Возникновение и становление педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:07, реферат

Описание работы

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и становление педагогической профессии.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

Возникновение и становление педагогической профессии

 

     В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены  общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании  пищи, что составляло главный смысл  существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими  поколениями опыта детям в  дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с  ранних лет включаясь в нее, усваивали  знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И  лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и  старых членов общины. Им вменялось  в обязанность быть хранителями  огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

     Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

     Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно  происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

     В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии  учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные  граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

     С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".

     Задачи, встававшие перед школой, существенно  менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический  перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная  политика в области образования  практически всегда недооценивала  диалектическое единство обучения и  воспитания, целостность развивающейся  личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной  системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли  обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Информация о работе Возникновение и становление педагогической профессии