Возникновение китайской цивилизаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI – V вв. до н. э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья).
Но многое говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии.

Работа содержит 1 файл

Возникновение китайской цивилизации.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Возникновение китайской цивилизации

Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI – V вв. до н. э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья).

Но многое говорит  о том, что своими навыками в сфере  зернового земледелия и тем более  практикой росписи и формами  орнамента на керамике культура Яншао  обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии.

Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации  показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации.

Бронзовый век  в Китае зафиксирован археологами  с середины II тысячелетия до н.э., причем как темпы его появления и расцвета, так и высокий уровень бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как, например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и многие иные аксессуары развитой урбанизации, позволяют предполагать, что цивилизация бронзового века в Китае (эпоха Шан-Инь) очень многим обязана культурным влияниям извне. Об этом наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц доиньский Китай не знал, но зато и то, и другое было хорошо известно в ближневосточной древности.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эпоха которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся.

Вопрос об историчности династии Ся вызывает определенные сомнения. Китайская историографическая традиция считает, что династия правила на протяжении ряда веков в конце III и начале II тыс. до н.э., пока ее последний недобродетельный представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной и был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию. Но источники не содержат никаких упоминаний о Ся, что при стремлении китайцев фиксировать точно все события факт показательный. Знак Ся не используется для обозначения государства или династии.

Во II тыс. до н.э. в конце эпохи неолита в  среде земледельцев бассейна Хуанхэ на территории Китая появляются образования типа городов-государств, они обнаружены в Хэнани, Шаньси, Шэньси, Шаньдуне, Хэбэе, Хубэе, северной части Хунани и Цзянси. Особое место среди них занимает достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь («Великий город Шан»), останки которого были обнаружены в Хэнани, в районе современного г. Аньяна. Возникновение ее представляло «волновой процесс»: одни стоянки и городища демонстрируют менее развитый комплекс бронзовой культуры, другие – тот же комплекс, но с рядом принципиально новых и важных нововведений. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство шанцев над окружающими их племенами.

Для эпохи Шань-Инь  характерны: высокий уровень бронзолитейного, высококачественная боевая техника (колесницы, обилие бронзового оружия), письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и другие признаки развитой урбанизации. Возможно, многим достижениям город-государство был обязан культурным влияниям извне. Свидетельством могут служить шанские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц дошанский Китай не знал, но и то, и другое было хорошо известно в ближневосточном регионе. Ученые с немалой долей уверенности предполагают, что индоевропейские племена степной зоны мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тыс. до н.э. могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации.

Шанский город-государство возглавлял довольно крупное объединение. Его культовый центр, часто именуемый «иньским оракулом» служил для ритуала гадания шанского и других союзных коллективов. Шанский правитель назывался ваном. Власть вана передавалась по наследству. Функции вана и центральной администрации заключались в заботах об урожае, подготовке и расчистке полей, решении важных хозяйственных вопросов, защите региональных подразделений от внешней угрозы. Ван обладал военными полномочиями и функциями верховного жреца, в особых случаях выступал и организатором производства. Осуществлялось централизованное регулирование земледельческих работ.

На основе многочисленных данных ученые делают выводы о делении  в XIII—XII вв. до н.э. политической структуры  Инь на три неравные и структурно неодинаковые части: 1.Внутренняя зона с центром в столице, которая находилась под непосредственной юрисдикцией правителя вана и его центральной администрации.

2.Промежуточная,  состоявшая из окружавших столицу  Шан многочисленных региональных  подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными вану.

3.Внешняя, состояла  из различных племен, правители  которых признавали авторитет  шанского вана, но вели себя  независимо по отношению к  нему. Строгой границы между второй  и третьей зонами не было. Главное отличие промежуточной и внешней зоны было в том, что первую населяли шанцы, а внешнюю — нешанские племена.

Шанцы вели активную внешнюю политику. Многочисленные войны  служили постоянным источником военнопленных  приносимых в жертву обожествленным предкам и духам природы. Максимального могущества Шань-Инь достиг при У Дине. Зависимыми от Шанского государства были многочисленные племена, в том числе и чжоусцы, которые заимствовали достижения шанцев, получали утверждение в титулах. В конце иньского периода чжоуские правители получили престижную должность си-бо («властитель Запада»), что послужило основанием для формирования вокруг них коалиции племен.

Начало коалиции положил Цзи Ли, но довести до конца свой замысел не смог, поскольку  был убит по приказу шанского вана. Его дело продолжил сын и наследник Чан, действуя более скрытно и осторожно. В XI вв. до н.э. сложилась сильная коалиция, но воспользоваться ее весом смог только сын Чана. В битве при Мус в 1027 г. до н.э. он одержал победу и стал новым властителем с именем У ван.

В результате чжоусцы  создали довольно большое, но непрочное  государственной образование, обычно именуемое Западным Чжоу. После смерти У-вана регентом при малолетнем Чэн-ване стал его дядя Чжоу-гун. Основные усилия были направлены на усвоение наследия Инь и распространение его на всю завоеванную территорию. Иньцы были расчленены и переселены на новые земли, при этом значительную часть разместилась в центре военно-политического образования, в районе Лои. Новая столица Чэнчжоу стала местопребыванием немалой части чжоуской администрации, а также главным военным центром.

Государство отличали:

• этническая пестрота;

• отсутствие прочных  экономических и общественно-политических связей;

• особенное  значение в этой связи придавалось  правовому обоснованию законности власти чжоуского вана.

