Введение христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:18, доклад

Описание работы

Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях.

Работа содержит 1 файл

Семинар3.doc

— 31.50 Кб (Скачать)

Семинар №3. Киевская Русь.

Вопрос: Введение христианства на Руси. 

      Крещение  Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных  экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях.

      Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича. Основной причиной, подвигшей Русь на принятие христианства можно считать  зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор.

      У волжско-камских булгар был распространен  ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).  Слабость исламского мира в 80-е г.г. 10 века дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть.

      Принятие  же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным  выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия — Анну.

      Христианская  церковь была католической и православной. Католическая церковь, взяв за образец  структуру Римской империи, тяготела к централизации, основав центр  в Риме с верховным владыкой всех католиков — папой, наделенным императорской властью. Православие же, напротив, приняв греческий дух (а греки никогда не имели централизованного мощного государства), не имело единого церковного центра, т. к. с самого начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, причем Константинопольский, хотя и именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных.

      Принятие Западного варианта христианства  - католичества - означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно об укреплении власти на месте не могло быть и речи. Таким образом побудительными причинами принятия Византийского варианта христианства были: культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией и возможность для Владимира оставаться независимым правителем. 

      Проникновение христианства в среду славян началось задолго до того, как оно стало  государственной религией. Первыми  христианами были купцы и дружинники, подолгу жившие в Византии. В ряде византийских и арабских источников неоднократно говорится о христианстве среди русов. Появление первых христиан среди высшей феодальной знати и купечества представляется вполне логичным по следующим причинам. Во-первых: при проведении внешней политики феодальные государи обычно вступали в союзы с императорами, королями, князьями, возглавлявшими соседние державы. При заключении союзов большую роль играли междинастические браки. Русские князья-язычники и их сыновья были лишены возможности жениться на принцессах, происходивших из царских, королевских и княжеских европейских домов принявших христианство. Так же их дочери были лишены этой возможности. Следует заметить, что в 9-10 веках происходит процесс постепенной христианизации стран Центральной Европы, а государства Южной и Западной Европы были христианизированы еще раньше. Таким образом, в 10 веке Русь оказывается в некоторой степени изолированной от ряда государств Европы.

Во-вторых: язычество  затрудняло торговые отношения с христианскими странами. Христианское духовенство относилось непримиримо ко всему тому, что принадлежало язычникам. Русские феодалы были заинтересованы в торговых связях с христианскими державами, в особенности с Византией, купцам-христианам было проще осуществлять торговые сделки со своими партнерами из христианских стран, чем купцам-язычникам. Исходя из этого первыми русскими христианами выступают в источниках именно купцы. Можно сделать заключение, что христианство еще до принятия его официально глубоко пустило корни на Руси. Однако еще долго язычество противостояло христианству, но постепенно уступило место последнему так как на Руси зарождалась новая социально-политическая формация, феодализм, со своей христианской идеологией.

      Официальное же крещение Руси происходило следующим  образом (приведенный источник, по мнению многих авторов, лучше и точнее отражает события того периода):1 “в 988 году после заключения русско-византийского договора тайно крестился князь Владимир Святославович, рассчитывая после женитьбы на принцессе Анне получения необходимых кадров духовенства из Византии обратить в христиан жителей Руси.  Летом 990 года после захвата русским войском Херсонеса

и прибытия в этот город принцессы Анны с группой  священнослужителей там приняли крещение многие русские дружинники. Летом того же года Владимир Святославович крестил своих сыновей и некоторых вельмож. Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство людей столицы. После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая крещение со дня на день, некоторые язычники “закоренелые сердцем”, не желали  и слушать проповедей сященнослужителей. 31 июля 990 года, в Четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для совершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он не двусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до 31 июля 990 года не проявившей желания креститься. Следовательно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями. 1 августа 990 года, в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные Киевские рынки, состоялось крещение Киева. Уже Крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями придется столкнуться Владимиру при обращении в христианство населения страны.” Владимир пользовался самым  простым, для тех времен, способом - принуждение. Так например был крещен Новгород и часть населения Киева (об этом упоминалось выше) логично предположить, что таким образом была крещена большая часть Руси.

      Многие  крестились только внешне принимая христианство, боясь гнева бояр, князей и самого великого князя. Язычество еще на протяжении многих веков жило в сердцах, умах и душах Русского народа. Русь предстает христианской только по официальным источникам. Фольклор же и раскопки свидетельствуют о наличии на Руси православно-языческого синкретизма (в захоронениях археологи находят обереги, назуны, бляхи с переплетающимися христианскими и языческими символами). Новая вера широко внедрялась в княжеско-боярской среде (весьма малочисленной), язычество же продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов.

      По  работам некоторых историков  можно судить, что в Киевской Руси сохранились проявления “общинного демократизма”, “военной демократии”2, а христианство являлось феодальной идеологией и именно поэтому не могло прижиться сразу и навсегда. Так же известно, что любая религия, в частности христианство, ни где и никогда не существовало в  “образцовом” виде. Оно всегда, попадая в ту или иную среду, приобретало ее черты, становясь в той или иной мере синкретичным. С течением времени конфронтация религий, культов, обрядов и божеств сходила на нет, так как происходила ассимиляция двух верований. Именно в русском православии эта ассимиляция наиболее заметна. Это можно заметить в праздниках отмечаемых на Руси даже в современное время. На ряду с чисто христианскими очень много и языческих, а есть и такие которые слились воедино: Покров Божьей матери3, Рождество, масленица, Пасха, Троица,  день Ивана Купалы и так далее. Постепенно языческий пантеон был заменен христианскими святыми. Верховное божество Род сначала воспринимался как соперник христианского Бога-отца, но затем они слились. Перун и Ярило растворились в Илье, Борисе, Глебе, Георгии Победоносце. Мокошь слилась с Параскевой Пятницей, Богородицей4. Рядом с Христом вставали как равные, в народных представлениях, то Петр, то Никола, то Михаил.

  История Руси предшествовавшая принятию христианства непонятна и слабо изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 в.в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

Информация о работе Введение христианства на Руси