Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:23, реферат
Социально-экономическое развитие. Революция 1917 г. и гражданская война. Участие мусульман в выборах и работе Государственной думы.
XX век Казанский Край
Социально-экономическое развитие
В XX веке город ожидали большие потрясения. Казань стала одним из центров революции, в 1918 году за город в ходе гражданской войны велись ожесточённые бои. В1920 году был подписан Декрет об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики со столицей в Казани. В 1930-е годы началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения.
Были
построены новые предприятия, введены
в строй новые
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Свержение самодержавия и переход России на демократический путь развития не решили многих злободневных вопросов, волновавших общество. Самым главным из них было прекращение войны, а затем переход земли и промышленных предприятий и банков в руки народа, решение национального вопроса. Лозунги большевиков и ставших на время их союзниками левых эсеров, обещавших дать все это немедленно, охотно поддерживались населением. Демократические силы во главе с Временным правительством проявляли нерешительность и стремление идти по пути медленных реформ на основе законов, которые должно было принять Учредительное собрание.
Большая часть общества требовала немедленного решения всех наболевших проблем. Поэтому лозунги большевиков и ставших на время их союзниками левых эсеров, обещавших дать все это немедленно, охотно поддерживались населением. Октябрьский переворот, приведший большевиков к власти, был сравнительно легок и успешен почти на всей территории России. В Казани, начиная с 23 октября, шли вялотекущие бои революционно настроенных солдат и красногвардейцев с правительственными войсками. Ни та, ни другая сторона не проявляли особенного ожесточения и стремления уничтожить противника. Когда в Казань пришло сообщение о падении Временного правительства в столице, бои практически уже кончились победой восставших. Была установлена советская власть, в структуру которой входили различные Советы, представлявшие наиболее крупные группы населения: крестьян, рабочих, солдат. В числе наиболее авторитетных лидеров большевиков, возглавивших новую власть, были М.Вахитов, Г.Олькеницкий, К.Грасис, Н.Ершов, Я.Чанышев и др.
В годы
гражданской войны территория республики
дважды становилась местом ожесточенных
боев. В августе 1918 г. небольшие отряды
противников большевизма
Участие мусульман в выборах и работе Государственной думы.
Государственная Дума
как представительное законодательное
учреждение Российской империи была
введена согласно Манифесту императора
Николая II об учреждении Государственной
Думы, Положению о выборах в
Государственную Думу от 6 августа 1905
г. и Манифесту об усовершенствовании
государственного порядка от 17 октября
1905 г. В условиях революционного подъема
под давлением либерального крыла
правительства император
Порядок организации и деятельности Государственной
Думы определяли следующие законы: "Манифест
об изменении учреждения Государственного
Совета и о переустройстве учреждения
Государственной Думы" от 20 февраля
1906 г.; Указ "Учреждение Государственной
Думы" от 20 февраля 1906 г.; "Свод основных
государственных законов" от 23 апреля
1906 г. Избирательная система по выборам
в Государственную Думу строилась на четырех
главных законодательных принципах: куриальность
выборов, невсеобщность выборов, неравенство
выборов, многостепенность выборов. Однако
учреждаемая Государственная Дума не
имела вероисповедного ценза (туда лишь
не могли избираться бродячие инородцы
и лица, не владеющие русским языком). Во
время подготовки проведения в Нижнем
Новгороде Первого всероссийского мусульманского
съезда (15 августа 1905 г.) в программу вопросов,
намеченных на обсуждение, первым пунктом
был внесен вопрос о составлении "всеподданнейшего
благодарственного на имя его Императорского
Величества, Государя Императора адреса,
по случаю воспоследовавшего всемилостивейшего
Манифеста об учреждении народного законосовещательного
представительства в лице Государственной
Думы, при чем магометанскому населению
дарованы равные с коренным населением
права" <3>. Вторым пунктом значился
вопрос об определении задач и организации
партии в будущей Государственной Думе,
пятым - о представительстве мусульман
в Государственной Думе и о содействии
задачам особого совещания под председательством
графа А.П. Игнатьева (о веротерпимости),
насколько оно касается мусульман России.
