Восточные славяне

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Восточные славяне, их происхождение и общественно-политический строй
Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему современные германские, балтийские, романские, греческие, иранские, кельтские и индийские народы.
На этапе расселения этого единого конгломерата народов (первая половина II тысячелетия до н.э.) еще не было самостоятельных общностей славянской, германской, балтийской.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Восточные славяне, их происхождение и общественно политический
строй…………………………………………………………………………5
Образование киевского государства .Дискуссия в историографии о
происхождении варягов и их роль в создании государства у славян…..14
Завершение формирования древнерусской государственности при
Владимире I. Причины и последствия принятия христианства ………...23
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

КОНтрольная ИСТОРИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Расторжение брака было возможно по обоюдному  согласию. Языческий обряд требовал от супругов отправиться к ручью и встать на противоположных берегах. Взявши за концы тонкую ветку, тянуть ее до той поры, пока она не разорвется. У воды совершался языческий брак, у воды он и прекращался.    12 

     Взрослый  сын женился по указанию родителей, сообразующихся с желанием сына настолько, насколько это желание соответствовало хозяйственным соображениям семейства. Когда у хозяина не было сына, а была дочь, то он брал себе приемыша, чтобы воспитать его и женить на дочери. 

     По  смерти хозяина, если в доме нет взрослых сыновей, все его права по управлению домом переходили ко вдове до времени возмужания детей, но без права отчуждения имения умершего хозяина без разрешения мирского схода. 

     Взрослые  женатые и неженатые сыновья  по смерти их отца имели право разделить между собой наследство или пользоваться им сообща, оставаясь жить совместно в родительском доме. 

     При разделе все имущество умершего отца делилось на равные “паи” по количеству братьев, а паи распределялись по жребию. Если братья оставались жить в родительском доме под главенством старшего по рождению или выборного из своей среды, то образовывалась “большая семья” или семейная община. Сестры получали приданое. Вышеприведенные сведения основываются на обычаях славянских народов, многие из которых нашли отражение в договорах славян с Византией, на богатых археологических и этнографических открытиях. 

     Что же касается представителей норманской теории, начинающих историю отечественной  государственности с правления  Рюрика, то все их умозаключения вытекают из летописи монаха Нестора. 

                                   13

     2.Образование Киевского государства .Дискуссия в историографии о происхождении варягов и их роли в создании государства у славян 

       В IX в. на территории восточных  славян складывается единое крупное  Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён. 

       Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь “из варяг в греки”), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли. 

       Важным фактором, слимулировавшим  объединение, была определенная  этническая общность славян, сходство  языческих верований. 

       Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В

       Киевском княжестве процесс преобразования  родовых органов в органы государственной  власти произошел раньше нежели  в других славянских землях. Киевский  князь, собирая дань (полюдие)  с обширных земель, многочисленную  челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления,             14

       оказывать определённое содействие  местным князьям. Складывание  крупного 

       Древнерусского государства началось  ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). 

       Несколько позднее Киевскому  князю (великому, как он стал  себя титуловать) подчинились все  основные восточно - славянские земли. 

       Древнерусское Киевское государство,  образовавшись в IX в., просуществовало  до середины XII в. Оно занимало  огромную территорию с разнообразным  по экономическим, этническим  и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. 

       Древняя Русь была одним из  самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые  и иные международные отношения  со многими западноевропейскими  государствами, победоносно воевала с 

       Византией, неоднократно вынуждая  её заключать договоры, по которым  русским купцам на льготных  условиях разрешалось торговать  в 

       Константинополе. Русские торговые  корабли плавали по Черному  и

       Каспийскому морям. Новгород связанный  с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

       Объединение восточных славян  в единое государство обеспечило  дальнейшее развитие их экономике,  культуры, усилило военную мощь  и помогло укреплению международных  связей.            15

       Древняя Русь имела большое  значение в развитии трёх братских  народов (русского, украинского,  белорусского), так как была первой  ступенью в истории государственности  их общего предка - древнерусской  народности. 

       Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов - землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения. 

       Древнерусское государство можно  охарактеризовать как раннефеодальную  монархию. Во главе государства  стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников -печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

       Именно с этих позиций следует  рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

       С 862 г. Рюрик утвердился в  Новгороде. По традиции с этого  времени ведут начало русской  государственности.

       По данным летописи, в 879 г. Рюрик  умер, оставив малолетнего сына  Игоря, а власть перешла е  его родственнику Олегу.

       Древнерусское государство - совокупность  Киевского и местных феодальных  княжеств, князья которых находились  в вассальной зависимости от  великого князя. По мере укрепления  своей власти киевские великие  князья постарались заменить  местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

                                   16

       Великий князь являлся старшим  по отношению к местным князям. 

       Он владел самым большим и  сильным княжеством. Во главе 

       Древнерусского государства стоял  великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. 

       Великий князь обязан был в  своей деятельности опираться  на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел  четко определённой компетенции.  Вместе с князьями бояре решали  важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы. 

      4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ 

       ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. 

       Вокруг этого летописного исторического  предания издавна ведутся споры.  Известия летописца стали основанием  для возникновения в XVIII в. “норманской теории”, согласно которой государство у славян создали норманны - скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами.

                                                                                                                 17

     Сторонники  этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. 

       Зарубежные историки - норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили “зверинским образом” (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской госудасртвенности. Ряд историков, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу 

       Балтийского моря и на острове  Рюген. 

       По этой легенде накануне образования  Киевской Руси северные племена  славян и их соседи платили  дань варягам, а южные племена  находились в зависимости от  хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши  варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: 

       “Земля наша наша велика и  обильна, а наряда (порядка) в  ней нет. Да поидите княжить  и володеть нами”. Власть над  Новгородом и окрестными славянскими  землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии.

       Впервые норманская теория была  сформулирована немецкими учёными  Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером,  приглашёнными для работы в

                                   18

       Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. 

       Ломоносов. 

       Попытаемся, как говорили древние  историки, “без гнева и пристрастия”  разобраться в этом вопросе.  Какова историческая достоверность  летописного сказания? 

       Учёные уже доказали вымышленность двух братьев - Синеуса и 

       Трувора, родственников Рюрика. Однако  сам Рюрик является, по мнению  большинства историков, фигурой  вполне реальной. Во всяком случае  в скандинавских источниках упомянут  конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей 

      - беспристрастной - силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде. 

       Сам факт пребывания варяжских  дружин, под которыми, как правило,  понимают скандинавов, на службе  у славянских князей, их участия  в жизни Руси не вызывает  сомнения, как и постоянные взаимные  связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько - нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально - политические институты

                                   19

     славян, а также на их язык и культуру.

     В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским  князьям - верный путь приобрести славу и могущество. 

       Археологи отмечают, что количество  варягов на Руси было невелико. 

       Не обнаружено и каких - либо  данных о колонизации Руси  варягами. 

       Версия об иноземном происхождении  той или иной династии типична  для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п. 

Информация о работе Восточные славяне