Восточные славяне. Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

VI в. восточнославянские племена начали длительный путь освоения огромных и слабозаселенных территорий Восточно-Европейской равнины, растянувшийся на столетия. Эта характерная черта нашего прошлого позволила знаменитому историку С.М.Соловьеву определить Россию как страну, которая колонизуется.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 23.18 Кб (Скачать)

1.  VI в. восточнославянские племена начали длительный путь освоения огромных и слабозаселенных территорий Восточно-Европейской равнины, растянувшийся на столетия. Эта характерная черта нашего прошлого позволила знаменитому историку С.М.Соловьеву определить Россию как страну, которая колонизуется. Многовековой процесс колонизации привел к складыванию огромной многонациональной России с колоссальными запасами природных ресурсов, но он же в немалой степени способствовал преобладанию экстенсивного типа развития хозяйства. 
Важным и долговременным фактором исторического развития восточных славян стало неизбежное - в силу географических условий - соседство мира оседлых земледельцев и горожан с миром кочевых племен. С глубокой древности полоса степей, протянувшихся от Алтайских гор до Дуная, представляла собой дорогу для кочевых народов, волна за волной двигавшихся из глубин Центральной Азии с востока на запад . 
Гуннское нашествие эпохи Великого переселения народов было остановлено разноязыкими римскими легионами на территории современной Франции в сражении на Каталуанских полях в 451 г. В результате гунны покинули занятую ими Венгрию и после смерти своего вождя Атиллы в 453 г. исчезли со страниц письменных памятников. Многочисленные народы, скрытые ранее под общим названием гунны, начали развиваться в самостоятельные политические объединения, и их имена появились в византийских и закавказских исторических хрониках и в нашей «Повести временных лет». Она сохранила известия о «примучивании» славянских племен обрами - аварской ордой, а в 626 г. аварское войско (куда входили и славянские отряды) осаждало столицу Византии Константинополь. В конце VIII в. Аварский каганат пал под ударами армии короля франков Карла Великого, и древнерусский летописец, вспоминая об этом, счел нужным привести пословицу: «погибоша, аки обре». 
В VI в. в Великой степи складывается громадный Тюркский каганат, с которым вынуждены были считаться крупнейшие государства того времени - Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы он рухнул, и на его развалинах стали возникать новые образования. В 30-х годах VII в. в приазовских степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар; тогда же сложилась и Хазария. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где вместе с оседлым славянским населением положила начало современной Болгарии. Часть болгар ушла на север и обосновалась в Поволжье - здесь до XIII в. ближайшим соседом северо-восточных русских земель стала Волжская Булгария. 
В середине VII в. хозяевами южных степей оставались хазары. Им удалось создать огромное полиэтничное государство - Хазарский каганат, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, болгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; в больших городах (Фанагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - русов, мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степь. Хазарские власти прочно контролировали торговые пути по Волге и Дону; при дворе верховного хазарского владыки - хакана состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из 7 судей для решения дел подданных, согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом и по-своему решила вопрос выбора веры: в IX в. хакан и знать приняли иудаизм. В итоге хазарам так и не удалось создать прочное государство: у каганата не было единого законодательства, культуры и письменности; но в период своего расцвета эта держава сумела подчинить ряд славянских племен (северян, вятичей, радимичей, полян) и взимать с них дань. Уже в 30-х годах IX в. византийские мастера выстроили в низовьях Дона - северо-восточной границы каганата - город-крепость Саркел и ряд других пунктов обороны от наступления союзов славянских племен. Свидетельством взаимовлияния славян и хазар осталась археологическая салтово-маяцкая культура. Из тюркского языка заимствован термин «боярин», титул кагана носили в X-XI вв. киевские князья. Таким образом, взаимоотношения восточнославянских племен со степняками-кочевниками явились важным фактором генезиса древнерусской государственности. 
Важным условием можно считать развитие раннесредневекового общества и государства на Востоке Европы (примерными границами являются Рейн и Дунай) по бессинтезному пути, т.е. непосредственно из варварских, первобытных племенных структур и отношений при отсутствии на первых его этапах развитых городов и торговли. Здесь долгое время основной массой населения оставались свободные крестьяне-общинники, которые подвергались государственной форме эксплуатации в виде дани-налога на содержание князя и дружины. 
На Западе этот же процесс протекал в условиях синтеза . Образовавшиеся на территории бывшей Римской империи варварские королевства усваивали достижения и традиции предшествующей античной цивилизации. К ним можно отнести систему путей сообщений, развитые формы землевладения, денежное обращение, городские центры (такие средневековые города, как Кельн, Вена, Париж, Лондон, Марсель, возникшие еще в античную эпоху). Сохранилась структура и собственность христианской церкви, вместе с варварскими законами - правдами - действовало римское право. Несмотря на упадок, была унаследована римская система образования: на протяжении многих столетий латынь оставалась языком науки и культуры Европы. Быстрое социальное расслоение варварского общества привело уже в VII-VIII вв. к появлению частных владений - вотчин-сеньорий с зависимыми крестьянами и к складыванию вассально-ленных отношений с иерархией феодалов-землевладельцев, средоточием власти которых с X в. становятся господствующие над сельской округой замки сеньоров.
 

