Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:03, доклад
Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так :ложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за "ределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских поселениях. Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в зосточной части Эгейского моря) и ки-ренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения : них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон ^а юге современной Италии), Книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), силицийская (о. Сици-юя) и косская (о. Кос в восточной =асти Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.
Врачебные
школы
Врачевание в
древней Греции долгое время оставалось
семейной традицией. К началу классического
периода рамки семейных школ расширились:
в них стали принимать учеников
— не членов данного рода. Так :ложились
передовые врачебные школы, которые
в классический период располагались,
главным образом, за "ределами Балканского
полуострова, вне собственно Греции, в
ее заморских поселениях. Из ранних школ
наиболее известны родосская (о. Родос
в зосточной части Эгейского моря) и ки-ренская
(г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано
исчезли, и сведения : них почти не сохранились.
Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон
^а юге современной Италии), Книдская (г.
Книд на западном побережье Малой Азии),
силицийская (о. Сици-юя) и косская (о. Кос
в восточной =асти Эгейского моря) школы
составили славу древнегреческой медицины.
Кротонская
врачебная школа достигла своего
расцвета уже г VI в. до н. э. Ее основные
достижения формулируются в следующих
тезисах: 1) организм есть единство противоположностей,
2) здоровый организм есть результат равновесия
противоположных сил: сухого и влажного,
теплого и холодного, сладкого и горького
и т. п., господство же (монархия) одной
из них есть причина болезни, 3) противоположное
излечивается противоположным. Выдающимся
представителем кротонской школы был
философ и врачеватель Алкмеон из Кротона—
первый дерзнувший приступить к разрезыванию
тел . Он открыл перекрест зрительных
нервов и слуховой канал, писал о головном
мозге как органе познания и причинах
некоторых болезней, связанных с истечением
излишней слизи.
Книдская врачебная
школа. В этой школе развивалось учение
о четырех телесных соках (кровь, слизь,
светлая желчь и черная желчь): здоровье
представлялость как результат их благоприятного
смешения и, наоборот, неблагоприятное
смешение соков расценивалось как причина
большинства болезней. Продолжая традиции
вавилонских и египетских врачевателей,
книдская школа развивала учение о признаках
болезней (симптомах) и диагностике. Выдающимся
врачевателем этой школы был Эврифон из
Книда— современник Гиппократа.
Сицилийская врачебная
школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом
из Акраганта и продолжала существовать
во времена Платона и Аристотеля.
Эмпедокл был философом и политиком,
поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.
Сохранились фрагменты его основного
труда «О природе», в котором изложена
натурфилософская позиция Эмпедокла:
он считал, что сутью всех вещей являются
огонь, вода, воздух и земля; они вечно
неизменны, непознаваемы и неразрушаемы;
они не могут превращаться один в другой
и лишь смешиваются друг с другом механически;
многообразие мира есть результат различных
пропорций этого смешения. Таким образом,
Эмпедокл заложил основы классического
учения об элементах. Эмпедокл высоко
почитался приверженцами своего учения.
Ему приписывают спасение г. Селинунт
от вспышки массового заразного заболевания
(моровой язвы или малярии), в ознаменование
чего была отлита монета. Врачеватели
сицилийской школы признавали сердце
главным органом сознания; четыре телесных
сока они отождествляли с четырьмя состояниями
(горячее, холодное, влажное и сухое).
Косская врачебная
школа — главная медицинская
школа древней Греции классического
периода. Первые сведения о ней относятся
к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского
храма попросили двух врачевателейпрекратить
моровую язву, свирепствовавшую в войске,
осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя
без промедления откликнулись на эту просьбу
и, как говорит предание, исполнили ее
наилучшим образом: эпидемия была прекращена.
Следуя натурфилософским
воззрениям, врачеватели косской школы
воспринимали человека, его здоровье и
болезни в тесной связи с окружающим миром,
стремились поддерживать имеющиеся в
организме природные целительные силы
.Болезнь в их понимании— не наказание
богов, а результат влияний всего окружающего
и нарушений питания. Врачеватели косской
школы активно развивали учение о четырех
телесных соках и четырех темпераментах;!
разрабатывали принципы наблюдения и
лечения у постели больного (впоследствии
эти идеи легли в основу клинического
направления в медицине), развивали основы
врачебной этики.
Расцвет косской
врачебной школы связан с именем
Гиппократа II Вели-1 кого), который вошел
в историю как).Через несколько лет
после того. как Гиппократ докинул о. Кос,
на острове, на том месте, где при Гиппократе
располагалось скромное святилище и врачебная
школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон,
который неоднократно расширялся.
Видным врачевателем
косской школы был также
Таким образом,
анализ дошедших до нас сведений о
врачевании в древней Греции классического
периода показывает, что достижения
его не сводятся только к имени
Гиппократа — формирование многочисленных,
различных по направлениям врачебных
школ, равновеликих по своим достижениям,
естественно-научное понимание единства
человека и окружающего мира и связанный
с ними естественный взгляд на причины
болезней, становление учения о телесных
соках и темпераментах, развитие методов
диагностики, прогностики и лечения у
постели больного — все это было результатом
деятельности многих поколений врачевателей
различных полисов древней Греции.