Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:42, реферат
В начале XV в. во главе оппозиционного движения, направленного против католической церкви, становится Ян Гус (1369-1415), профессор пражского университета. Он родился в южной Чехии, в местечке Гусинец, в семье бедного крестьянина. Благодаря выдающимся способностям и упорному труду ему удалось закончить философский факультет университета и получить звание бакалавра (1393 г.). В то время структура средневекового университета включала философский факультет, который был обязательным для всех, а также теологический(богословский), юридический и медицинский. В 1396 г. Гус стал магистром свободных искусств и доктором философии, а в 1398 г. началась его преподавательская деятельность в университете.
В начале XV в. во главе оппозиционного движения, направленного против католической церкви, становится Ян Гус (1369-1415), профессор пражского университета. Он родился в южной Чехии, в местечке Гусинец, в семье бедного крестьянина. Благодаря выдающимся способностям и упорному труду ему удалось закончить философский факультет университета и получить звание бакалавра (1393 г.). В то время структура средневекового университета включала философский факультет, который был обязательным для всех, а также теологический(богословский), юридический и медицинский. В 1396 г. Гус стал магистром свободных искусств и доктором философии, а в 1398 г. началась его преподавательская деятельность в университете.
Воззрения Гуса в значительной мере развивались под влиянием идей Яна Милича из Янова и Томаса Штитного. Большую роль в формировании его взглядов сыграло также учение Джона Виклефа. В конце XIV в. сочинения английского реформатора были хорошо известны в Праге. По ряду вопросов Гус шёл дальше своих идейных предшественников. В 1399 г. он стал публично излагать и защищать свое учение.
В 1401 г. Гус был избран деканам философского факультета, а в 1402 г. – ректором университета. В 1402 г. он был также назначен проповедником в Вифлеемской часовне. Согласно ее уставу, Гус должен был жить при ней и ежедневно читать проповедь. Это дало возможность Гусу установить тесные связи с той частью населения Праги, которая выражала недовольство засилием католического духовенства в Чехии. Другом и единомышленником Гуса был Иероним Пражский.
В 1403 г. на заседании Пражского университета были запрещены 45 тезисов Виклефа. Выступления Гуса и многих других магистров в их защиту оказались безуспешными. Осуждение университетом учения Виклефа побудило Гуса действовать более решительно. В своих сочинениях и проповедях он смело выступал против разврата и распущенности нравов духовенства. Показывая вымогательства священников и монахов, их ненасытную жадность и алчность, Гус писал: «Это за исповедь, это за обедню, это за отпущение грехов, это за проповедь, это за благословение, это за погребение. Это за освящение святой водой, это за молитву. И последний грош, который бабушка завязала в платок, чтобы ни разбойник, ни вор не нашли его, и этот грош отнимут у неё». Согласно его проповедям, спасение людей – есть воля Христа, а не заслуга церковных иерархов, поэтому Гус предлагал оставить лишь простых священников, а развитую церковную иерархию ликвидировать.
Чешский реформатор требовал
секуляризации церковных
В первые годы Реформации Вацлав IV (чешский король) взял под защиту проповедников учения Виклефа, оказывал поддержку деятельности Гуса. Он хотел таким путём отомстить Григорию XII за признание им Рупрехта Пфальцского императором. Королева София сделала Гуса своим духовником.
При этом Ян Гус не выступал
против существования классового общества,
не требовал коренных изменений в
собственности на средства производства.
Он считал вполне нормальным наличие
социального и имущественного неравенства,
богатых и бедных. В соответствии
с этими взглядами Гус считал
необходимым преобразовать
Пражский университет со времени своего основания делился на четыре корпорации(«землячества»): чешскую, польскую, баварскую и саксонскую. При решении университетских дел каждая из них располагала одним голосом. После основания Краковского университета сильно сократилось число студентов из Польши. Польская корпорация стала пополняться большей частью за счёт немцев из Померании, Пруссии, Силезии. По настоянию Гуса и его сторонников, Вацлав IV издал декрет о реформе Пражского университета (18.01.1409). Согласно этому декрету, при решении всех дел в университете чешская корпорация получила три голоса, а остальным землячествам был оставлен один голос. Университет стал центром реформационных идей.
Деятельность Гуса вызвала тревогу и озлобление как со стороны пражского архиепископа, так и со стороны папской курии. Гусу и его единомышленникам не удалось отменить распоряжение Збынька об уничтожении книг Виклефа.
