Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:16, доклад
VI в. восточнославянские племена начали длительный путь освоения огромных и слабозаселенных территорий Восточно-Европейской равнины, растянувшийся на столетия. Эта характерная черта нашего прошлого позволила знаменитому историку С.М.Соловьеву определить Россию как страну, которая колонизуется.
1.
VI в. восточнославянские племена начали
длительный путь освоения огромных и слабозаселенных
территорий Восточно-Европейской равнины,
растянувшийся на столетия. Эта характерная
черта нашего прошлого позволила знаменитому
историку С.М.Соловьеву определить Россию
как страну, которая колонизуется. Многовековой
процесс колонизации привел к складыванию
огромной многонациональной России с
колоссальными запасами природных ресурсов,
но он же в немалой степени способствовал
преобладанию экстенсивного типа развития
хозяйства.
Важным и долговременным фактором исторического
развития восточных славян стало неизбежное
- в силу географических условий - соседство
мира оседлых земледельцев и горожан с
миром кочевых племен. С глубокой древности
полоса степей, протянувшихся от Алтайских
гор до Дуная, представляла собой дорогу
для кочевых народов, волна за волной двигавшихся
из глубин Центральной Азии с востока
на запад .
Гуннское нашествие эпохи Великого переселения
народов было остановлено разноязыкими
римскими легионами на территории современной
Франции в сражении на Каталуанских полях
в 451 г. В результате гунны покинули занятую
ими Венгрию и после смерти своего вождя
Атиллы в 453 г. исчезли со страниц письменных
памятников. Многочисленные народы, скрытые
ранее под общим названием гунны, начали
развиваться в самостоятельные политические
объединения, и их имена появились в византийских
и закавказских исторических хрониках
и в нашей «Повести временных лет». Она
сохранила известия о «примучивании»
славянских племен обрами - аварской ордой,
а в 626 г. аварское войско (куда входили
и славянские отряды) осаждало столицу
Византии Константинополь. В конце VIII
в. Аварский каганат пал под ударами армии
короля франков Карла Великого, и древнерусский
летописец, вспоминая об этом, счел нужным
привести пословицу: «погибоша, аки обре».
В VI в. в Великой степи складывается громадный
Тюркский каганат, с которым вынуждены
были считаться крупнейшие государства
того времени - Китай, Иран, Византия. После
кровавой междоусобицы он рухнул, и на
его развалинах стали возникать новые
образования. В 30-х годах VII в. в приазовских
степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар;
тогда же сложилась и Хазария. Под давлением
хазар часть болгар откочевала за Дунай,
где вместе с оседлым славянским населением
положила начало современной Болгарии.
Часть болгар ушла на север и обосновалась
в Поволжье - здесь до XIII в. ближайшим соседом
северо-восточных русских земель стала
Волжская Булгария.
В середине VII в. хозяевами южных степей
оставались хазары. Им удалось создать
огромное полиэтничное государство - Хазарский
каганат, включавшее Восточный Крым, Северный
Кавказ и степи между Волгой и Доном. Хазарская
держава была не простым объединением
кочевых и оседлых народов (хазар, болгар,
мордвы, алан, славян). На местах существовала
администрация - «тудуны» и «малики»; в
больших городах (Фанагории, Беленджере,
Самандаре, Атиле) находились кварталы
ремесленников и купцов - русов, мусульман
и евреев; там же селилась и хазарская
знать, на лето откочевывавшая в степь.
Хазарские власти прочно контролировали
торговые пути по Волге и Дону; при дворе
верховного хазарского владыки - хакана
состояли мусульманская гвардия и особая
коллегия из 7 судей для решения дел подданных,
согласно их вере и закону. В союзе с Византией
Хазария воевала с Арабским халифатом
и по-своему решила вопрос выбора веры:
в IX в. хакан и знать приняли иудаизм. В
итоге хазарам так и не удалось создать
прочное государство: у каганата не было
единого законодательства, культуры и
письменности; но в период своего расцвета
эта держава сумела подчинить ряд славянских
племен (северян, вятичей, радимичей, полян)
и взимать с них дань. Уже в 30-х годах IX
в. византийские мастера выстроили в низовьях
Дона - северо-восточной границы каганата
- город-крепость Саркел и ряд других пунктов
обороны от наступления союзов славянских
племен. Свидетельством взаимовлияния
славян и хазар осталась археологическая
салтово-маяцкая культура. Из тюркского
языка заимствован термин «боярин», титул
кагана носили в X-XI вв. киевские князья.
Таким образом, взаимоотношения восточнославянских
племен со степняками-кочевниками явились
важным фактором генезиса древнерусской
государственности.
Важным условием можно считать развитие
раннесредневекового общества и государства
на Востоке Европы (примерными границами
являются Рейн и Дунай) по бессинтезному
пути, т.е. непосредственно из варварских,
первобытных племенных структур и отношений
при отсутствии на первых его этапах развитых
городов и торговли. Здесь долгое время
основной массой населения оставались
свободные крестьяне-общинники, которые
подвергались государственной форме эксплуатации
в виде дани-налога на содержание князя
и дружины.
