Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:49, реферат
Людям свойственно отмечать время, по каким – то наиболее ярким запоминающимся событиям. « Век пара», - говорим мы о девятнадцатом столетии. « Век атома» , «век космоса»-о прошлом двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны прежде всего с достижениями науки и техники, то предыдущий, 18 , век мы чаще называем « веком Просвещения » . Иначе говоря , для 18 столетия самым характерным моментом оказывается «эпоха Просвещения»- явление не столько научно – технической , сколько общественно- политической и культурной жизни.
Введение
Людям свойственно отмечать время, по каким – то наиболее ярким запоминающимся событиям. « Век пара», - говорим мы о девятнадцатом столетии. « Век атома» , «век космоса»-о прошлом двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны прежде всего с достижениями науки и техники, то предыдущий, 18 , век мы чаще называем « веком Просвещения » . Иначе говоря , для 18 столетия самым характерным моментом оказывается «эпоха Просвещения»- явление не столько научно – технической , сколько общественно- политической и культурной жизни.
Нет, не зря человечество, таким образом, запечатлело в своей исторической памяти 18 век. В самом деле, идеи просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии одними из главных в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. С ними связывался прогресс общества, ибо предполагалось, что только образованные люди способны изменить мир к лучшему, что само распространение знания , образованности уже может привести человечество к созиданию лучшего , чем есть , образа жизни , при котором восторжествуют справедливость , свобода , равенство…
Во имя знаний и свободы просвещенный человек готов был отказаться даже от Бога. И, знаменательно, что 18 век носит ещё одно образное именование – «прелестный век». Но не стоит под именованием «прелестный» подразумевать только любовь тогдашних людей к вычурным архитектурным стилям, роскошным «модам» , овладевшим сердцами дам и кавалеров , «тонкие» и страстные любовные игры, вошедшие в привычку… Истинный смысл «прелести» в другом, ибо «прелесть» исходит от врага человеческого , который прельщает людей всеми богатствами земными , лишь бы люди продали свои бессмертные души и отказались от веры в Господа.
С конца 15 , но особенно в 17- 18 столетиях Европа открыла фронт войны за овладение материальным миром и уже вскоре достигла вполне впечатляющих успехов. Вся Европа оказалась во власти новых духовных , политических , социальных и экономических процессов, которые позднее стали именовать общим понятием «прогресс». Изменения , произошедшие в европейском сознании , предопределили новую направленность и новые цели развития самых европейских народов – овладение материальным миром , обладание максимумом материальных благ и создание для человека комфортных условий бытия. Возникновение новых целей вызвало к жизни бурный рост промышленного производства, науки , новые формы организации труда и новые формы собственности. Правда, и этого ни в коем случае нельзя забывать, «капиталистический рай» в Европе изначально строился за счёт безудержного ограбления колоний, появившихся к тому времени во всех частях освоенного европейцами мира. Вот такое неизбежное противоречие – ради собственного благополучия и собственной свободы европейский человек обратил в рабство и ограбил большую часть народов Земли.
Необходимость
внутренних преобразований
в стране.
Россия на рубеже 17-18 веков переживала переломный период своего развития. Обладая обширной территорией , начиная с Восточно-Европейской равнины и кончая сибирскими просторами, имея огромные природные богатства ,она тем не менее серьёзно отставала от ведущих держав. Это отставание проявлялось и в неразвитости капиталистических отношений (о чём свидетельствовало незначительное количество мануфактур , где использовался , в основном труд крепостных) , и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых , что приводило к необходимости импорта изделий из них , и в слабом развитии международной торговли ввиду невозможности выхода к Балтийскому и Чёрному морям , и в частых военных неудачах России во второй половине 17 века вследствие отсутствия регулярной армии и флота, и в низком уровне науки и просвещения. Технико-экономическая отсталость России явилась следствием тяжёлых испытаний ,выпавших на её долю. Надолго затормозило её развитие монголо-татарское иго, когда вектор исторического развития был, повёрнут на восток и страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляло положение и феодально-крепостная система , которая стремилась не допустить появления каких-то новых явлений , способных хоть немного поколебать её господство .
