Возникновение и исторические типы государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:42, доклад

Описание работы

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или же он появился на определенном этапе развития общества.
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и исторические типы государства.docx

— 17.91 Кб (Скачать)

Возникновение и исторические типы государства.

Познание государства  и права следует начинать с  вопроса о происхождении государства  – всегда ли в истории человеческого  общества существовал этот социальный институт, или же он появился на определенном этапе развития общества.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Возникновение государства – сложный длительный процесс, начавшийся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Первые государства – Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и др.

Основными теориями возникновения  государства являются:

1)  патриархальная теория. Основатель данной теории – Аристотель. Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницей власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природой или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена;

Аристотель, Михайловский. Она  исходит из того, что государство  происходит из семьи. Является результатом  разрастания семьи. Гос. власть, по мнению сторонников этой теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи.

2)  естественно-правовая теория. Авторами считаются Монтескье, А. Н. Радищев. Данная теория основывает государство на «общественном договоре». Государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенному кругу лиц соответствующих прав. То есть люди передают государству часть своих личных прав по так называемому «общественному договору» для согласования взаимных интересов, совместной жизни и защиты. Провозглашена передача власти от народа (как изначального «владельца» власти) к государству;

3)  теократическая (или теологическая) теория. Основоположники – Фома Аквинский, Аврелий Августин. Представители этой теории считают, что государство производит из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения, кроме всего, созданы также право, государство, власть. Здесь надо различить две школы:

а) данная теория выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;

б) другая теория видит волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными;

Данная теория восходит своими истоками еще к древнему миру.

На рубеже 12-13вв в Зап. Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны, ибо не пристало самой церкви использовать меч, а другой они вручили государям для того, что бы они могли вершить земные дела. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Тогда же появляется учение Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

4)  материалистическая теория. Авторами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Каждой формации соответствуют свои классы, один из которых подавляется другим (рабовладельческий строй – класс рабов и рабовладельцев, феодализм – класс феодалов и крепостных и т. д.). Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц. Только анализируя рассмотренные теории, можно приблизиться к осознанию процесса возникновения государства. Совокупность ряда объективных факторов (этнографических, экономических, социальных и других), сложившихся в истории человечества, позволяет понять эволюцию общества и достижение результата этой эволюции – возникновения государства.

5). Договорная. Радищев, Руссо. Эта теория объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Власть монарха является не производной от божьего провидения, а от самих людей.

6). Теория насилия. Гумплович, Каутский. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, порабощения одних племен другими. Насилие необходимо для удержания в повиновении людей и народов. Поскольку для человека состояние войны и насилия – естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы людей – вечно.

7). Психологическая. Фрейд, Петрожицкий. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Также это осознание потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям.


Информация о работе Возникновение и исторические типы государств