Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:48, доклад
Восточная часть Римской империи отличалась от западной большим развитием торговли и ремесленной промышленностью, большим развитием городов, их экономическим процветанием. Именно Восток и прежде всего Египет являлся хлебной житницей всей империи. В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок; здесь было развито стекольное производство, обслуживающее другие провинции. Большого развития на Востоке, в частности в Малой Азии, достигло скотоводство. Сирия славилась железными и ювелирными изделиями, коврами. Города Востока — Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес и др.— были центрами крупной торговли.
Медицина в Византийской империи.
Восточная часть Римской империи отличалась от западной большим развитием торговли и ремесленной промышленностью, большим развитием городов, их экономическим процветанием. Именно Восток и прежде всего Египет являлся хлебной житницей всей империи. В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок; здесь было развито стекольное производство, обслуживающее другие провинции. Большого развития на Востоке, в частности в Малой Азии, достигло скотоводство. Сирия славилась железными и ювелирными изделиями, коврами. Города Востока — Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес и др.— были центрами крупной торговли.
Эта преобладающая экономическая роль стран Востока возросла после падения Западной Римской империи и сохранения Восточной Римской империи под названием Византийской. Расширение торговых связей с Индией, Цейлоном, Абиссинией, Средней Азией (Бухарой, Хорезмом), Закавказьем, Китаем и другими странами привело к дальнейшему росту промышленности. В частности, в VI веке были доставлены в Византию из Китая шелковичные черви (грена) и начало быстро развиваться шелководство, изготовление шелковых тканей.
В период раннего феодализма Византия и народы Востока достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь не только уцелели старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые, например Константинополь. Научное творчество здесь не замирало в V—VII веках, как это было в то время на Западе.
Византия явилась прямой наследницей античной культуры, она сберегла и сохранила эту культуру в те века, когда Западная Европа была во власти варварских племен и находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В IX—XI веках Византия выделялась по своей культуре и в X веке была самой культурной страной мира, крупнейшим культурным центром на Востоке Европы. Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Западной Римской империи и только в середине XV века ее завоевали тур к и-османы.
В политической, военной и культурной жизни Византийской империи большое влияние имели славянские народы — болгары, сербы, хорваты и др. Славяне проникали на территорию империи из-за Дуная, селились на ее границах. Свободное, незакрепощенное, жившее общинами славянское крестьянство составляло наряду с армянами контингент, из которого набиралась лучшая часть византийской армии, в том числе и ее полководцы. Византия неоднократно во ( л под своими стенами победоносные войска «славян. Походы Олега и Игоря в X веке сменялись переговорами и установлением дружественных отношений Византии с русскими князьями — Олегом, Святославом и Владимиром-
Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе. Византия сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.
Крупной заслугой
средневековой медицины Востока
явилось создание гражданских больниц
и аптек. Больницы существовали уже
в античном мире, но преимущественно
в виде военных госпиталей-
Благодаря своим связям с Византией Киевская Русь раньше приобщилась к культурному наследию античного мира, чем многие народы Западной Европы.
Медицина в арабских халифатах. Значительнее развитие медицина получила в мусульманских феодальных государствах — так называемых арабских халифатах. С середины VII века феодальная и торговая арабская аристократия предприняла под знаменем ислама многочисленные войны. К 640 г. арабами были завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет, было завершено покорение арабами Ирана, в конце VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы подчинили себе Среднюю Азию,, северо-западную Индию, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
Господство арабов и их государства—халифаты — существовали до XII—XIII веков. Единое огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и Восточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культурное общение народов, объединенных арабскими халифатами, сохранилось в течение 5 столетий. Обширная торговля способствовала развитию в арабских халифатах разносторонней хозяйственной деятельности.
Начиная с VII века в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока времен арабских халифатов унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации и в дальнейшем послужила одним из источников западноевропейской цивилизации. Призванная удовлетворять потребности растущей торговли, земледелия и промышленности, наука в арабских халифатах XIII—XII веков достигла более высокого развития, чем западноевропейская наука того времени.
