Вязь в 16-17 вв. Террриториальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

С конца 15 века с развитием русской, украинской и белорусской письменности, складывются их региональные черты вязи.
В укр. И белорус. Письменности получил преобладание природный тип вязи, а в рус. – геометрический.

Работа содержит 1 файл

Вязь в 16-17 вв. Террриториальные особенности..docx

— 12.54 Кб (Скачать)

Вязь в 16-17 вв. Террриториальные особенности.

С конца 15 века с развитием  русской, украинской и белорусской  письменности, складывются их региональные черты вязи.

В укр. И белорус. Письменности получил преобладание природный тип вязи, а в рус. – геометрический.

По худ.-техн. принципам русская вязь богаче, чем византийская и южнославянская. Один из глав. приемов – мачтовая лигатура( соед.  2х смежных вертикал. линий в одну). В русском алфавите больше чем в греческом мачтовых букв, так что развитие лигатур мачтого характера больше.

Далее идет дробление  на местно развивающиеся худ-каллиграфические «школы» вязи, вызвано это эконом. и  культ. развитием отдельных областей.

Характерной особенностью рукописей, написанных вязью  в Пскове, является дробление мачтовых лигатур, т.е. расчленение  общей мачты  букв на 2 неравные части.

Для новгородской вязи характерна штамповка, т.е. замена у  ряда букв петель и извивов отвесными линиями штамповка коснулась прежде всего букв Б,В, У, в меньшкей степени букв Ъ, Ы, Ь, М, Ж. еще важная палеографическая примета новгородской вязи середины 16 века это лигатура СТ.

Приметовй московской вязи време Ивана Грозного это увелечение полумачт (полуштампов). Штамповка распростр. на такие буквы, как например,  А

Наличие большого количества новых букв с полумачтами вызвало  появление двух новых приемов  вязи:

1. ложное дробление  лигатур – буквы с полумачтами, располагаясь в один вертикальный ряд друг с другом или же с мачтовыми буквами, давали сочетания, зрительно напоминающие дробление старых  мачт. лигатур

2. подъем или спуск букв на полумачтах – заключается в том, что буквы поднимаются или опускаются на своих полумачтах, уступаю вверху или внизу строки место другим.

В сер. 17 века складывается штамбованный (фрактурный) стиль вязи – особенность превращение в полные штамбы округлостей у целого ряда букв: е, омега, у и т.д                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Информация о работе Вязь в 16-17 вв. Террриториальные особенности