Однако уже во второй половине 17 века в России появляются предпосылки преобразований , подготовившие новые реформы. К ним следует отнести и объективную потребность в развитии промышленности и внешней торговли ,науки и образования, и стремление не только отстоять свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции , но и утвердиться в ранге сильной европейской державы. Их реализация связана с деятельностью Петра 1 (1672-1755гг.) царя-реформатора и преобразователя. Петровские преобразования по своей грандиозности и всеохватности таковы, что и много лет спустя они не стали только историей , а продолжают быть реальностью , вошли в повседневный быт людей.
Время показало жизнеспособность многих институтов , созданных Петром . Коллегии просуществовали до 1807 года то есть 80 лет ;подушная система налогообложения – до 1887 года .Последний рекрутский набор состоялся 163 года спустя – в 1874 году . А синодальное правление русской православной церковью сохранялось неизменным почти 200 лет – с 1721 года по 1918 год. Трудно найти в истории России примеры подобной долговечности институтов , созданных сознательной волей человека . Отсюда то восхищение , которое вызывал и продолжает вызывать великий реформатор России.
По своим убеждениям Пётр был государственником до мозга костей. Целью его деятельности было создание новой могучей Российской империи , которая должна была стать одним из самых сильных , богатых и просвещенных государств в Европе. При этом , осуществляя свои преобразования , Пётр руководствовался принципом « общей пользы» , подчёркивая , что основной его заботой является «польза Отечества».
Петровские преобразования – это не только большие достижения , блестящие воинские победы и приобщение к европейской семье народов . Это- и колоссальные лишения , перенапряжения сил народных масс. Это- и страх , внешняя и внутренняя несвобода личности.
Идея решительной ломки привычных устоев формировалась у Петра не сразу, и , видимо чётко продуманного плана реформ не было . Хотя и нельзя сказать , что строились они на пустом месте , ибо в 167 веке при деде, отце и брате Пестра начались реформы во многих областях.
В армии появились полки нового иноземного строя (солдатские , рейтарские, драгунские), предвосхитившие регулярную армию начала 18 века. Было отменено местничество (1682 год) – акт , заменивший принцип породы, знатности принципом способностей , который впоследствии нашёл завершение в петровской «Табели о рангах».
Первоначальной побудительной причиной преобразований стали крайне неблагоприятные обстоятельства , в которых оказалась страна после неудачного начала Северной войны.
Применяя чрезвычайные меры , Пётр в короткий срок сумел достичь значительных и впечатляющих результатов . Но достигнуто это было путём насилия , составляющего суть экстраординарных мер , что было зафиксировано в законах , заложено в устройстве государственного аппарата административно- репрессивного типа.
Конечно, было бы неверным всё упрощать . Петровские реформы имели реальные корни в прошлом , в традициях власти и подчинения в России. Пётр заставил Россию совершить гигантский прыжок сразу через несколько этапов развития , которые она, рано или поздно , прошла бы.
Иногда Петра называют революционером на троне , а его реформы – « революцией сверху», но вся революционность царя имела в целом , как ни парадоксально , консервативный характер. Модернизация государства ради консервации основополагающих принципов самодержавно- крепостнической системы – вот что оказалось конечной целью.
Иными словами , реформы Петра не столько способствовали быстрейшему развитию России в направлении капитализма , как нередко утверждалось в литературе , но , наоборот , цементировали феодальные устои.
Время
перемен
Петровские преобразования – это не только большие достижения , блестящие воинские победы и приобщение к европейской семье народов . Это- и колоссальные лишения , перенапряжение сил народных масс . Это- и всеобъемлющая система контроля , фискальство и доносительство. Это- и страх , внешняя и внутренняя несвобода личности.