Остальные 3 пункта касались духовных,
экономических, правовых, образовательных
и культурных проблем мусульман.
Таким образом, половина вопросов, заявленных
в программе, представленной нижегородскому
генерал-губернатору вместе с прошением
о разрешении проведения съезда, была
посвящена участию мусульман в политических
процессах, происходящих в Российской
империи. Отметим прекрасную осведомленность
организаторов съезда о принимаемых законодательных
актах, ведь со дня подписания Манифеста
прошло не более 8 дней (прошение было подано
14 августа), а также ту активность, с которой
мусульмане (сначала, конечно, наиболее
прогрессивная их часть) включались в
политическую борьбу за свои права, реагируя
на происходящие в стране процессы политической
модернизации. Мусульмане империи демонстрировали
способность к самостоятельному культурному
развитию и общественно-политическому
движению, причем в период революции 1905
- 1907 гг. наблюдается переход национального
развития из средневековых религиозных
в преимущественно политические формы
Нового времени. Как отмечают А.Ю. Хабутдинов
и Д.В. Мухетдинов, "деятельность мусульманского
общественно-политического движения в
период революции 1905 - 1907 гг. является показателем
зрелости нации"
На Первом съезде мусульман был учрежден
общественно-политический союз "Иттифак
аль-муслимин" ("Союз мусульман").
После провозглашения Манифеста 17 октября
1905 г., который официально разрешил существование
в Российской империи политических партий,
лидеры "Иттифака" проводят совещание
в Петербурге и решают приступить к созданию
программы мусульманской партии. Так "Иттифак"
из довольно аморфного союза трансформируется
в национал-либеральную партию, объединяющую
представителей российских мусульман
Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа, Туркестана
и Сибири. Окончательное формирование
партии "Иттифак" и принятие устава
и предвыборной программы происходит
на Втором всероссийском мусульманском
съезде в январе 1906 г. в Санкт-Петербурге.
В резолюции этого съезда отмечалось также:
"Съезд, принимая во внимание желание
съехавшихся представителей и имея в виду
близость выборов, находит наилучшим для
мусульман присоединиться к конституционно-демократической
партии" <5>. В свою очередь, ЦК партии
кадетов признал "необходимым организовать
постоянные сношения между представителями
мусульман и центральными органами партии,
а также и между местными партийными комитетами
и комитетами мусульманскими для согласования
действий в избирательной кампании..."
<6>. Блокирование с мусульманскими
либералами в ряде регионов было весьма
выгодно кадетам. Так, например, И.В. Нарский
указывает, что в Оренбурге мусульманские
либералы вели за собой 4 тыс. избирателей,
в то время как кадеты имели всего 176 голосов.
В Троицке блок кадетов и мусульман имел
800 голосов, из которых кадетам принадлежало
380 <7>. Аналогичное соотношение наблюдалось
и в Уфимской губернии. Кроме того, кадетов
привлекала та организованность и дисциплинированность,
которые были характерны для мусульманского
населения. Сказывались особенности его
религиозного уклада, где каждый правоверный
принадлежал своей общине, где слово имама
или муллы имело непререкаемый авторитет.
Решения, провозглашенные в мечети, были
обязательны для всех. Таким образом, мусульмане
были прекрасно организованной силой
потенциальных избирателей <8>. В то
время как русский электорат в силу своего
менталитета, отсутствия сплоченности
и ряда других причин демонстрировал очень
низкий уровень явки. Например, С.В. Лобачев
называет такие причины неявки избирателей,
как: игнорирование выборов в силу недоверия
формируемой Государственной Думе; неимение
свободного времени явиться на избирательное
собрание; сложные социально-бытовые условия,
затрудняющие явку на выборы; большой
процент опоздавших на избирательное
собрание, которые уже не могли принять
участия в баллотировке <9>. Однако,
как мы смеем предположить, особенности
менталитета сыграли здесь не последнюю
роль - многие из указанных С.В. Лобачевым
причин на данный момент утратили свою
актуальность, а избирательная активность
по-прежнему осталась очень низкой.
