Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:37, доклад
Возрождение ленинградской промышленности и городского хозяйства требовало большого количества рабочей силы. Нехватка людей компенсировалась за счёт жителей близлежащих областей и разорённых сельских районов, которые прибывали в Ленинград для его восстановления и в своём большинстве оседали на новом месте.
МОУ «Сланцевская
средняя школа № 1»
Д О К Л
А Д
на тему:
Выполнила
Ученица 9 «А» класса
Бардина
Юлия
г. Сланцы
2010 г.
Возрождение
ленинградской промышленности и
городского хозяйства требовало большого
количества рабочей силы. Нехватка людей
компенсировалась за счёт жителей близлежащих
областей и разорённых сельских районов,
которые прибывали в Ленинград для его
восстановления и в своём большинстве
оседали на новом месте. (Только в начале
1945 г. ряды ленинградских строителей пополнили
17 тыс. рабочих, к весне закончили обучение
строительным специальностям около 70
тыс. человек). Это как никогда обострило
недостаток жилья и сети обслуживания
в городе.
В блокаду было разрушено более 3 000 жилых
построек, повреждено - 7 000, разобрано на
дрова - 9 000. Всего за период войны Ленинград
утратил около 5 млн. кв. м жилой площади.
Значительное количество жилых домов, поврежденных бомбёжками и обстрелами, было непригодно для проживания, не считая полностью разрушенных, сгоревших, разобранных на топливо. Сложность состояла и в том, что восстановление и строительство приходилось вести в условиях постоянного дефицита стройматериалов, техники, квалифицированных специалистов и рабочих, а главное, времени - требовалось строить быстро. В первую очередь восстанавливали то, что пострадало меньше.
На вооружение был взят опыт строительства 1920-х гг., конкретно - строительство домов в 2-3 этажа. Ленинграде уже существовали кварталы домов подобного типа на улице Ткачей, Тракторной, на правом берегу Невы.
Годом
массового строительства
В первое послевоенное десятилетие Ленинград развивался преимущественно в южном направлении, при этом северные его районы застраивались вяло. Таким образом, в очертаниях города наблюдалась явная диспропорция, которую надлежало исправить. Вследствие этого, в 1950-е проектируются новые жилые массивы в Старой и Новой деревне, в Московском районе и на Щемиловке, где после блокады образовались плацдармы для капитального строительства (деревянные слободы, прежде занимавшие эти территории, сгорели в ленинградских буржуйках, обеспечивая в военные зимы спасительное тепло).
Сплошную
линию домов в старой части
города нарушали зияющие дыры, проделанные
вражескими снарядами и бомбами. Для обеспечения
единства творческого замысла, каждой
улицей занималась какая-то одна из архитектурных
мастерских института "Ленпроект".
Например, жилые дома на Кировском (Каменноостровском)
проспекте возводили по проектам О. Гурьева
и В. Фромзеля. Застройкой проспектов
К. Маркса (Б. Сампсониевской) и Ф. Энгельса
и всей Выборгской стороны руководили
А. Барутчев, Я. Рубанчик (а позднее В. Белов).
Реконструкцией и застройкой районов
Гавани занимались Б. Серебровский, А.
Наумов, В. Панов.
В начале 1950-х, когда было решено отказаться
от малоэтажных застроек, снова в ходу
оказывается сталинский ампир. Яркими
образцами такого градостроительного
великолепия являются жилые постройки
на Кировском (Каменноостровском) проспекте.
Заселяли эту воплощённую добротность
с 3-метровыми потолками, просторными кухнями,
большими ванными комнатами, светлыми
холлами, практичными стенными шкафами
и прочими приятными "излишествами".
В послевоенные годы всеобщий интерес вызвало воссоздание архитектурных ансамблей площади Искусств и Инженерного замка, которые были искажены позднейшими постройками и пристройками к старым (историческим) зданиям.
Ансамблям пригородов и шедеврам архитектуры в черте Ленинграда возвращали их первоначальный облик, искажённый не только военными разрушениями, но и позднейшими переделками. Эту трудоёмкую и кропотливую работу выполняли более 2-х десятков талантливых зодчих высочайшей культуры и широкого диапазона творчества. Вот лишь выборочный и далеко не полный список фамилий архитекторов и их работ:
В 1948 г. АПУ (архитектурно-планировочновое управление) утвердило новый генплан восстановления Ленинградской земли. Было решено отказаться от мысли переместить деловой и административный центр в южную часть города. (По предыдущему плану исторически сложившийся центр города предполагалось перенести с севера, из старого Петербурга, на юг - в конец Московского проспекта, которому предстояло стать основной парадной магистралью, соединяющей старый и новый центр).
