Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 11:00, реферат

Описание работы

Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнерства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)…………………………………………………..…….4
3.Заключение...............................................................................................9
4.Список литературы……..…………………………………………...........10

Работа содержит 1 файл

СУРС по профсоюзам.docx

— 27.50 Кб (Скачать)

Учреждение  Образования Федерации Профсоюзов Беларуси

“Международный институт трудовых и социальных отношений”

Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин 

СУРС  
 

На тему: “Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)”

По дисциплине: История, теория и практика профсоюзного движения 

  
 

                                                                                         Выполнил: Кушнер Д.И.

                                                                                         Студент 2-ого курса

                                                                                         Факультет МЭО и М

                                                                                         Группа 915

                                                                                         Проверил: доцент

                    Давидюк П. Г.

                                                     
 
 
 
 
 

Минск 2010

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)…………………………………………………..…….4
  3. Заключение...............................................................................................9
  4. Список литературы……..…………………………………………...........10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Согласно  закону Республики Беларусь № 1605-XII от 22 апреля 1992 года о “Профессиональных союзах” каждый гражданин Республики Беларусь имеет право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).

Переход от плановой и централизованной экономики  к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация  цен и другие факторы привели  к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным  выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним  из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное  взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального  партнерства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимодействие  государства и  профсоюзов (как в  ХХ веке, так и  на современном этапе) 

Предшественниками профсоюзов были организации двух типов: легальные общества взаимопомощи, или  ремесленные братства, и нелегальные  стачечные кассы борьбы. Первые в  своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в  себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные  кассы были шире по профессиональному  составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие  слои рабочих.

Принятие  царским правительством 4 марта 1906 г. закона о легализации профсоюзов под названием "Временные правила  о профессиональных обществах, учреждаемых  для лиц, занятых в торговых и  промышленных предприятиях" активизировало профсоюзное движение в Беларуси. По данному документу разрешалось  учреждать союзы наемных рабочих  и служащих на промышленных и торговых предприятиях для защиты экономических  интересов, улучшения условий труда  и быта, повышения профессионального  и культурного уровня своих членов. Однако профсоюзам запрещалось организовывать стачки, объединяться в пределах города, губернии и страны. Для контроля за их деятельностью учреждались  губернские присутствия. Власти, полиция  и жандармерия могли отказать в регистрации или закрыть  организацию по любому поводу. Железнодорожные  рабочие и служащие, работники  почты и телеграфа, государственных  учреждений, сельскохозяйственные рабочие  вообще не имели права вступать в  профсоюзы.

Профессиональные  союзы - исторически сложившаяся  организационная форма объединения  трудящихся. Как общественное явление  они представляют собой многообразную  и сложную систему отношений  и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы  входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основной функцией профсоюзов является представительство и защита трудовых и социально-экономических прав и интересов, в первую очередь, своих членов.

Для выполнения этой функции профсоюзы вступают во взаимодействие с органами власти и управления как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.

Проблемы, решаемые профсоюзами, в значительной степени состоят в коррекции проводимой исполнительными и представительными органами государственной власти социально-экономической политики в сторону максимальной выгоды для членов профсоюзов. Основными формами взаимодействия профсоюзов и государства являются: проведение переговоров и заключение соглашений на равноправной основе по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях общественного управления; согласование критериев и показателей социальной справедливости; участие в разработке социальных программ; в формировании социальной политики государства.

Все эти  формы взаимодействия государства  и профсоюзов в значительной степени  могут стать действительно эффективными, когда получат соответствующее  научное обоснование. Научные рекомендации нужны для профсоюзов в их участии  в реформировании государственной  политики занятости, в деятельности по решению проблем заработной платы, обеспечению нормальных условий  труда и его соответствующей охраны.

Деятельность  профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными  общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные  отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для  обеспечения представительства  и защиты интересов трудящихся, успешного  функционирования профсоюзов и дальнейшего  развития общества. В конечном счете  границы правового регулирования  зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений  с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости  с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в  сфере труда и связанных с  трудом отношений:

  • средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
  • с помощью права;
  • во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы  по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить  за профсоюзами права только по тем  вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После  принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач  и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается  во внутренние дела профсоюзов. Они  действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации  в государственных органах.

Таким образом, соотношение внутрипрофсоюзного и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Рассматривая  статьи, по взаимодействию государства и профсоюзов хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее значимую из них – это статья  закона, разработанным Правительством Республики Беларусь, “О профессиональных союзах”, который предусматривает “существенное упрощение процесса создания и деятельности в республике одной из мощнейших опор государства — профсоюзов”.

Этот  закон о профсоюзах должен “комплексно и системно урегулировать вопросы, связанные с созданием, регистрацией и деятельностью профсоюзов, их организационных структур, союзов профсоюзов”.

Также в статье говорится, что согласно  новому закону вводится новый вид профсоюзов — без образования юридического лица. Для этих профсоюзов не требуется наличия юридического адреса, такие профсоюзы не подлежат государственной регистрации, но будут ставиться на учет в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.

Кроме того, в документе устанавливается  критерий представительства профсоюзов для взаимодействия с органами государственной  власти по решению вопросов социально-экономического развития страны, а также ведения  коллективных переговоров и заключения коллективных договоров.

Совершенствование и развитие системы социального  партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов) и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач  социально-экономической политики Республики Беларусь. Профсоюзы участвуют  в разработке и реализации социально-экономической  политики государства.

Профсоюзы вправе вносить в установленном  порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и  социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие  трудовые и социально-экономические  права граждан (за исключением нормативных  правовых актов, содержащих государственные  секреты), принимаются органами государственного управления с предварительного уведомлением соответствующих профсоюзов (их объединений).

Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в  работе коллегиальных органов министерств  и других республиканских органов  государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.

Основаниями представительности республиканских  профсоюзов, их объединений и организационных  структур (подразделений) в органах  государственного управления являются:

  1. наличие соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов (положений) и требованиями законодательства Республики Беларусь;
  2. наличие установленной ежегодной внутрипрофсоюзной статистической отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.

Информация о работе Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)