеля. Русские суда шли кильватерной колонной, отнюдь не способной использовать всю свою огневую мощь одновременно или эффективно, а также терявшей в скорости из-за более тихоходных судов. Этому со стороны японцев была противопоставлена наступательная тактика небольших маневренных соединений, которые, пользуясь превосходством в скорости, могли бы атаковать такую колонну с выгодных курсовых углов (т.е. с головы или хвоста) и выводить из строя головные или концевые корабли противника с больших огневых дистанций.
Большинство боевых единиц эскадры было потоплено, некоторые ушли в нейтральные порты. Три корабля прорвались во Владивосток; четыре броненосца, на одном из которых находился контр-адмирал Небогатов, сдались в плен. Сдался врагу и раненый Рождественский, спасшийся с гибнувшего флагманского корабля на миноносце. (За сдачу кораблей Небогатов был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы; Рожественский оправдан ввиду героического поведения в бою и тяжелого ранения.)
Не подчинился приказу только экипаж крейсера «Изумруд» во главе с капитаном II-го ранга бароном Ферзеном (в 1906 г. царь наградил В.Н. Ферзена за проявленную решимость золотым оружием). Он прорвался сквозь строй японских кораблей и ушел на Владивосток. Однако в заливе Св. Владимира «Изумруд» сел на мель и был взорван экипажем.
Другая группа кораблей (2 броненосца, 3 крейсера и 4 эсминца) продолжала отважно сражаться и геройски погибла. Из спасшихся судов 3 крейсера ушли в Манилу, 1 эсминец – в Шанхай, крейсер «Алмаз» и 2 эсминца – во Владивосток. В Цусимской битве погибло более 5 тыс. русских моряков. Японцы потеряли 1 тыс. чел. Балтийская эскадра была наголову разбита. Такого разгрома русский флот не знал со дня своего основания.
Цусимское сражение относится к числу крупнейших морских битв мировой истории. Это было и последнее сражение эпохи броненосных кораблей. Японцы потеряли в нем 3 миноносца. Гибель Тихоокеанского флота поставила окончательную точку в русско-японском противостоянии. Она лишила дальневосточные рубежи России защиты от агрессии с моря. Территория же Японии становилась неуязвимой. Летом 1905 г. японцы приступили к выполнению второй части своей военной программы и почти беспрепятственно овладели островом Сахалин. Защищавший его отряд под командованием генерала Ляпунова (3,2 тыс. чел.) сдался в плен 18 июля. Угроза нападения нависла и над слабо защищенным российским Приморьем.