Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 11:00, реферат
Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнерства.
1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)…………………………………………………..…….4
3.Заключение...............................................................................................9
4.Список литературы……..…………………………………………...........10
Учреждение
Образования Федерации
“Международный институт трудовых и социальных отношений”
Кафедра
профсоюзного движения и гуманитарных
дисциплин
СУРС
На тему: “Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)”
По дисциплине:
История, теория и практика профсоюзного
движения
Давидюк П. Г.
Минск 2010
Содержание
Введение
Согласно закону Республики Беларусь № 1605-XII от 22 апреля 1992 года о “Профессиональных союзах” каждый гражданин Республики Беларусь имеет право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).
Переход
от плановой и централизованной экономики
к рыночной, приватизация предприятий,
разгосударствление собственности, либерализация
цен и другие факторы привели
к ряду негативных последствий: снижению
качества и уровня жизни подавляющего
большинства граждан, спаду производства,
безработице, к несвоевременным
выплатам зарплат, обострению политических
и социальных противоречий. Одним
из путей выхода из сложившейся ситуации
может послужить эффективное
взаимодействие государства и профсоюзов,
базирующееся на принципах социального
партнерства.
Взаимодействие
государства и
профсоюзов (как в
ХХ веке, так и
на современном этапе)
Предшественниками профсоюзов были организации двух типов: легальные общества взаимопомощи, или ремесленные братства, и нелегальные стачечные кассы борьбы. Первые в своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные кассы были шире по профессиональному составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие слои рабочих.
Принятие
царским правительством 4 марта 1906 г.
закона о легализации профсоюзов
под названием "Временные правила
о профессиональных обществах, учреждаемых
для лиц, занятых в торговых и
промышленных предприятиях" активизировало
профсоюзное движение в Беларуси.
По данному документу разрешалось
учреждать союзы наемных
Профессиональные
союзы - исторически сложившаяся
организационная форма
Для выполнения этой функции профсоюзы вступают во взаимодействие с органами власти и управления как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.
Проблемы, решаемые профсоюзами, в значительной степени состоят в коррекции проводимой исполнительными и представительными органами государственной власти социально-экономической политики в сторону максимальной выгоды для членов профсоюзов. Основными формами взаимодействия профсоюзов и государства являются: проведение переговоров и заключение соглашений на равноправной основе по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях общественного управления; согласование критериев и показателей социальной справедливости; участие в разработке социальных программ; в формировании социальной политики государства.
Все эти
формы взаимодействия государства
и профсоюзов в значительной степени
могут стать действительно
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.
Общественные
отношения с участием профсоюзов
регулируются правом в той мере,
в какой это необходимо для
обеспечения представительства
и защиты интересов трудящихся, успешного
функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. В конечном счете
границы правового
Пределы
правового регулирования
Объем
и содержание прав профсоюзов определяются,
прежде всего, целью их создания, стоящими
перед ними задачами, выполняемыми
функциями, положением в политической
системе. Поэтому правовой статус профсоюзов
в сфере труда определяется государством
при участии профсоюзов. Они помогают
сформировать законодательные нормы
по вопросам деятельности профсоюзов.
Правовой статус профсоюзов тесно связан
с их уставными полномочиями, предусмотренными
самими профсоюзами. При создании законодательства
о профсоюзах принимаются во внимание
объем и содержание их уставных (общественных)
полномочий. Государство может закрепить
за профсоюзами права только по тем
вопросам, которыми они занимаются
в соответствии с уставами в силу
их общественного характера. После
принятия законодательства о профсоюзах
они должны соблюдать это
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах.
Таким образом, соотношение внутрипрофсоюзного и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Рассматривая статьи, по взаимодействию государства и профсоюзов хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее значимую из них – это статья закона, разработанным Правительством Республики Беларусь, “О профессиональных союзах”, который предусматривает “существенное упрощение процесса создания и деятельности в республике одной из мощнейших опор государства — профсоюзов”.
Этот закон о профсоюзах должен “комплексно и системно урегулировать вопросы, связанные с созданием, регистрацией и деятельностью профсоюзов, их организационных структур, союзов профсоюзов”.
Также в статье говорится, что согласно новому закону вводится новый вид профсоюзов — без образования юридического лица. Для этих профсоюзов не требуется наличия юридического адреса, такие профсоюзы не подлежат государственной регистрации, но будут ставиться на учет в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.
Кроме того, в документе устанавливается критерий представительства профсоюзов для взаимодействия с органами государственной власти по решению вопросов социально-экономического развития страны, а также ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров.
Совершенствование
и развитие системы социального
партнерства, форм и методов взаимодействия
профсоюзов (объединений профсоюзов)
и органов государственного управления
являются одной из приоритетных задач
социально-экономической
Профсоюзы
вправе вносить в установленном
порядке в органы государственного
управления предложения о принятии,
изменении или отмене актов законодательства
Республики Беларусь по трудовым и
социально-экономическим
Профсоюзы
через своих полномочных
Основаниями представительности республиканских профсоюзов, их объединений и организационных структур (подразделений) в органах государственного управления являются: