Всемирная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Культурные достижения первобытной эпохи.
Процессы и факторы социально-эномической истории древневосточного общества.
Закономерности и тенденции развития человечества в Новое время.
Причины и последствия Смуты.

Работа содержит 1 файл

Задание1.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

Задание1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.

Первобытная эпоха – первый этап в развитии человечества. Он занимает огромный период времени: около 3-5 млн. лет назад  до IV тыс. до н. э.. Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира. Так как мы ведем речь о культурных достижениях первобытной эпохи, то рассмотрим непосредственно каменный век ( от возникновения человека до III тыс. до н. э.), в свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и меднокаменный век (энеолит). У каждого из этих периодов есть особые культурные достижения и ,на мой взгляд, наиболее важные из них:

- в пещерах Франции  и Испании сохранились  красочные изображения,  относящиеся к  искусству верхнего  палеолита. Так  же подобная пещера с изображениями мамонта, носорога и лошади была обнаружена на Урале.

- резьба на костях  и культ медведя,  восходящий к мустьерской эпохе позволяют говорить о зарождении тотемизма. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom - круглый и lech -камень). Кромлехи - культовые сооружения (алтарь Солнца “Стоунхендж”).

- на палеолитических  стоянках (в пещере Ориньяк (Франция)) были найдены костяные фигурки и обилие изображений женщин, что позволило ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. “Венеры”, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные “Венеры” найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах. (в дальнейшем по рисункам удалось выяснить, что роль мужчины постепенно возрастала)

- интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. Вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

- в районе Севера  петроглифы раскрывают  охоту лыжников  на лося, охоту  в больших ладьях  на кита.

- культ плодородия  в трипольской  культуре раскрывают  глиняные статуэтки  женщин, особой посуде  и сосудах, раскрывавших  мировоззрение древних  земледельцев.  

В первобытную эпоху  зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки  и силуэты), живопись (изображения  в цвете, выполненные  минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по .камню и кости, рельефы.

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой ответ.

Понятие Востока в исторической науке используется не столько как  географическое, сколько как цивилизационное. История государств Древнего Востока рассматривается с конца IV тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы.Чтобы понять как государства Древнего Востока достигли таких успехов, стоит взглянуть на социально-экономические процессы древневосточного общества:

- формирование рабовладельческих отношений, появляется патриархальное рабство;

- рабочая сила (на  тот момент ведущая  в отрасли экономики)  – крестьяне и  общинники, зависящие  от государства;

-существование  общинного сектора  экономики, где  собственность на  землю принадлежит  территориальным  общинам, а движимое  имущество является  частной собственностью  общинников, которые  обрабатывают выделенные  им наделы;

- процесс усовершенствования  орудий труда,  ремесла ( II тыс. до н. э.);

-основа  экономики – крупные  царские хозяйства  (выделяется земля  храмам);

- превращение крестьян-общинников  в зависимую категорию  царских людей  – хему;

- создание развернутого  бюрократического  аппарата;

- раздача земли  из государственного  фонда частным  лицам в аренду  или за государственную службу (конец III тыс. до н. э. Египет, кризис царских хозяйств)

- уменьшение размера  царского фонда,  хозяйств крупных чиновников, местной знати, храмов. Формирование множества мелких хозяйств. (Египет, Аменемхетеп I);

- возникновение частной  земельной собственности  ( так же в Китае в I тыс. до н. э.);

- административно-финансовые  реформы царя Дария  I ( конец VI в до н. э., Персидская держава Ахеменидов);

- появление варновой системы в Индии, но позже в V в. появились касты. Каста. в отличии от варны, не была общеиндийской, так же она имела органы управления, систему взаимопомощи, систему кассовых правил;

- освоение плавки  железа ( I тыс. до н.э., Китай);

- уравнение различных  групп трудового  населения;

- перемещение центра  экономической жизни  в имения крупных  землевладельцев;

- замена денежных  повинностей натурой  (Ханьская империя, начало III в.);

- переход от рабовладельческого  государства к  феодальному ( Раннесасанидская держава, III-V вв.);

- процесс частичного  освобождения рабов,  наделения их землей (середина  IIIв.).

На  мой взгляд наиболее важным процессом  в истории Древнего Востока стали  административно-финансовые реформы Дария  I ( 522 – 486 до н.э.) . Все государство было разделено на 20 административно-податных округов – сатрапии. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполняющий гражданские функции. Армия каждого округа находилось под властью военачальника, подчинявшегося царю. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждого из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли.

