Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:43, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты в истории Великой
Отечественной Войны.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть положение СССР на кануне второй мировой войны;
- рассмотреть основные этапы Великой Отечественной Войны;
- проанализировать итоги и уроки ВОВ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 СССР на кануне войны……………………………………………6
1.1 Политическая система СССР на кануне ВОВ………………………6
1.2 Международные отношения СССР на кануне ВОВ………………..7
Глава 2 Основные этапы ВОВ…………………………………………….10
2.1 Начало Второй мировой войны……………………………………...10 2.2 Разгром немецких войск под Москвой……………………………...12 2.3 Стратегическая оборона летом и осенью 1942г…………………….13 2.4 Коренной перелом…………………………………………………….14 2.5 Разгром Фашистской Германии……………………………………...17
Глава 3 Уроки и итоги ВОВ………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………...23
Приложение…………………………………………………………………….24
О трагических событиях 22 июня 1941г. и о том, что предшествовало им, в
нашей стране написано больше книг, статей, мемуаров, исследований, чем о
любых других эпизодах четырехлетнего советско-германского противостояния.
Однако обилие научных трудов и публицистических сочинений не слишком
приближает нас к пониманию того, что же всё-таки привело к началу войны,
которая очень скоро стала Великой Отечественной для миллионов советских людей
– даже для тех, кто под влиянием коммунистической пропаганды почти забыл
смысл слова Отечества.
Величайший в истории войн разгром многомиллионной армии, обладавшей мощным
вооружением и численно превосходившей противника; гибель сотен тысяч людей,
так и не успевших понять, почему им пришлось не участвовать в победоносных
боевых действиях на чужой территории, о которых столько говорила официальная
пропаганда в конце 1930-х гг., а отражать чудовищный удар хорошо отлаженный
машины вермахта; пленение – в считанные дни – небывалого количества
советских бойцов и командиров; молниеносная оккупация огромных пространств;
почти всеобщая растерянность граждан могущественной державы, оказавшейся на
гране распада, - всё это с трудом укладывалось в сознании современников и
потомков и требовало объяснения.
Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты в истории Великой
Отечественной Войны.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть положение СССР на кануне второй мировой войны;
- рассмотреть основные этапы Великой Отечественной Войны;
- проанализировать итоги и уроки ВОВ.
Причины первых неудач в ВОВ:
18 ноября 1942 года – завершение оборонительного периода Сталинградской битвы.
Несмотря на регулярное с середины 1940 года поступление сведений от советской разведки о подготовке фашистской Германии к нападению на СССР, Сталин не исключал возможности, что в 1941 году войны можно будет избежать и различными политическими маневрами оттянуть ее начало до 1942 года. Из-за опасения спровоцировать войну, советским войскам не ставилась задача на приведение в полную боевую готовность приграничных округов, и войска до начала нападения противника не заняли предназначенных оборонительных рубежей, позиций. В результате, советские войска находились фактически на положении мирного времени, что во многом предрешило неудачный исход приграничных сражений 1941 года.
Из 57 дивизий, предназначенных для прикрытия границы, только 14 расчетных дивизий (25% выделенных сил и средств) успели занять назначенные районы обороны, и то в основном на флангах советско-германского фронта. Построение обороны же было рассчитано лишь на прикрытие границы, а не на ведение оборонительной операции с целью отражения наступления превосходящих сил противника.
Точки зрения историков на причины первых неудач в ВОВ.
Военный историк Алексей Исаев на круглом столе в РИАН, 2006 год:
"14 июня 1941 года было опубликовано сообщение ТАСС, являвшееся приглашением Германии к диалогу. Когда на это сообщение не было получено никакого ответа, к границам начали выдвигаться армии внутренних округов с Северного Кавказа, Поволжья, Орловского военного округа, а также так называемые "глубинные" стрелковые корпуса особых (приграничных) округов, находившиеся в нескольких сотнях километров от государственной границы. Однако собрать группировку войск, способную достойно встретить противника, советское командование уже не успело".
Джеффри Робертс, автор ряда книг по истории Второй мировой войны, из журнала "Front Page Magazine", США, 2007 год:
"Сталин в первые месяцы войны допустил ряд катастрофических ошибок, но сумел сохранить систему управления войсками, даже получив сильнейшие удары и
оказавшись на грани поражения. Он извлек уроки из собственных просчетов, и, что особенно важно, несмотря на диктаторские склонности, проявил достаточную гибкость и способность к адаптации, чтобы наладить творческое, динамичное взаимодействие со своими генералами - которые, получив необходимый опыт и ресурсы для ведения победоносной войны, действовали блестяще".
Исторические источники дошедшие до нас:
В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, которая официальной пропагандой была названа «Конституцией победившего социализма». Ее текст содержал много демократических норм: отмена ограничения прав граждан по классовому признаку; введение всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, провозглашение прав и свобод граждан (неприкосновенность личности, тайна переписки и так далее). Но Конституция не имела механизма
реализации и оставалась документом, резко расходившимся с реальной жизнью.
Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической – социалистическая собственность на средства производства.