Новая
программа предусматривала
Преображение района Финляндского вокзала стало наиболее крупной стройкой Выборгского района. (Реконструкционные работы осуществлялись целым коллективом архитекторов под руководством Н.В. Баранова). Была создана новая площадь - с запада, соединённая с Петроградской стороной "Боткинской прорезкой" (Боткинскую улицу продлили до Финляндского вокзала), а старую площадь Ленина расширили, доведя её до Арсенальной набережной, которая также перестраивалась. Появилось здание райисполкома. Памятник вождю мирового пролетариата переселился в центр парадной площади. Отправной точкой системы координат этого ансамбля - его улиц и площадей стало новое здание Финляндского вокзала.
В Смольнинском районе строилась предмостная площадь и прямой въезд на Охтинский мост у Смольного. (Это был 1-й этап реконструкции территории, прилегающей к Смольному). Менялась Малая Охта - её перестройка началась в 1945 г. по проекту арх. А. Бартучева и, позднее А. Васильева. Значительным объектом реконструкции во Фрунзенском районе стала территория бывшего ипподрома, разрушенного и сгоревшего после массированных бомбардировок. Началом масштабного градостроительного преобразования была расчистка прибрежной зоны Гавани на Васильевском острове. (Эта операция была предусмотрена 1-й очередью в ряду мероприятий по осуществлению выхода на западе острова к берегу моря). В Октябрьском районе реконструировалась Обуховская площадь на Фонтанке; завершалась начатая до войны реконструкция Сенной площади (пл. Мира). Постепенно город приобретал нормальный мирный облик.
В 1950-1951 гг. видоизменился
Невский проспект. С него сняли трамвайные
пути, заасфальтировали и расширили тротуары,
озеленили боковые улицы, восстановили
аллеи возле Гостиного двора, отремонтировали
фасады зданий. Затем реконструкционная
очередь дошла до Владимирского и Литейного
проспектов, Университетской набережной
и набережной Робеспьера.
Также
восстанавливались претерпевшие разрушения
предприятия и административно-
В 1946 г. возобновлено строительство метро, создан специальный институт - Ленметропроект. Подземные галереи и станции прокладывали на значительной глубине. (Ленинградский метрополитен является самым глубоким в мире. Открытие его первой линии произойдёт 15 ноября 1955 г.).
Говоря о процессе возрождения Ленинграда, нельзя не сказать о строительстве крупнейших парков Победы: Приморского (площадь парка более 130 га) и Московского (площадь парка 68 га) - оба они были заложены в один день в мае 1945 г. В их основании принимали участие более десятка тысяч ленинградцев.
Разбивали парки по совершенно новой для того времени методике. В частности, до высадки деревьев и кустарников была создана система сообщающихся прудов, а в Приморском парке помимо прудов построен большой гребной канал.
Одновременно с жилыми домами также возводились спортивные сооружения, школы, больницы, магазины, гостиницы. Почти заново был отстроен стадион им. Кирова (80 000 мест). Это грандиозное спортивное сооружение на Стрелке Крестовского острова стало итогом жизни выдающегося архитектора ХХ в. А. Никольского. Строительные работы, начатые ещё в 1932 г. и почти завершённые к лету 1941 г. прервала война. Возобновлены они были в 1946 г. и проходили одновременно с созданием Приморского парка Победы. При создании стадиона для укрепления прибрежной заболоченной почвы со дна Финского залива подняли больше миллиона кубометров грунта. Ещё около полутора миллиона кубометров песку потребовалось, чтобы поднять общий уровень территории. В результате овальная чаша стадиона возвышается над уровнем Финского залива на 16 м, доминируя в огромном пространстве. Этот стадион (торжественное открытие которого состоялось в 1950 г.) стал своеобразным "морским фасадом" Ленинграда, живописно выделяющимся среди прибрежных построек.
После войны также вступили в строй: стадион "Медик", стадион им. Ленина (30 000 мест), стадион Кировского завода (7 000 мест).
При
колоссальном фронте строительных работ
катастрофически не хватало архитекторов
и инженеров. К 1950 г. в Ленинграде в строй
ввели большинство разрушенных объектов.
Однако восстановительно-
Информация о работе Возрождение Ленинградской земли с 1946 по 1960 г.г.