Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:38, доклад
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. Она получила название – клинопись. Ее создателями были шумеры — древний народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата в 3500 — 3000 годах до н.э. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Процесс создания письменности происходил примерно с 40 до 32 века до нашей эры.
Возникновение письменности и её особенности в Междуречье.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. Она получила название – клинопись. Ее создателями были шумеры — древний народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата в 3500 — 3000 годах до н.э. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Процесс создания письменности происходил примерно с 40 до 32 века до нашей эры.
Как и пещерные художники, шумеры использовали отметины и зарубки, чтобы зафиксировать количество коров (или мешков зерна), которыми они владели. Зарубки, ведущие подсчёт их достоянию, наносились на маленькие глиняные пластинки – счётные таблички. Информация на них сохранялась до тех пор, пока земледельцы владели коровами, и на многие века спустя. Нередко самые богатые шумеры, имевшие много табличек, хранивших сведения об их богатстве, укладывали их на тонкий пласт мягкой глины, оборачивали пласт вокруг таблички и прикладывали печать к образовавшейся упаковке. Когда глина высыхала, получалось что-то вроде конверта. К несчастью, единственным способом открыть этот конверт было - разбить глину, но в таком случае, в отличие от бумажного пакета, он становился непригоден к использованию. К 3300 году до н. э. шумеры начали наносить на «упаковку» метки, информирующие о том, сколько табличек находится внутри неё, и с их кратким содержанием.
Своё название «клинопись» получила за внешний вид. Для письма использовался инструмент из дерева или тростника, называвшийся стило, который оставлял на табличках клиновидные углубления. Отсюда и произошло название письменности, которое дал ей в 1700 году учёный Томас Хайд, изучавший Древнюю Персию.
Следующим шагом
в развитие письма стал окончательный
отказ от простых меток. По мере того,
как росли шумерские города, собственность
принимала всё более сложную
форму. Можно было владеть большим
количеством типов предметов, которые
могли передаваться кому-либо другому.
Теперь наследники нуждались в чём-то
ином, нежели просто отметка о единице
собственности. Им требовались пиктограммы
– изображения подсчитываемых предметов.
Полагают, что шумеры использовали свыше
полутора тысяч знаков-пиктограмм, каждая
из которых означала либо слово, либо несколько
слов.
Использовавшиеся первоначально пиктограммы
со временем упрощались. Во-первых глина
была неудобна для нанесения мелких деталей.
Вдобавок было бы пустой тратой времени
рисовать реальную корову каждый раз,
когда требовалась её отметка, если все,
смотрящие на пластину, и так прекрасно
знали, что квадрат со слегка обозначенными
головой и хвостом означает корову. Также
изображения стали передавать, как и само
понятие, так и сходное с ним действие.
Например, рисунок ноги мог быть и частью
тела ногой, и передавать глаголы движения
ходить, бежать, стоять и т.п. Во многих
шумерских текстах истинно мудрый человек
называется «внимающий», в языке шумеров
слово «разум» и «ухо» обозначались одним
и тем же знаком.
Шумеры использовали и специальные знаки–указатели, чтобы точно передавать значение текста. Если речь шла о реке — ставили знак географического понятия, изделия из камня или кожи также имели собственные знаки, знаки-определители имели растения, имена людей и богов.
Города росли, экономика развивалась, и глиняные таблички должны были начать вмещать в себя больше информации. Чтобы зафиксировать информацию, шумерам потребовались знаки, означающие слова, а не просто товары. Пиктограммы начали преобразовываться в фонетическую систему таким образом, чтобы знаки означали звуки, части слов, а не сами слова. Таким путём можно было построить из ограниченного числа знаков любое количество слов.
Клинопись шумеров имела не только согласные, но и гласные звуки, что позволяло более точно передавать звучание слов, а поздняя клинопись могла передавать даже различные смысловые оттенки речи.
Письменные символы
вдавливались на глиняных табличках, причём
строка шла слева направо или
сверху вниз, чтобы не стереть уже нанесённый
текст ладонью. Когда использовались вертикальные
колонки, таблички писались и читались
слева направо. Когда колонка доходила
до конца, её переворачивали и начинали
новую колонку. Чтение шло с самой правой
колонки в левую сторону. Если писцу не
хватало места он мог писать между строк
и даже на торце таблички. В конце таблички
стояла «концовка» с названием документа,
номером страницы и «строки улавливания»,
т.е. первой строки следующей таблички.
Самые древние
письменные сообщения представляли
собой своеобразные ребусы, однозначно
понятные только составителям и лицам,
присутствовавшим при записи. Они
служили "памятками" и вещественным
подтверждением условий сделок, которое
могло быть предъявлено в случае
возникновения каких-либо споров и
разногласий. Насколько можно судить,
древнейшие тексты - это описи полученных
или выданных продуктов и имущества
или же документы, регистрирующие обмен
материальными ценностями. К числу
древнейших относятся и учебные
тексты - списки знаков, слов и так
далее. Благодаря тому, что клинописью
можно было передать слова в их звуковом
значении, оказалось возможным приспособить
клинописные знаки для записи иностранных
слов, т.е. записать клинописью другой
язык. Этим объясняется тот факт, что клинопись
была неоднократно заимствована друг
у друга народами, говорившими на разных
языках, и просуществовала более трех
тысячелетий.
Клинописью писали аккадцы, эламиты, хетты,
вавилоняне, ассирийцы, жители государства
Урарту. У вавилонян клинопись переняли
персы. Они еще более усовершенствовали
письмо и пользовались уже не сотнями,
а лишь сорока знаками, означавшими слоги
и отдельные буквы.
Ученые научились расшифровывать клинописные знаки лишь в XIX веке. Наука обязана умению читать это письмо немцу — Георгу Фридриху Гротефенду и англичанину Генри Роулинсону. Гротефенд проанализировал структуру посвятительных надписей царей, обнаружил блоки знаков, предположительно соответствующие именам и титулам, и сопоставил с хронологией персидских царей. Позднее Роулинсон скопировал Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма. По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (т. наз. протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.
Информация о работе Возникновение и особенности письменности в Междуречье