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным
значительно расширить пределы социалистической демократии". (2, С.23)
В жизни советского общества произошли качественные перемены:
Во-первых, на практике была доказана возможность изменения
капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем;
во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-политического и индустриального могущества;
в-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы;
в-четвертых, в стране сложилась две основная форма собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной;
в-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.
Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как я уже отмечала, изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.).
Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.
Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей, однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. В обстановке нового мирового экономического кризиса, США (как инициатор) и присоединившиеся к ним отдельный европейские страны выдвинули
экономическую блокаду СССР. Франция выступает с инициативой создания антисоветского блока европейских государств. Из крупных стран лишь Германия
не присоединилась к бойкоту, напротив став ее главным торговым партнером.
Захват Японией Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.) создали реальную угрозу миру. В этих условиях СССР был заинтересован в формировании коллективной безопасности как в Европе так и в Азии. Путем длительных переговоров в 1932 г. заключает договора о ненападении с Польшей, Финляндией, Прибалтийскими государствами и Францией. Главным же
успехом внешней политики 30 – х. годов стала нормализация отношений советско – американских отношений. В 1934 г. СССР вступает в Лигу Наций. (3, С.54)
Главной силой империалистической реакции становиться агрессивный военный бок Германии, Италии и Японии, который развернул активную подготовку к войне.
Переговоры о Восточном пакте, которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств о взаимопомощи против возможной агрессии Германии зашли в тупик. Переговоры о Тихоокеанском пакте, преследовавшие цель сдержать японскую агрессию в регионе оказались свернуты (в 1937 г.) по вине США.
В 1937г. Япония напала на Китай. Через месяц СССР заключил с Китаем договор и начал оказывать военную помощь. Летом 1938 г. японская военщина спровоцировала вооруженный конфликт на дальневосточной границе СССР в районе озера Хасан. Красная Армия в результате ожесточенных боев разгромила и отбросила агрессоров. В мае 1939 г. милитаристская Япония в районе реки
Халхин-Гол совершила нападение на Монгольскую Народную Республику, рассчитывая превратить территорию МНР в плацдарм для дальнейшей агрессии против СССР. В соответствии с договором о дружбе и взаимной помощи СССР выступил совместно с монгольской армией против японских агрессоров. После четырех месяцев (к концу августа 1939 г.) упорных боев советские войска, под
командованием Г. К. Жукова, отбросила японские войска в Маньчжурию.
В 1938 – 1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В 1938 г. жертвой фашистской агрессии стала Австрия. Правительства Англии, Франции и США не предприняли никаких мер для обуздания агрессора. Австрия была оккупирована немецкими войсками и включена в состав Германской империи. Германия и Италия открыто вмешались в
гражданскую войну в Испании и помогли свержению законного правительства Испанской республики в марте 1939 г. и установлению в стране фашистской диктатуры. (3, С.56)
В 1938 г. Германия потребовала от Чехословакии передачи ей Судетской области, населенной по преимуществу немцами. В сентябре 1938 на Мюнхенской конференции глав правительств Германии, Италии, Франции и Англии было решено отторгнуть
от Чехословакии требуемую область («Мюнхенский сговор»). В октябре 1938 г.
Судетская область была присоединена к Германии. В марте 1939 г. Чехословакия была полностью захвачена.
Глава правительства Англии подписал в Мюнхене с Гитлером декларацию о взаимном ненападении. Два месяца спустя, в декабре 1938 г. Аналогичную декларацию подписало французское правительство.
СССР был единственным государством, не признавшим этот захват. Когда над Чехословакией нависла угроза оккупации, правительство СССР заявил о своей готовности оказать ей военную поддержку, если она обратится за помощью.
Однако буржуазное правительство Чехословакии, предав национальные интересы, отказалось от предложенной помощи.
В марте 1939 г. Германия отторгла от Литвы порт Клайпеду и прилегавшую к нему территорию. Безнаказанность агрессивных действий Германии поощрила фашистскую Италию, которая в апреле 1939 г. захватила Албанию.
Весной 1939 г. по инициативе Советского правительства начались переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении трехстороннего договора о взаимопомощи. Переговоры, продолжавшиеся до июля 1939 г., закончились безрезультатно из-за позиции, занятой западными державами в вопросе о безоговорочном вступлении в войну Советского Союза в случае если они
подвергнуться агрессии, сами же оговаривали свою помощь СССР рядом условий.
Провал переговоров был выгоден Германии, которая смогла сорвать
антигерманский военный союз. Вместе с тем летом 1939 г. начались тайные переговоры между Англией и Германией о заключении двустороннего соглашения по военным, экономическим и политическим вопросам.
К августу 1939 г. стало очевидным упорное нежелание западных держав принять эффективные меры по обузданию фашистской агрессии, их стремление договориться
с Германией. (3, С.58)
К лету 1941 г. вторая мировая война вплотную подошла к границам Советского Союза. Пламя войны полыхало в Европе Азии, Африке. Блок фашистских государств за это время добился серьезных успехов. Германия, поработив почти все страны Европы на полную мощь использовала их экономические и военные ресурсы.