------------------------------
С осени 1905 г. все татарские газеты развернули
активную предвыборную кампанию. Политически
активной элите удалось мобилизовать
мусульманское общество на почти на 100-процентное
участие в выборах в Казанской, Уфимской,
Оренбургской и Вятской губерниях, где
были избраны соответственно 3, 6, 2 и 1 депутат-мусульманин.
Всего в работе Государственной Думы первого
созыва (27 апреля - 8 июля 1906 г.) приняли
участие 22 депутата-мусульманина <10>.
Подавляющее большинство из них в первые
дни работы Думы присоединилось к кадетской
фракции. Позже, благодаря усилиям бакинского
адвоката Али-Мардан Топчибашева (лидера
"Иттифака"), была создана самостоятельная
парламентская фракция мусульман, которая
объединила представителей мусульманских
народов всей России. Все члены бюро фракции
представляли в Думе партию "Иттифак
аль-муслимин".
В силу краткости существования I Думы
фракции удалось лишь наметить план будущей
работы. Однако на заседаниях фракции
были рассмотрены вопросы отношения к
основным думским партиям, аграрный вопрос
и некоторые другие. По такому значительному
вопросу, как аграрный, фракция сформулировала
общие принципы, включая неприкосновенность
вакуфных земель и земель, где ведется
скотоводство, необходимость образования
не государственного, а областного земельного
фонда, увеличение площади землепользования
для обрабатывающих ее личным трудом.
Среди законопроектов, обсуждавшихся
I Думой, особый интерес для мусульман
представлял проект "Основных положений
о гражданском равенстве", подготовленный
кадетской фракцией. Суть законопроекта
сводилась к требованию отмены ограничений
в гражданских правах, обусловленных принадлежностью
к той или другой национальности или вероисповеданию.
По поручению думской комиссии "для
разработки законов о гражданском равенстве"
члены бюро мусульманской фракции (С. Алкин,
А. Ахтямов, А.-М. Топчибашев) взяли на себя
труд по выявлению тех положений российского
законодательства, которые ограничивали
гражданские права мусульманского населения
по религиозному или национальному признаку
<11>. В связи с роспуском Думы эта работа
не была завершена.
9 июля 1906 г. император Николай II Высочайшим
манифестом распускает I Государственную
Думу и назначает время нового ее созыва
на 20 февраля 1907 г. Вместе с кадетами думские
лидеры "Иттифака" подписывают "Выборгское
воззвание" и отстраняются властью
от политической деятельности (по решению
суда все "подписанты" отсидели по
три месяца в крепости, а затем были лишены
права баллотироваться в депутаты Думы
последующих созывов и занимать должности
в государственных учреждениях).
Исследователи отмечают высокую степень
подготовки мусульманских депутатов к
законотворческой деятельности и их гражданскую
зрелость. Представители мусульман принимали
активное участие в прениях по обсуждению
законопроектов, в работе думских комиссий,
в составлении запросов правительству.
Нельзя не согласиться с выводом, который
делает Л.А. Ямаева: "Организация и деятельность
мусульманской фракции I Думы стали своеобразным
показателем вступления наиболее активной
части мусульманского общества в политическую
жизнь России" <12>. Блокирование с
кадетами подтвердило идейные позиции
членов фракции: они поддерживали либеральную
оппозицию. Приоритетными задачами своей
думской деятельности мусульманские депутаты
определили сохранение религиозно-культурной
самобытности своих народов, достижение
юридического и фактического равноправия
мусульман с русским населением.