Возникновение русского летописания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Начальное летописание. 3
2. Особенности летописи. 7
3. «Повесть временных лет». 9

Работа содержит 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.doc

— 40.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.  С НЕСТОРА.ДО 01,03, 
 
 
 

Яна  
 
 
 

  1. Начальное летописание. 3 
    2. Особенности летописи. 7 
    3. «Повесть временных лет». 9 
    Список использованной литературы: 17

Летописи

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневеко- 
вые летописи. В архивах , библиотеках и музеях их насчитывается нес- 
колько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни ав- 
торов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначало надо определить , что же такое летопись. В большом энцик- 
лопедическом словаре написанно следующее : " Историческое произведе- 
ние , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , сос- 
тояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложно- 
го состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" По- 
весть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летопи- 
си сохранились главным образом в поздних списках.

Первым начал  изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав  создать свою 
грандиозную " Историю Российскую " , он обратился ко всем известным в 
его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати- 
щева изучением летописей , конкретно " Повесть временных лет " , зани- 
мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал ~ вширь ~ , соединяя дополни- 
тельные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам 
древнего летописца - сводчика , то Шлецер работал ~ вглубь ~ , выяв- 
ляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследова- 
телских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в од- 
ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде , в котором 
до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга 
обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан извес- 
тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавля- 
ли себе " Повесть временных лет " , как создание одного летописца , в 
данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на 
летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сво- 
дами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл 
путь не только к более правильному с методической точки зрения иссле- 
дованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в 
своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сде- 
ланный А.А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописных 
сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломе- 
рат разнородных летописных источников , а историческое произведение со 
своей собственной политической позицией , продиктованной местом и вре- 
менем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. 
Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источни- 
ка. Данные источниковедения стали не самоцелью , а важнейшим под- 
спорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И 
теперь , приступая к изучению того или иного периода , прежде всего 
стремятся проанализировать ворпос о том , каким образом летопись и ее 
сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в 
изучение истории русского летописания внесли такие замечательные уче- 
ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин и 
многие другие.

Существует две  основных гипотезы относительно " Повести  времен- 
ных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова. 
История возникновения начальной русской летописи привлекала к се- 
бе внимание не одного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище- 
ва. Однако только академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего 
столетия разрешить вопрос о составе , источниках и редакциях " Повес- 
ти ". Результаты его исследований изложенны в работах " Разыскания о 
древнейших русских летописных сводах " ( 1908 год. ) и " Повесть вре- 
менных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году в Киеве учредили метропо- 
лию-самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан 
Древнейший Киевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод , пред- 
полагал А.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник и 
местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается Новго- 
родская летопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго- 
родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Вели- 
кий , испоьзуя древнейший Киевский свод , составил первый Киево - 
Печерский свод , куда включил исторические события происшедшие после 
смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании первого Киево-Печер- 
ского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. 
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материа- 
лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил ос- 
новой " Повести временных лет " , первая редакция которой была создан- 
на в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером , вторая 
редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и 
третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.

Интересные уточнения  гипотезы А.А.Шахматова сделанны советским 
исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 
1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения ле- 
тописания с конкретной борьбой , которую вело Киевское государство в 
30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний 
Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою 
политическую агентуру , что угрожало самостоятельности Русского госу- 
дарства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере- 
дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в откры- 
тое вооруженное столкновение : в 1050г. Ярослав посылает войска на 
Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Влади- 
мира закончился поражением , Ярослав в 1051г. возводит на митрополи- 
чий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и 
сплотило русское государство. Исследователь предполагает , что в 30-40 
годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена за- 
пись устных народных исторических преданий о распространении христьян- 
ства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предпо- 
лагает , что " Сказания о первоначальном распространении христьянства 
на Руси " были записанны книжниками киевской митрополии при Софийском 
соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас- 
халий , составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию 
форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер- 
вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о 
первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это- 
му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. 
В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи 
политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явил- 
ся выразителем народных идей. После смерти Никона работы над лето- 
писью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 
1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печер- 
ский свод продолжал пропоганду идей единства русской земли , начатую 
Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. 
Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода 
Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Вла- 
димире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 
году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редак- 
ция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Вы- 
дубицком монастыре неизвестным автором была созданна третья редакция " 
Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч- 
ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.

В обоих гипотезах  есть много различий , но обе эти  теории доказы- 
вают , что начало летописания на Руси является событием огромной важ- 
ности.

Информация о работе Возникновение русского летописания