Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:41, реферат
Начальное летописание. 3
2. Особенности летописи. 7
3. «Повесть временных лет». 9
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ. С НЕСТОРА.ДО
01,03,
Яна
Главный источник
наших знаний о древней Руси -
средневеко-
вые летописи. В архивах , библиотеках
и музеях их насчитывается нес-
колько сот , но по существу это одна книга
, которую писали сотни ав-
торов , начав свой труд в 9 веке и окончив
его спустя семь столетий.
Сначало надо определить
, что же такое летопись. В большом энцик-
лопедическом словаре написанно следующее
: " Историческое произведе-
ние , вид повествовательной литературы
в России 11 - 17 веков , сос-
тояли из погодных записей , либо представляли
собой памятники сложно-
го состава - свободные своды. " Летописи
были общерусскими (" По-
весть временных лет ") и местными ("
Новгородские летописи "). Летопи-
си сохранились главным образом в поздних
списках.
Первым начал
изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав
создать свою
грандиозную " Историю Российскую "
, он обратился ко всем известным в
его время летописям , разыскал много новых
памятников. После В.Н.Тати-
щева изучением летописей , конкретно
" Повесть временных лет " , зани-
мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал
~ вширь ~ , соединяя дополни-
тельные сведения многих списков в одном
тексте и как бы идя по следам
древнего летописца - сводчика , то Шлецер
работал ~ вглубь ~ , выяв-
ляя в самом тексте массу описок , ошибок
, неточностей. Оба исследова-
телских подхода при всем своем внешнем
различии имели сходство в од-
ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном
виде , в котором
до нас дошла " Повесть временных лет
". Это и есть большая заслуга
обоих замечательных историков. Следующий
крупный шаг был сделан извес-
тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев
, и А.Шлепцер предсавля-
ли себе " Повесть временных лет "
, как создание одного летописца , в
данном случае Нестора. П.М.Строев высказал
совершенно новый взгляд на
летопись , как на свод нескольких более
ранних летописей и такими сво-
дами стал считать все дошедшие до нас
летописи. Тем самым он открыл
путь не только к более правильному с методической
точки зрения иссле-
дованию дошедших до нас летописей и сводов
, которые не дошли до нас в
своем первоначальном виде. Необычайно
важным был следующий шаг , сде-
ланный А.А.Шахматовым , который показал
, что каждый из летописных
сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком
, не случайный конгломе-
рат разнородных летописных источников
, а историческое произведение со
своей собственной политической позицией
, продиктованной местом и вре-
менем создания. Так историю летописания
он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки
истории страны , историей источни-
ка. Данные источниковедения стали не
самоцелью , а важнейшим под-
спорьем в воссоздании картины исторического
развития всего народа. И
теперь , приступая к изучению того или
иного периода , прежде всего
стремятся проанализировать ворпос о
том , каким образом летопись и ее
сведения связанны с реальной действительностью.
Так же большой вклад в
изучение истории русского летописания
внесли такие замечательные уче-
ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев
, М.П.Погодин и
многие другие.
Существует две
основных гипотезы относительно " Повести
времен-
ных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу
А.А.Шахматова.
История возникновения начальной русской
летописи привлекала к се-
бе внимание не одного поколения русских
ученых , начиная с В.Н.Татище-
ва. Однако только академику А.А.Шахматову
удалось в начале нынешнего
столетия разрешить вопрос о составе ,
источниках и редакциях " Повес-
ти ". Результаты его исследований изложенны
в работах " Разыскания о
древнейших русских летописных сводах
" ( 1908 год. ) и " Повесть вре-
менных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году в Киеве
учредили метропо-
лию-самостоятельную организацию. При
дворе митрополита был создан
Древнейший Киевский свод , доведенный
до 1037 года. Этот свод , пред-
полагал А.А.Шахматов , возник на основе
греческих переводных хроник и
местного фольклерного материала. В Новгороде
в 1036г. создается Новго-
родская летопись , на основе которой в
1050г. возникает Древний Новго-
родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского
монастыря Нестор Вели-
кий , испоьзуя древнейший Киевский свод
, составил первый Киево -
Печерский свод , куда включил исторические
события происшедшие после
смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании
первого Киево-Печер-
ского и Новгородского свода создается
второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода
дополнил свои источники материа-
лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский
свод и послужил ос-
новой " Повести временных лет " ,
первая редакция которой была создан-
на в 1113 году монахом Киево-Печерского
монастыря Нестером , вторая
редакция - игуменом Выдубицкого монастыря
Сильвестром в 1116 году и
третья - неизвестным автором в том же
монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения
гипотезы А.А.Шахматова сделанны советским
исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг
возможность существования в
1039г. Древнейшего Киевского свода и связал
историю возникновения ле-
тописания с конкретной борьбой , которую
вело Киевское государство в
30-50 годах 11 столетия против политических
и религиозных притязаний
Византийской империи. Византия стремилась
превратить церковь в свою
политическую агентуру , что угрожало
самостоятельности Русского госу-
дарства. Особого напряжения борьба Руси
с Византией достигает в сере-
дине 11 века. Политическая борьба Руси
с Византией переходит в откры-
тое вооруженное столкновение : в 1050г.
Ярослав посылает войска на
Константинополь во главе со своим сыном
Владимиром. Хотя поход Влади-
мира закончился поражением , Ярослав
в 1051г. возводит на митрополи-
чий престол русского священника Иллариона.
Это еще больше укрепило и
сплотило русское государство. Исследователь
предполагает , что в 30-40
годы в 11 веке по распоряжению Ярослава
Мудрого была произведена за-
пись устных народных исторических преданий
о распространении христьян-
ства. Этот цикл послужил будущей основой
летописи. Д.С.Лихачев предпо-
лагает , что " Сказания о первоначальном
распространении христьянства
на Руси " были записанны книжниками
киевской митрополии при Софийском
соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных
хронологических таблиц-пас-
халий , составляющихся в монастыре. Никон
предал своему повествованию
форму погодных записей - по ~ летам ~. В
созданный около 1073г. пер-
вый Киевско-Печерский свод Никон включил
большое количество сказаний о
первых русских , их многочисленных походах
на Царьград. Благодаря это-
му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую
направленность.
В " Сказаниях о распространении христьянства
" Никон придал летописи
политическую остроту. Таким образом первый
Киево-Печерский свод явил-
ся выразителем народных идей. После смерти
Никона работы над лето-
писью непрерывно продолжались в стенах
Киево-Печерского монастыря и в
1095 году появился второй Киево-Печерский
свод. Второй Киево-Печер-
ский свод продолжал пропоганду идей единства
русской земли , начатую
Никоном. В этом своде также резко осуждаются
княжеские междоусобице.
Далее в интересах Святополка на основа
второго Киево-Печерского свода
Нестером создается первая редакция "
Повести временных лет ". При Вла-
димире Мономахе , игумен Сильвестр по
поручению великого князя в 1116
году составляет вторую редакцию " Повести
временных лет ". Эта редак-
ция дошла до нас в составе Лаврентьевской
летописи. В 1118 году в Вы-
дубицком монастыре неизвестным автором
была созданна третья редакция "
Повести временных лет ". Она была доведена
до 1117г. Эта редакция луч-
ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.
В обоих гипотезах
есть много различий , но обе эти
теории доказы-
вают , что начало летописания на Руси
является событием огромной важ-
ности.