В VI в. до н.э. при Дарии I начали чеканить первые в мире монеты – дарики – общая денежная единица для всей державы.

Реформы Дария I, образцовое содержание старых торговых путей и строительство  новых, восстановление канала от Нила до Суэца, чеканка золотой  монеты (дариков) — всё это способствовало развитию международной торговли в неизвестных до того времени масштабах. При Дарии I развернулось значительное строительство (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, царская резиденция Персеполь и пр.). Время царствования Дария I было периодом наивысшего могущества Ахеменидов. 

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой ответ.

Новое время (1600-1917 гг.). На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал  формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая  система сменилась  западноевропейской же капиталистической  системой, которая  стала центром  всемирно-исторического  развития. За Средними веками последовало  Новое время. Капитализм развивался в эту  эпоху как вовнутрь, так и вширь.

Первое  выразилось в вызревании и утверждении  капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

Капитализм  возник в результате закономерного развития предшествовавшего  ему общества только в одном месте  земного шара - в  Западной Европе. В  результате человечество разделилось на два  основных исторических мира: мир капиталистический  и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том  числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

Наряду  с развитием капитализма  вглубь шло его  развитие вширь. Капиталистическая  мировая система  постепенно втянула  в орбиту своего влияния  все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка. Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития - к капитализму.

Эти социоры не просто получили возможность миновать, как любили у нас говорить, все стадии, которые лежали между теми, на которых они находились, и капиталистической. Для них, и в этом вся суть дела, стало невозможным не миновать все эти ступени. Таким образом, когда человечество в лице группы передовых социоисторических организмов достигло капитализма, то все остальные магистральные стадии стали пройденными не только для этих, но в принципе и для всех прочих обществ, не исключая и первобытных.

Уже давно модным стало  критиковать европоцентризм. В этой критике есть определенная доля истины. Но в целом европоцентристский подход к всемирной истории последних трех тысячелетий существования человечества совершенно оправдан. Если в Ш-II тысячелетиях до н.э. центр мирового исторического развития находился на Ближнем Востоке, где образовалась первая в истории человечества мировая система - политарная, то, начиная с VIII в. до н.э., магистральная линия развития человечества идет через Европу. Именно там все это время находился и перемещался центр мирового исторического развития, там последовательно сменились остальные три мировые системы - античная, феодальная и капиталистическая.

То  обстоятельство, что  смена античной системы  феодальной, а феодальной - капиталистической  имела место только в Европе, и легло  в основу взгляда  на эту линию развития как на одну из множества  региональных, как на чисто западную, чисто европейскую. В действительности же это магистральная линия развития человечества.

Неоспоримо  мировое значение образовавшейся в  Западной Европе буржуазной системы, которая  к началу XX в. втянула  в сферу своего воздействия весь мир. Сложнее обстоит  дело с ближневосточной  политарной, средиземноморской античной и западноевропейской феодальной системами. Ни одна из них не охватывала своим влиянием весь мир. И степень их воздействия на отстававшие в своем развитии социоисторические организмы была значительно меньшей. Однако без ближневосточной политарной системы социоисторичес-ких организмов не было бы античной, без античной не было бы феодальной, без феодальной не возникла бы капиталистическая. Только последовательное развитие и смена этих систем смогли подготовить появление в Западной Европе буржуазного общества и тем сделать не только возможным, но и неизбежным движение всех отставших социоисторических организмов к капитализму. Тем самым, в конечном счете, существование и развитие этих трех систем сказалось на судьбе всего человечества.

Таким образом, историю  человечества ни в  коем случае нельзя рассматривать как  простую сумму  историй социоисторических организмов, а общественно-экономические формации - как одинаковые стадии эволюции социоисторических организмов, обязательные для каждого из них. История человечества есть единое целое, а общественно-экономические формации, прежде всего, являются стадиями развития этого единого целого, а не отдельных социоисторических организмов. Формации могут быть стадиями в развитии отдельных социоисторических организмов, а могут не быть ими. Но последнее ни в малейшей степени не мешает им быть стадиями эволюции человечества.

Начиная с перехода к классовому обществу, общественно-экономические  формации как стадии всемирного развития существовали в качестве мировых систем социоисторических организмов того или иного типа, систем, являвшихся центрами всемирно-исторического развития. Соответственно и смена общественно-экономических формаций как стадий мирового развития происходила в виде смены мировых систем, которая могла сопровождаться, а могла и не сопровождаться территориальным перемещением центра мирового исторического развития. Смена мировых систем влекла за собой смену эпох всемирной истории.

Информация о работе Всемирная история