Ян Амос Коменский

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Я.А.Коменский был основоположником педагогики нового времени. Он не только создавал общую систему привычного нам образования, но и занимался ее детальной проработкой. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

Работа содержит 1 файл

Каменский.docx

— 58.57 Кб (Скачать)

 

Школа родного языка, по Я.А. Коменскому, предназначена для детей  без различия пола, сословий, вероисповеданий  и национальности. Отметим, что это  один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

 

Гимназия, как дающая более  продвинутое образование изучает  уже и иностранные и древние  языки (латинский, греческий). Изучаются  так называемые «свободные искусства» (философия, риторика и пр.), а так  же естествознание, география, история.

 

Я.А.Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

 

Я.А. Коменский не ставил в  своих трудах задачу реформы высшего  образования, так как в то время  оно было традиционным, и, большей  частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский, юридический и медицинский.

 

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17-18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

 

Я.А. Коменский был новатором  в области дидактики, выдвинувшим  много глубоких, прогрессивных дидактических  идей, принципов и правил организации  учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные  четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность  учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор  в основных чертах применяются в  школах различных стран. Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты  и разработаны самим Я.А.Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в истории человечеств Я.А. Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

 

В развитии педагогики Я.А. Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую  же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в  области педагогики (идея всеобщего  обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые  дидактические принципы и правила  и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два  с половиной столетия спустя.

 

Со второй половины 19 века значение Я.А. Коменского стало все  более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).

 

Педагогическая теория Я.А. Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в  мировую культуру. Современная педагогика

 

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности. В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует «Открытая дверь языков» Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный «Мир в картинках».Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского «Мир в картинках», характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым. Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I. Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему. Главная заслуга в том, что труды Я. А. Коменского проникли в наше государство, принадлежит школам (необходимость в знании латинского языка, который еще в 18 веке оставался языком науки и международных сношений, а затем, позже, и иных западноевропейских языков, явилась стимулом к этому). Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах. Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики. Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского, а это дает нам право опровергнуть мнение о незначительном распространении книг Коменского и ограниченном влиянии его на русскую педагогику 18 века. Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России. Можно сказать, что поначалу в России довольно механически заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление усовершенствовать учебники Коменского или критически их переоценивать, то во второй половине 18 века начинается творческое освоение наследия Коменского. Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни. Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной из первых учебных книг, предназначенных для гимназии, напечатать «Мир вещей в картинках» в 400 экз. Эта книга была издана в 1768 г. профессором Московского университета К. А. Чеботаревым под следующим заголовком: «Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужных российских слов. Переводчик профессор Шаден». В России ее издавали восемь раз под различными названиями: «Видимый свет», «Видимый мир», «Зрелища вселенныя» - в качестве учебных пособий для народных училищ. «Мир вещей…» изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский (использовал в работе над «Родным словом»), по ней учился Н. И. Пирогов. Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей…», явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками м 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга». Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых «предметных уроков». Несомненно влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф. И. Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературе» призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П. Д. Шестаков) и оценивающих его как «основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию» (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского. 70-80-е гг. Х1Х в. – новым этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык «Великая Дидактика», известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы. Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.

 

500-летний юбилей Я. А.  Коменского, широко отмечавшийся  в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего  развития комениологического движения. В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами «Великая дидактика» и большинство других произведений Коменского. В журналах и отдельных монографиях печатаются многочисленные исследования жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей. В 1892 г при Военно - педагогическом музее создается специальный «Отдел имени Коменского», ставший членом Международного общества Коменского, поставивший своей целью «распространение педагогических идей Коменского среди отечественных педагогов и образование Русского общества вообще».

 

Интерес русских педагогов  к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них – книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского «Ян Амос Коменский», изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе. Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка». К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более легким и наглядным – близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы.

 Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: «… некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)». Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: «Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной… И чего я особенно желаю и на чем настаиваю – эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь».

 

 В труде Коменского  «Общий совет об исправлении  дел человеческих», изучение которого  было значительно продвинуто за последние годы, много места, естественно, посвящается вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма. Выступая против войн и социальной несправедливости Коменский считает, что средством к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский писал: «Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества». Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д. «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики». Этот принцип заключается в следующем. «Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения». Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики. Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения: 1. Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. 2. Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов. 3. Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов. 4. Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию. Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными. Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ. Выступая против средневековой школы, где изучались лишь «схоластические пустяки»,Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания. Коменский говорит не о приобретении навыков какого-нибудь одного ремесла, а об усвоении более общих ремесленных приемов. Коменский – создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов. Прежде всего необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение. Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом: 1) Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы. В этом принципе содержится два основных положения: - необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем; - следует заимствовать этот порядок из природы. Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, «чтобы предыдущее пролагало путь последующему». Для Коменского обучение – процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике. 2) Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня и все стоит на своем месте. 3) Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой. Природа раньше «приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…». Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.  - Образование должно начинаться своевременно.  -  Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы). Учить без разнобоя в методах. 4) Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы «скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой». Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях. Обучение должно быть развивающим, чтобы «изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы». Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, «кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает». 5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни («Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями»). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно. Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать. Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще «приведение в действие разума». Вот почему следующий принцип Коменского гласит: 6) Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они «не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом». Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни. Коменский так же разработал вопросы методики упражнений, положив в основу ее работу над элементами. Особое внимание должно быть обращено на упражнения в области навыков чтения, письма, грамотности. Нужно начинать обучение не со слов или целых фраз, а со звуков, как элементов, из которых складывается слово. То же самое относиться и к письму. Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:  - Определенные ежегодные начала учебного курса.  - Деление на классы.  - Распределение времени. Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель «подстрекал» учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем. Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не «корпеть» над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память. Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию

 

Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным  занятиям Коменский относит также  игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д. В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде «самоуправления», в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности. Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков. Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение. Однако трудно предостеречь полностью детей от дурного, злого, которое все таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам. В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности. Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. «Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)». Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним. Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д. Во всяком случае с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество «до любви и радостной бодрости». Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того, чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде «О культуре природных дарований».

Информация о работе Ян Амос Коменский