Восточные славяне в раннем средневековье Киевская Русь 9-12 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 05:09, контрольная работа

Описание работы

предпосылки образования государства восточных славян. Жизнь. Быт. Обычаи. Верования.
Основные причины и этапы образования государства у восточных славян .норманнская и антинорманнская теория.
Общая и особенная действительность первых русских князей. Юрик — Владислав. Мономах …
социально- политическая характеристика древне русского государства. Социальная структура Киевской Руси. (группы холопы, феодалы и др.)

Работа содержит 1 файл

Восточные славяне в раннем средневиковье Киевская Русь 9-12 вв..doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Восточные славяне  в раннем средневековье Киевская Русь 9-12 вв. 

Вопросы.

  1. предпосылки образования государства восточных славян. Жизнь. Быт. Обычаи. Верования.
  2. Основные причины и этапы образования государства у восточных славян .норманнская и антинорманнская теория.
  3. Общая и особенная действительность первых русских князей. Юрик — Владислав. Мономах …
  4. социально- политическая характеристика древне русского государства. Социальная структура Киевской Руси. (группы холопы, феодалы и др.)
 

Ответы  
 
 

Норманнская теория 
 

Норманнская теория (норманнизм) — направление в  историографии, развивающее концепцию  того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии  викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. 

Сторонники норманнизма  относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Широкую известность  в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря  деятельности немецких историков в Российской Академии наук

Против норманнской  теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства[2], активно  выступил М. В. Ломоносов, предложив  иную, не скандинавскую идентификацию  варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен. 
 
 

Жизнь. Быт. Обычаи. Верования  восточных славян. 

     Перун был богом, чей культ родился  в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

     Но  языческие представления не исчерпывались  лишь главными богами. Мир был населен  и другими сверхъестественными  существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

     Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.

     Славяне считали, что каждый дом находится  под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

     Вся жизнь славянина была связана  с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

     Уже накануне нового года (а год у  древних славян начинался, как и  теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

     Другой  крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

     1-2 мая славяне убирали лентами  молодую березу, украшали ветками  с только что распустившимися  листьями свои дома, снова славили  бога солнца, отмечали появление  первых весенних всходов.

     Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о  том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

     Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

     В купальские ночи совершались так  называемые "умыкания девиц", когда  молодые люди сговаривались и  жених уводил невесту от домашнего  очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей. 
 

Социальная  структура Киевской Руси 
 
 

Численность населения  древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.

Старшая дружина- Бывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии»  составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя. 

Младшая дружина  – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины  набиралась личная дружина князя, которая  состояла у него в услужении.

ляется группа полузависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды – «купы».

Небольшой группой  полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде»  была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора – ряда. Возможно, рядовичи – это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.

рабов, известных  под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Другое возможное объяснение: челядь – рабы из военнопленных, холопы – внутренние рабы

изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса –  выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество. 
 
 

Предпосылки образования государства  Восточных Славян

Древнерусское государство складывалось в результате сложного взаимодействия целого комплекса  как внутренних, так и внешних факторов 

К IХ в. у восточных  славян сложился комплекс социально-экономических, духовных, политических и внешних  предпосылок для образования  государства. 

 Развитие  земледелия, особенно пашенного  в степном и лесостепном районе  Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производственного). А на Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. 

Усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. 

В результате военных  успехов, князь, выполняя сложные управленческие функции, отдалялся от привычного для  общинников круга дел и забот, вследствие чего зачастую в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Возникают предпосылки феодальных отношений: на смену родовой общине приходит община территориальная, появляется частная собственность и имущественное расслоение, власть концентрируется в руках родоплеменной знати, начинается раскол общества по имущественному признаку.Все это приводило к обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. 

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи – хазары и норманны. Стремление славян взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеского-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащаясь и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. Это приводило к взаимодействию с более развитыми цивилизациями и к заимствованию у них некоторых общественно-политических форм их жизни. Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV-V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности. 

Основные  причины  образования государства у восточных славян. 

Общественное  разделения труда

Развитие  экономики

Заинтересованность  общества в появлении  государства 

Этапы образования государства  у восточных славян 

     В процессе образования Древнерусского государства можно выделить 4 этапа:

     1 Разложение родоплеменных отношений.  В связи с усиленной миграцией  в V–VII вв. происходило смешение славянского населения, пришедшего с Карпат и Дуная с местным населением Восточно-Европейской равнины. Соседская община постепенно сменила родовую. Улучшение технологий и орудий труда способствовало появлению товарных излишков, что привело к товарообмену и возникновению имущественного неравенства.

     2. Для обеспечения товарообмена  возникают посады, а затем и  города. Выделяются группы по  способу жизнеобеспечения: производители продукции, торговцы, воины. Проявляется доминирующее положение городов над окрестными селениями. Межплеменные конфликты усиливают роль военных руководителей и способствуют их обогащению.

     3. Захват князьями власти в городах  и весях. Формирование дружины, как аппарата подавления и администрирования. Имущество князя позволяет ему направлять дружину на решение политических задач.

     4. Происходит объединение восточнославянских  и некоторых других племён  в Древнерусское государство  – Киевскую Русь. Оформляются принципы передачи власти, регулируется сбор дани, выстраиваются межгосударственные взаимоотношения, вводится государственная религия.

Информация о работе Восточные славяне в раннем средневековье Киевская Русь 9-12 вв