В связи с экономикой в арабских халифатах развивалась и культура, обнаруживая наряду с общими чертами своеобразные, оригинальные черты в творчестве отдельных народов Востока. В странах Востока впервые получила распространение книга (рукописная), сменившая древний пергаментный свиток. Во введении в обиход бумаги как главного писчего материала большие заслуги имели ученые Самарканда, которые в VII веке начали изготовлять бумагу по изобретенному китайцами способу. Страны Востока славились изготовлением холодного оружия из дамасской стали. На рынках самого Дамаска с местным оружием успешно конкурировали мечи, доставлявшиеся из Руси.
Экономический расцвет, развитие торговли и промышленности в странах Востока способствовали развитию различных областей знания. В связи с запросами торговли, мореплавания, земледелия, промышленности развивались география, астрономия, математика, химия, ботаника. Оживленные связи между отдаленными странами и далекие военные походы, естественно, потребовали значительного обогащения и систематизации географических знаний. Ученые Востока определяли широту и долготу, значительно усовершенствовали исчисление времени. В арабских странах были основаны астрономические обсерватории, создан звездный каталог, дано географическое описание почти всех известных тогда стран мира и т. д.
Культура народов арабских халифатов, широко использовавшая и перерабатывавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда
Складывавшаяся в странах арабского халифата культура была многонациональной, наряду с арабами ее развивали иранцы, народы Средней Азии, берберы, мавры, египтяне и другие народы. Арабский язык в странах халифата играл роль, близкую к той, которая принадлежала латинскому языку в Западной Европе.
Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хорезма. Видный математик, географ и астроном Мухаммед Ал-Хорезми, живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из родоначальников алгебры. Ал-Хорезми принадлежит известная книга «Картины мира», в которой он заложил основы географии и этнографии Восточной Европы. Как математик и географ Ал-Хорезми имел в Средней Азии многочисленных последователей, включая Улугбека, внука Тимура, основавшего в XV веке крупную обсерваторию в Самарканде.
Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн-Сины и Ал-Бируни, ученых X—XI веков, членов хорезмий-ской «академии», подлинных энциклопедистов. Ал-Бируни был астрономом, географом, минералогом, этнографом, историком. За 5—6 столетии до Коперника и Галилея он отстаивал гелиоцентрическое строение мира.
Большого развития в арабском халифате достигла химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду позднейших открытий, хотя и ставили себе подчас фантастические задачи (влияние алхимии). Восточные химики должны были удовлетворять хозяйственно-производственным запросам своего времени, в частности в связи с горными промыслами, участвовать в добывании, обработке металлов, серы, ртути и' других работах. Они впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню и другие общеупотребительные в настоящее время предметы оборудования химической лаборатории; они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр. Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в Европе под именем Гебера (VIII—IX века), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.
Арабы создали
ряд центров науки и
Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. В медицине, как и в других областях знания, сказался многоплеменный характер населения арабских халифатов. Видными деятелями в медицине явились представители многочисленных народов, населявших халифаты или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы (основатели крупных больниц и школ с IV века, еще до образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы (персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи.
Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Переводчики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе.
Врачи в Византийской империи и арабских халифатах сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время они самостоятельно развивали и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина народов Востока времен арабских халифатов сохранила и распространила греческую медицину, пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, способствовала разработке теоретической и практической медицины, ввела много лекарственных веществ, усовершенствовала приготовление лекарств. Врачи арабских халифатов сыграли большую прогрессивную роль не только в развитии медицины своего времени; они оказали значительное влияние на развитие медицины у народов Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила прогрессивную медицинскую науку эпохи Возрождения и оказалась одним из ее ценных источников.
В странах Востока в крупных городах были большие больницы. Вслед за больницами в странах Востока впервые появились аптеки. Развитие аптечного дела как лекарствоведения тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя в первую очередь практические цели, больницы и аптеки оказали большое влияние на развитие медицинских знаний. Там были специальные
должностные лица по наблюдению за врачами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали научные учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X веке, «академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатоз были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.
Ар-Раэи, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.
Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.
В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на частные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских (ракультетах в средневековых университетах Западной Европы.