Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 05:09, контрольная работа
предпосылки образования государства восточных славян. Жизнь. Быт. Обычаи. Верования.
Основные причины и этапы образования государства у восточных славян .норманнская и антинорманнская теория.
Общая и особенная действительность первых русских князей. Юрик — Владислав. Мономах …
социально- политическая характеристика древне русского государства. Социальная структура Киевской Руси. (группы холопы, феодалы и др.)
Восточные славяне
в раннем средневековье Киевская
Русь 9-12 вв.
Вопросы.
Ответы
Норманнская
теория
Норманнская теория
(норманнизм) — направление в
историографии, развивающее концепцию
того, что народ-племя русь происходит
из Скандинавии периода экспансии
викингов, которых в Западной Европе
называли норманнами.
Сторонники норманнизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
Широкую известность в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук
Против норманнской
теории, усмотрев в ней тезис об
отсталости славян и их неготовности
к образованию государства[2], активно
выступил М. В. Ломоносов, предложив
иную, не скандинавскую идентификацию
варягов. Ломоносов, в частности, утверждал,
что Рюрик был родом из полабских славян,
которые имели династические связи с князьями
ильменских словен.
Жизнь.
Быт. Обычаи. Верования
восточных славян.
Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.
Сложными религиозными
обрядами обставлялись рождения, свадьбы,
похороны. Так, известен похоронный обычай
восточных славян хоронить вместе с прахом
человека (славяне сжигали на кострах
своих покойников, помещая их сначала
в деревянные ладьи; это означало, что
человек уплывает в подземное царство)
одну из его жен, над которой совершалось
ритуальное убийство; в могилу воина клали
останки боевого коня, оружие, украшения.
Жизнь продолжалась, по представлениям
славян, и за гробом. Затем над могилой
насыпали высокий курган, и совершалась
языческая тризна: родственники и соратники
поминали умершего. Во время печального
пиршества также проводили в его честь
воинские состязания. Эти обряды, разумеется,
касались лишь племенных вождей.
Социальная
структура Киевской
Руси
Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.
Старшая дружина-
Бывшие племенные князья и лучшие
мужи периода «военной демократии»
составляли старшую дружину, верхушку
дружинного слоя. Они назывались боярами
и составляли постоянный совет («думу»)
князя.
Младшая дружина – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении.
ляется группа полузависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды – «купы».
Небольшой группой полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде» была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора – ряда. Возможно, рядовичи – это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.
рабов, известных под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Другое возможное объяснение: челядь – рабы из военнопленных, холопы – внутренние рабы
изгои, люди, лишившиеся
своего социального статуса –
выкупившийся на волю холоп, общинник,
изгнанный из верви, разорившийся купец
или ремесленник и даже князь, потерявший
княжество.
Предпосылки образования государства Восточных Славян
Древнерусское
государство складывалось в результате
сложного взаимодействия целого комплекса
как внутренних, так и внешних факторов
К IХ в. у восточных
славян сложился комплекс социально-экономических,
духовных, политических и внешних
предпосылок для образования
государства.
Развитие
земледелия, особенно пашенного
в степном и лесостепном
Усложнение внутриплеменных
отношений и межплеменные столкновения
ускоряли становление княжеской власти,
повышали роль князей и дружины, как обороняющих
племя от внешних врагов, так и выступающих
в качестве арбитра при различного рода
спорах. Кроме того, борьба между племенами
приводила к складыванию межплеменных
союзов во главе с наиболее сильным племенем
и его князем. Эти союзы приобретали форму
племенных княжений. В итоге, власть князя,
которую он стремился превратить в наследственную,
все менее зависела от воли вечевых собраний,
укреплялась, а его интересы все более
отчуждались от интересов соплеменников.
В результате военных
успехов, князь, выполняя сложные управленческие
функции, отдалялся от привычного для
общинников круга дел и забот,
вследствие чего зачастую в нем начинали
видеть залог благополучия всего племени,
а его личность отождествляли с племенным
тотемом. Возникают предпосылки феодальных
отношений: на смену родовой общине приходит
община территориальная, появляется частная
собственность и имущественное расслоение,
власть концентрируется в руках родоплеменной
знати, начинается раскол общества по
имущественному признаку.Все это приводило
к обожествлению княжеской власти, создавало
духовные предпосылки для перехода от
общинных к государственным отношениям.
К внешним предпосылкам
следует отнести то «давление», которое
оказывали на славянский мир его соседи
– хазары и норманны. Стремление славян
взять под свой контроль торговые пути,
связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло
складывание княжеского-дружинных группировок,
втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая
со своих соплеменников продукты сельского
хозяйства и промыслов, в первую очередь,
пушнину и меняя их на продукты престижного
потребления и серебро у иностранных купцов,
продавая им захваченных в плен иноплеменников,
местная знать все более подчиняла себе
племенные структуры, обогащаясь и изолировалась
от рядовых общинников. Со временем она,
объединившись с варяжскими воинами-торговцами,
начнет осуществлять контроль за торговыми
путями и самой торговлей, что приведет
к консолидации ранее разрозненных племенных
княжений, расположенных вдоль этих путей.
Это приводило к взаимодействию с более
развитыми цивилизациями и к заимствованию
у них некоторых общественно-политических
форм их жизни. Следует учесть и то, что
существование в Низовьях Волги Хазарского
каганата защищало восточных славян от
набегов кочевников, которые в предшествующие
эпохи (гунны в IV-V вв., авары в VII в.) тормозили
их развитие, мешали мирному труду и, в
итоге, появлению «зародыша» государственности.
Основные
причины образования
государства у восточных
славян.
Общественное разделения труда
Развитие экономики
Заинтересованность
общества в появлении
государства
Этапы
образования государства
у восточных славян
В процессе образования Древнерусского государства можно выделить 4 этапа:
1
Разложение родоплеменных
2. Для обеспечения товарообмена возникают посады, а затем и города. Выделяются группы по способу жизнеобеспечения: производители продукции, торговцы, воины. Проявляется доминирующее положение городов над окрестными селениями. Межплеменные конфликты усиливают роль военных руководителей и способствуют их обогащению.
3.
Захват князьями власти в
4.
Происходит объединение
Информация о работе Восточные славяне в раннем средневековье Киевская Русь 9-12 вв