На Западе этот же процесс протекал в условиях
синтеза . Образовавшиеся на территории
бывшей Римской империи варварские королевства
усваивали достижения и традиции предшествующей
античной цивилизации. К ним можно отнести
систему путей сообщений, развитые формы
землевладения, денежное обращение, городские
центры (такие средневековые города, как
Кельн, Вена, Париж, Лондон, Марсель, возникшие
еще в античную эпоху). Сохранилась структура
и собственность христианской церкви,
вместе с варварскими законами - правдами
- действовало римское право. Несмотря
на упадок, была унаследована римская
система образования: на протяжении многих
столетий латынь оставалась языком науки
и культуры Европы. Быстрое социальное
расслоение варварского общества привело
уже в VII-VIII вв. к появлению частных владений
- вотчин-сеньорий с зависимыми крестьянами
и к складыванию вассально-ленных отношений
с иерархией феодалов-землевладельцев,
средоточием власти которых с X в. становятся
господствующие над сельской округой
замки сеньоров.
2. 1. Предпосылки государственности у восточных славян
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян";
2. Этапы становления государственности
Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (IX-XIII века).
Порождения родоплеменного
строя - большие и маленькие союзы
племен при развитии восточнославянского
общества постепенно переросли в
образования более высокого социально-политического
уровня - племенные княжества. Их создание
обусловлено возникновением частной
собственности и связанным с
ней имущественным и социальным
расслоением общества. Эти княжества
были догосударственными объединениями,
которые заложили фундамент восточнославянской
государственности. Они предшествовали
первому восточнославянскому
Главными признаками
существования
Территория Киевского
княжества Аскольда была небольшой
- оно охватывало земли вокруг Киева,
главным образом бывшего
Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце IX века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.
Киевская Русь IX-X веков в еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.
Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хозаров. В 968 году Святослав разгромил хозаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.
3. Норманская и
антинорманская концепция
государства
Впервые "норманскую
теорию" высказали немецкие ученые
сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть
их теории: летописная легенда о
призвании варягов
Хотя еще М.В.Ломоносов
убедительно продемонстрировал
научную несостоятельность
Значение варяжского элемента в создании Древнерусского государства не следует преуменьшать, но не следует и преувеличивать.
Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания единого Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли. Ошибка Миллера и др. была в том, что под образованием государства они понимали складывание правящей верхушки, утверждение династии, а не развитие всей совокупности социально-экономических отношений и институтов.
Согласно норманской
теории, варяги внесли элементы определенной
культуры в полудикие славянские
племена, объединив их в государство,
установив там определенный правопорядок.
Такое объяснение ничего общего не
имеет с подлинно научным пониманием
исторических процессов. Допустим, что
восточные славяне
Норманская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Хотя данное построение
было впервые упомянуто составителем
летописи и с тех пор на протяжении
шести веков обычно включалось во
все сочинения по истории России,
общеизвестно, то официальное распространение
норманнская теория получила в 30-40-е
годы XVIII века во времена "бироновщины",
когда многие высшие должности при
дворе были заняты немецкими дворянами.
Естественно, что и весь первый состав
Академии Наук был укомплектован
немецкими учеными. Считается, что
создали эту теорию немецкие ученые
Байер и Миллер под влиянием политической
обстановки. Чуть позже эту теорию
развил Шлетцер. На опубликование теории
мгновенно среагировали некоторые
русские ученые, в особенности
М.В. Ломоносов. Надо полагать, то эта
реакция была вызвана естественным
чувством ущемленного достоинства.
Действительно, любой русский человек
должен был воспринять эту теорию
как личное оскорбление и как
оскорбление русской нации, в
особенности такие люди, как Ломоносов.
Именно тогда начался спор по норманнской
проблеме. Загвоздка в том, то противники
норманнской концепции не могли
опровергнуть постулаты данной теории
из-за того, что изначально стояли на
неверных позициях, признавая достоверность
летописного рассказа-
Норманисты упирали
на то, что термином "Русь" обозначались
именно скандинавы, а их противники
готовы были принять любую версию,
лишь бы не дать норманистам фору. Антинорманисты
готовы были говорить о литовцах, готах,
хазарах и многих других народах.
Понятно, что с таким подходом
к решению проблемы антинорманисты
не могли рассчитывать на победу в
данном споре. Как следствие, к концу
XIX века явно затянувшийся спор привел
к заметному перевесу норманистов.
Количество сторонников норманнской
теории выросло, а полемика со стороны
их противников стала ослабевать.
На ведущую роль в рассмотрении этого
вопроса выдвинулся норманист Вильгельм
Томсен. После того, как в России
в 1891г. была опубликована его работа
"Начало Русского государства", где
были с наибольшей полнотой и ясностью
сформулированы основные аргументы
в пользу норманнской теории, многие
русские историки пришли к мнению,
что норманнское происхождение
Руси можно считать доказанным. И
хотя антинорманисты (Иловайский, Гедеонов)
продолжали свою полемику, большинство
представителей официальной науки
встало на норманистские позиции. В
ученой среде установилось представление
о произошедшей в результате опубликования
работы Томсена победе норманистической
концепции истории Древней