В 1412 г. Иоанн XXIII отдал распоряжение о массовой продаже индульгенций. Ян Гус решительно выступил против. В результате последующей деятельности, Гуса отлучили от церкви и приказали скрыть Вифлеемскую часовню, в которой он произносил свои проповеди.
В конце 1412 г. Гус и его ближайший сподвижник были вынуждены покинуть Прагу. Гус нашёл себе пристанище в козьем городке на юге Чехии. Во время пребывания в Козьем городке и в замке Краковец Гус развернул активную литературную деятельность, тщательно исправил чешский перевод Библии.
После длительных переговоров между церковниками различных стран было решено созвать собор в городе Констанце. Поскольку одной из главных задач собора должна была стать борьба с чешской реформацией, то Сигизмунд прислал к Гусу своих доверенных лиц с приглашением явиться на собор для изложения своих взглядов. Император обещал ему дать охранную грамоту для безопасности путешествия из Констанц и обратно. Путешествие Гуса длилось с 11 октября по 3 ноября 1414 г. 5 ноября 1414 г. открылся Констанцкий собор. Иоанн XXIII в качестве председательствующего на соборе, при поддержке немецких богословов и английских антивиклефитских, добился того, чтобы прежде всего было решено дело Гуса. Просьба магистра выступить перед собором для изложения своего вероучения была отклонена. 28 ноября 1414 г. его лишили свободы.
Сначала Гуса держали под арестом в доме одного констанцкого каноника в течение восьми дней. Затем бросили в темницу доминиканского монастыря, где он находился с 6 декабря 1414 г. по 24 марта 1415 г. Попытка пана Яна их Хлюма освободить магистра из заточения ник чему не привела. Кардинал Михаил и степан Палеч сочинили обвинительный донос, состоявший из восьми артикулов. 4 декабря папа создал комиссию из трех человек для рассмотрения дела о Гусе. Находясь в темнице Гус продолжал писать (13 посланий).
20 марта 1415 г. Иоанн XXIII бежал из Констанца, т.к. некоторые участники обвинили его в приверженности к учению Виклефа. Папа взял с собой и стражников Гуса, которые передали ключи от тюрьмы Сигизмунду. Сигизмунд теперь имел полную возможность освободить Гуса из заточения. Однако он передал ключи от тюрьмы констанцкому епископу. По распоряжению последнего ночью 24 марта Гуса тайно перевезли из темницы доминиканского монастыря в тюрьму замка Готтлебен. Здесь он находился с 24 марта по 4 июня 1415 г. Магистра заковали в кандалы, морили голодом, его мучали болезни, приобретенные в темнице доминиканского монастыря.
Тем временем церковный собор продолжал свою работу. 4 мая он осудил сочинения Виклефа, а 29 мая вплотную занялся делом Гуса. Чешские и польские папы протестовали против заточения магистра в Готтлебене – и его перевели в тюрьму францисканского монастыря. Особенно важно было то, что ему разрешили публичные аудиенции на соборе. Однако они проходили не так, как того хотел Гус. Ему не дали возможность изложить свои взгляды и лишь зачитывали обвинения.
5 июля 1415 г. Сигизмунд
поручил узнать последнюю волю
Гуса: желает ли он до конца
держаться своего учения, или
же решил проповедовать и
Когда Гуса вывели из храма, он увидел, что на улице зажжен костер, на котором церковники жгут его сочинения. Когда Гуса привели на место казни, к нему подошел курфюрст Людовик Пфальцский и очень настойчиво советовал отречься от своего учения, чтобы не подвергнуть себя сожжению. Однако магистр ответил: «Сегодня вы печете тощего гуся; но через сто лет услышите запевшего лебедя, которого вы не испечете, даже не поймаете сетью или силком». После этого Гуса крепко привязали к толстому бревну и обложили его дровами и соломай. Самого магистра обильно облили маслом. Затем жгли костер. Палачи глумились и над его трупом. «Когда горевшие поленья стали падать, а тело все ещё висело, ликторы раздробляли палками кости, чтобы скорее их сжечь. Найдя голову. Раздробили ее кием. Нашли и сердце Гуса с внутренностями. Вонзили в него заостренную палку и палили его на огне, особенно отбивая артерии другим кием. В огонь была брошена и одежда магистра. Пепел сожженного тела вместе с глубоко прокопанной землей положи на телегу и бросили в Рейн.
Литература: