Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:31, контрольная работа
Культурные достижения первобытной эпохи.
Процессы и факторы социально-эномической истории древневосточного общества.
Закономерности и тенденции развития человечества в Новое время.
Причины и последствия Смуты.
Задание1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.
Первобытная эпоха – первый этап в развитии человечества. Он занимает огромный период времени: около 3-5 млн. лет назад до IV тыс. до н. э.. Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира. Так как мы ведем речь о культурных достижениях первобытной эпохи, то рассмотрим непосредственно каменный век ( от возникновения человека до III тыс. до н. э.), в свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и меднокаменный век (энеолит). У каждого из этих периодов есть особые культурные достижения и ,на мой взгляд, наиболее важные из них:
- в пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к искусству верхнего палеолита. Так же подобная пещера с изображениями мамонта, носорога и лошади была обнаружена на Урале.
- резьба на костях и культ медведя, восходящий к мустьерской эпохе позволяют говорить о зарождении тотемизма. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom - круглый и lech -камень). Кромлехи - культовые сооружения (алтарь Солнца “Стоунхендж”).
- на палеолитических стоянках (в пещере Ориньяк (Франция)) были найдены костяные фигурки и обилие изображений женщин, что позволило ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. “Венеры”, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные “Венеры” найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах. (в дальнейшем по рисункам удалось выяснить, что роль мужчины постепенно возрастала)
- интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. Вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
- в районе Севера петроглифы раскрывают охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.
-
культ плодородия
в трипольской
культуре раскрывают
глиняные статуэтки
женщин, особой посуде
и сосудах, раскрывавших
мировоззрение древних
земледельцев.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по .камню и кости, рельефы.
Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой ответ.
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. История государств Древнего Востока рассматривается с конца IV тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы.Чтобы понять как государства Древнего Востока достигли таких успехов, стоит взглянуть на социально-экономические процессы древневосточного общества:
- формирование рабовладельческих отношений, появляется патриархальное рабство;
- рабочая сила (на тот момент ведущая в отрасли экономики) – крестьяне и общинники, зависящие от государства;
-существование общинного сектора экономики, где собственность на землю принадлежит территориальным общинам, а движимое имущество является частной собственностью общинников, которые обрабатывают выделенные им наделы;
- процесс усовершенствования орудий труда, ремесла ( II тыс. до н. э.);
-основа экономики – крупные царские хозяйства (выделяется земля храмам);
-
превращение крестьян-
- создание развернутого бюрократического аппарата;
- раздача земли из государственного фонда частным лицам в аренду или за государственную службу (конец III тыс. до н. э. Египет, кризис царских хозяйств)
- уменьшение размера царского фонда, хозяйств крупных чиновников, местной знати, храмов. Формирование множества мелких хозяйств. (Египет, Аменемхетеп I);
- возникновение частной земельной собственности ( так же в Китае в I тыс. до н. э.);
- административно-финансовые реформы царя Дария I ( конец VI в до н. э., Персидская держава Ахеменидов);
- появление варновой системы в Индии, но позже в V в. появились касты. Каста. в отличии от варны, не была общеиндийской, так же она имела органы управления, систему взаимопомощи, систему кассовых правил;
- освоение плавки железа ( I тыс. до н.э., Китай);
- уравнение различных групп трудового населения;
- перемещение центра экономической жизни в имения крупных землевладельцев;
- замена денежных повинностей натурой (Ханьская империя, начало III в.);
- переход от рабовладельческого государства к феодальному ( Раннесасанидская держава, III-V вв.);
- процесс частичного освобождения рабов, наделения их землей (середина IIIв.).
На мой взгляд наиболее важным процессом в истории Древнего Востока стали административно-финансовые реформы Дария I ( 522 – 486 до н.э.) . Все государство было разделено на 20 административно-податных округов – сатрапии. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполняющий гражданские функции. Армия каждого округа находилось под властью военачальника, подчинявшегося царю. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждого из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли.
В VI в. до н.э. при Дарии I начали чеканить первые в мире монеты – дарики – общая денежная единица для всей державы.
Реформы
Дария I, образцовое
содержание старых торговых
путей и строительство
новых, восстановление
канала от Нила до Суэца,
чеканка золотой
монеты (дариков) — всё
это способствовало
развитию международной
торговли в неизвестных
до того времени масштабах.
При Дарии I развернулось
значительное строительство
(храмы в Мемфисе, дворцы
в Сузах, царская резиденция
Персеполь и пр.). Время
царствования Дария
I было периодом наивысшего
могущества Ахеменидов.
Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой ответ.
Новое время (1600-1917 гг.). На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.
Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.
Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара - в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.
Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь. Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка. Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития - к капитализму.
Эти социоры не просто получили возможность миновать, как любили у нас говорить, все стадии, которые лежали между теми, на которых они находились, и капиталистической. Для них, и в этом вся суть дела, стало невозможным не миновать все эти ступени. Таким образом, когда человечество в лице группы передовых социоисторических организмов достигло капитализма, то все остальные магистральные стадии стали пройденными не только для этих, но в принципе и для всех прочих обществ, не исключая и первобытных.
Уже давно модным стало критиковать европоцентризм. В этой критике есть определенная доля истины. Но в целом европоцентристский подход к всемирной истории последних трех тысячелетий существования человечества совершенно оправдан. Если в Ш-II тысячелетиях до н.э. центр мирового исторического развития находился на Ближнем Востоке, где образовалась первая в истории человечества мировая система - политарная, то, начиная с VIII в. до н.э., магистральная линия развития человечества идет через Европу. Именно там все это время находился и перемещался центр мирового исторического развития, там последовательно сменились остальные три мировые системы - античная, феодальная и капиталистическая.
То обстоятельство, что смена античной системы феодальной, а феодальной - капиталистической имела место только в Европе, и легло в основу взгляда на эту линию развития как на одну из множества региональных, как на чисто западную, чисто европейскую. В действительности же это магистральная линия развития человечества.
Неоспоримо мировое значение образовавшейся в Западной Европе буржуазной системы, которая к началу XX в. втянула в сферу своего воздействия весь мир. Сложнее обстоит дело с ближневосточной политарной, средиземноморской античной и западноевропейской феодальной системами. Ни одна из них не охватывала своим влиянием весь мир. И степень их воздействия на отстававшие в своем развитии социоисторические организмы была значительно меньшей. Однако без ближневосточной политарной системы социоисторичес-ких организмов не было бы античной, без античной не было бы феодальной, без феодальной не возникла бы капиталистическая. Только последовательное развитие и смена этих систем смогли подготовить появление в Западной Европе буржуазного общества и тем сделать не только возможным, но и неизбежным движение всех отставших социоисторических организмов к капитализму. Тем самым, в конечном счете, существование и развитие этих трех систем сказалось на судьбе всего человечества.
Таким образом, историю человечества ни в коем случае нельзя рассматривать как простую сумму историй социоисторических организмов, а общественно-экономические формации - как одинаковые стадии эволюции социоисторических организмов, обязательные для каждого из них. История человечества есть единое целое, а общественно-экономические формации, прежде всего, являются стадиями развития этого единого целого, а не отдельных социоисторических организмов. Формации могут быть стадиями в развитии отдельных социоисторических организмов, а могут не быть ими. Но последнее ни в малейшей степени не мешает им быть стадиями эволюции человечества.
Начиная с перехода к классовому обществу, общественно-экономические формации как стадии всемирного развития существовали в качестве мировых систем социоисторических организмов того или иного типа, систем, являвшихся центрами всемирно-исторического развития. Соответственно и смена общественно-экономических формаций как стадий мирового развития происходила в виде смены мировых систем, которая могла сопровождаться, а могла и не сопровождаться территориальным перемещением центра мирового исторического развития. Смена мировых систем влекла за собой смену эпох всемирной истории.