 

Для легитимизации  власти:

1. Было разработана  концепция этически детерминированного  права на власть (Мандат Неба). Это концепция воплощена в религиозном учении о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоуских ванов, исходившее из мифических представлений и чжоуского культа Неба как высшего божества. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба (Тянь-цзы) и «Единственным» земным воплощением его, наделенным магической силой дэ, которая делает его сверхъестественным существом – посредником между Небом и людьми, мироустроителем и владыкой Тянься – Поднебесной. Считалось, что ван получал власть от самого Неба в силу ниспослания ему Небесного Повеления на царствование (Тянь мин).

2. В соответствии с основной концепцией была подвергнута пересмотру история (появилась династия Ся – добродетельные правители, последний из которых недобродетелен и поэтому утратил право на власть и Ся сменила Шань, в свою очередь и по тем же причинам смененная чжоусцами).

3. Налажена эффективная  централизованная администрация,  опиравшаяся на 14 армий центра  в двух столицах. В функции  администрации, которую представляли  сановники и чиновники различных  категорий, входили управление  земледельческим хозяйством на больших общих совместно обрабатывавшихся полях, руководство ремеслом и строительством, обеспечение притока налогов и дани с нечжоуских племен, включая иньцев, выполнение военных, судебных и др. обязанностей. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Отправление высших должностей обычно было наследственным.

4. Система уделов. Часть  заселенной различными племенами  территории, не примыкавшей к  столицам, но находившейся под контролем чжоусцев, делилась на уделы. Уделы предоставлялись в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. В источниках содержатся упоминания о 70 уделах, большинство (53–55) которых было пожаловано братьям, сыновьям и племянникам первых чжоуских правителей. Пожалование удела предусматривало предоставление новому владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и над обитавшим там или переселенным туда населением. Эффективность аппарата центра была достаточна для контроля в рамках двух столиц и общего руководства. Руководство же на местном уровне должны были взять на себя как раз те чжоусцы, которым и были пожалованы уделы. Владельцы уделов на первых порах являли собой администраторов-наместников, комендантов чжоуских гарнизонов в иноплеменном окружении.

Западночжоуский двуединый  культверховного божества Неба и  Сына Неба был надплеменным, межэтническим, совместимым с общинными культами, создававшим идеологическую основу для культурно-политического объединения разных общностей. Государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана была ограничена сановным советом. В экстренных случаях в решении дел государственной важности принимали участие представители высшей титулованной аристократии – чжухоу.

С середины IХ в. до н.э. Западное Чжоу вступило в полосу внутриполитического  кризиса. Правление слабых правителей сочеталось с тенденцией к дезинтеграции, наметившейся в уделах. Удельные властители укрепляют свои позиции, возрастает сепаратизма чжухоу, слабеет военная мощь ванов. Число уделов сокращается, при усилении более удачливых, между которыми возникает междуусобная борьба. Правители уделов поднимают метяжи против власти центра (мятеж Э-Хоу). Ситуацию усугубил натиск северо-западных кочевых племен, начавшийся в VIII в. до н.э., которому государство противостоять не смогло. Ю-ван – последний из западночжоуских правителей в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана.

 

Сын Ю-вана, Пин-ван, перенес в 771 г. до н.э. свою резиденцию в восточную столицу, в Лои, на чем формально и закончился исторический период Западного Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван должен был отдать одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь.

Наряду с  ним в Китае образовалось множество  самостоятельных царств. Известным  единством культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Население относило себя к потомкам чжоусцев, другое – иньцев, но все они признавали над собой верховную сакральную власть чжоуского вана как Сына Неба. «На территории царств шел процесс формирования культурно-генетической общности хуася, в ходе которого к середине I тыс. до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех сторон света»».

Идея культурного приоритета чжунгожэнь (людей срединных царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев».

УПАДОК ВЛАСТИ ВАНА И УКРЕПЛЕНИЕ УДЕЛОВ Несколько  десятилетий стабилизации привели  к некоторой трансформации политической администрации в Чжоу. На смену первым сильным правителям пришли более слабые их преемники, привычно опиравшиеся на существующую систему власти. Однако эффективность централизованной власти была связана не столько с сохранением статус-кво, сколько с энергичными волевыми действиями, при отсутствии которых система в целом начинала давать сбои, а воплощенная в уделах тенденция к дезинтеграции наращивала силу. Эта сила стада особенно заметной с начала IX в. до н. э.

Пережившие  процесс внутренней консолидации уделы, особенно сравнительно отдаленные от столиц и потому более независимые от центра, понемногу укреплялись. Правители их в 4 - 6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих уделах, воспринимая их в качестве вотчины, родной земли. Их подданные, также давно уже прошедшие период первичной адаптации и ассимиляции, единодушно воспринимали своего удельного правителя как естественного и единственно возможного вождя.

Уделы не были одинаковыми. Одни из них с самого начала были крупнее соседних, что помогало им быстрее расти и легче одолевать соперников в междоусобных схватках. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли за счет более слабых соседей. Третьи, окраинные, смело увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса.

Первым признаком  того, что некоторые из уделов в  состоянии уже потягаться с самим чжоуским ваном, было выступление правителя одного из уделов, Э-хоу, против Ли-вана в середине IX в. до в. э. И хотя мятеж Э-хоу объединенными усилиями центра с его армиями и ряда вассальных удельных правителей был подавлен, сигнал оказался тревожным. Не исключено, что все эти события сыграли определенную роль в том, что непопулярный Ли-ван вскоре был низложен. После на престол был возведен подросший Сюань-ван, сын Ли-вана Он попытался провести ряд реформ, направленных на усиление центральной власти.

Информация о работе Возникновение китайской цивилизаци