Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа
Я.А.Коменский был основоположником педагогики нового времени. Он не только создавал общую систему привычного нам образования, но и занимался ее детальной проработкой. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.
Школа родного языка, по Я.А. Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.
Гимназия, как дающая более
продвинутое образование
Я.А.Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Я.А. Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский, юридический и медицинский.
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17-18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Я.А. Коменский был новатором
в области дидактики, выдвинувшим
много глубоких, прогрессивных дидактических
идей, принципов и правил организации
учебной работы (учебный год, каникулы,
деление учебного года на учебные
четверти, одновременный прием учащихся
осенью, классно-урочная система, учет
знаний учащихся, продолжительность
учебного дня и т. д.). Рекомендации
его по этим вопросам до сих пор
в основных чертах применяются в
школах различных стран. Кончено, далеко
не все эти идеи были выдвинуты
и разработаны самим Я.А.
В развитии педагогики Я.А. Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.
Со второй половины 19 века значение Я.А. Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).
Педагогическая теория Я.А. Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру. Современная педагогика
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности. В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует «Открытая дверь языков» Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный «Мир в картинках».Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского «Мир в картинках», характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым. Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I. Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему. Главная заслуга в том, что труды Я. А. Коменского проникли в наше государство, принадлежит школам (необходимость в знании латинского языка, который еще в 18 веке оставался языком науки и международных сношений, а затем, позже, и иных западноевропейских языков, явилась стимулом к этому). Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах. Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики. Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского, а это дает нам право опровергнуть мнение о незначительном распространении книг Коменского и ограниченном влиянии его на русскую педагогику 18 века. Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России. Можно сказать, что поначалу в России довольно механически заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление усовершенствовать учебники Коменского или критически их переоценивать, то во второй половине 18 века начинается творческое освоение наследия Коменского. Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни. Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной из первых учебных книг, предназначенных для гимназии, напечатать «Мир вещей в картинках» в 400 экз. Эта книга была издана в 1768 г. профессором Московского университета К. А. Чеботаревым под следующим заголовком: «Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужных российских слов. Переводчик профессор Шаден». В России ее издавали восемь раз под различными названиями: «Видимый свет», «Видимый мир», «Зрелища вселенныя» - в качестве учебных пособий для народных училищ. «Мир вещей…» изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский (использовал в работе над «Родным словом»), по ней учился Н. И. Пирогов. Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей…», явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками м 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга». Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых «предметных уроков». Несомненно влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф. И. Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературе» призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П. Д. Шестаков) и оценивающих его как «основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию» (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского. 70-80-е гг. Х1Х в. – новым этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык «Великая Дидактика», известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы. Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.
500-летний юбилей Я. А.
Коменского, широко отмечавшийся
в 1892 г. в России и на Западе,
дал мощный толчок для
Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них – книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского «Ян Амос Коменский», изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе. Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка». К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более легким и наглядным – близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы.
Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: «… некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)». Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: «Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной… И чего я особенно желаю и на чем настаиваю – эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь».
В труде Коменского
«Общий совет об исправлении
дел человеческих», изучение
Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям Коменский относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д. В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде «самоуправления», в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности. Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков. Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение. Однако трудно предостеречь полностью детей от дурного, злого, которое все таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам. В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности. Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. «Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)». Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним. Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д. Во всяком случае с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество «до любви и радостной бодрости». Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того, чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде «О культуре природных дарований».