2. 1. Предпосылки государственности у восточных славян

К IХ в. у восточных  славян сложился комплекс социально-экономических  и политических предпосылок для  образования государства.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и  распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло  отделение ремесла от других видов  хозяйственной деятельности, рост городов  и внешней торговли. Шёл процесс  формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились  большие племенные союзы, которые  стали заключать между собой  временные политические союзы. С  конца VI в. известен союз племён во главе  с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян";

2. Этапы становления  государственности

Древнерусские летописи описывают историю восточных  славян только со времени, когда они  начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы  племен. Этот процесс начался в  конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы  племен представляли собой выразительные  этнокультурные сообщества, которые  имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между  племенными объединениями так и  не были преодолены во времена существования  Древнерусского государства и его  народностей (IX-XIII века).

Порождения родоплеменного строя - большие и маленькие союзы  племен при развитии восточнославянского  общества постепенно переросли в  образования более высокого социально-политического  уровня - племенные княжества. Их создание обусловлено возникновением частной  собственности и связанным с  ней имущественным и социальным расслоением общества. Эти княжества  были догосударственными объединениями, которые заложили фундамент восточнославянской государственности. Они предшествовали первому восточнославянскому государству, которое сложилось вокруг Киева  в середине IX века. Могущество и власть глав племенных княжеств базировалась на разветвленной системе укрепленных  поселений-градов. В племенных княжествах существовал примитивный аппарат  власти, но в них еще не было социально  обособленной потомственной знати  во главе с князем. Своеобразие  общественного строя восточных  славян характеризуется тем, что  племенные княжества сохранялись  еще на протяжении века, после того как образовалось Древнерусское  государство.

Главными признаками существования государственности  в раннесредневековом обществе современные  историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому  как обязательное условие унаследование  власти князем. В условиях Киевской Руси X века конкретными формами  государственности были: покорение  власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение  на эти земли системы собирания  дани, управления и судопроизводства. В летописях упоминания об этом появляются, начиная с середины 60-х годов IX века, то есть со времени князя Аскольда. Первыми киевскими князьями, существование  которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир.

Территория Киевского  княжества Аскольда была небольшой - оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом бывшего племенного княжества полян. Это княжество  стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце IX века начало расти Древнерусское  государство.

Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано  в конце IX века. Олег осуществил поход  из Городища в Киев. Утверждение  Олега в Киеве ознаменовало собой  начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен  с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного  государства. Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных  пунктов центральной власти в  племенных княжествах - городов, с  установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом  в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских  племенных княжеств. Древнерусское  государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в  государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы  судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная  территория Древней Руси.

Киевская Русь IX-X веков в еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков  государственности), но и поднялась  над самой верхушкой, приобрела  индивидуальный характер и стала  наследоваться. Древнерусское государство  было организовано по территориальному принципу.

Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное  княжество вятичей, которое попало под власть хозаров. В 968 году Святослав разгромил хозаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

3. Норманская и  антинорманская концепция возникновения

государства

Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть их теории: летописная легенда о  призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные  славяне находились в абсолютно  варварском состоянии, государственность  и культура были им принесены варягами- скандинавами.

Хотя еще М.В.Ломоносов  убедительно продемонстрировал  научную несостоятельность норманской концепции, она неоднократно реанимировалась  противниками России для обоснования  утверждения о том, что славяне  якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию - им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

Значение варяжского элемента в создании Древнерусского государства не следует преуменьшать, но не следует и преувеличивать.

Варяги сыграли  роль эпизодическую, хотя, как распорядилась  история, и важную в деле создания единого Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли. Ошибка Миллера и др. была в том, что под образованием государства они понимали складывание  правящей верхушки, утверждение династии, а не развитие всей совокупности социально-экономических  отношений и институтов.

Согласно норманской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Такое объяснение ничего общего не имеет с подлинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что  восточные славяне действительно  в тот момент были крайне отсталы  в своем развитии. Каковы бы ни были Рюрик и Олег или другие варяги, они не могли создать государство, т. е. политическую организацию господствующего  класса. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Варяги, кстати, были не боги, а всего лишь примитивные  воины, которые хорошо владели оружием, но на развитие экономики влиять не могли. надо полагать, что они даже ничего не понимали в земледелии, хотя пришли в земледельческую страну.

Норманская теория содержит в себе два общеизвестных  пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически  создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий  смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский  народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.

Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем летописи и с тех пор на протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по истории России, общеизвестно, то официальное распространение  норманнская теория получила в 30-40-е  годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при  дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован  немецкими учеными. Считается, что  создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории мгновенно среагировали некоторые  русские ученые, в особенности  М.В. Ломоносов. Надо полагать, то эта  реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. Действительно, любой русский человек  должен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как  оскорбление русской нации, в  особенности такие люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской  проблеме. Загвоздка в том, то противники норманнской концепции не могли  опровергнуть постулаты данной теории из-за того, что изначально стояли на неверных позициях, признавая достоверность  летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об этнической принадлежности славян.

Норманисты упирали  на то, что термином "Русь" обозначались именно скандинавы, а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы не дать норманистам фору. Антинорманисты готовы были говорить о литовцах, готах, хазарах и многих других народах. Понятно, что с таким подходом к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в  данном споре. Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к заметному перевесу норманистов. Количество сторонников норманнской  теории выросло, а полемика со стороны  их противников стала ослабевать. На ведущую роль в рассмотрении этого  вопроса выдвинулся норманист Вильгельм  Томсен. После того, как в России в 1891г. была опубликована его работа "Начало Русского государства", где  были с наибольшей полнотой и ясностью сформулированы основные аргументы  в пользу норманнской теории, многие русские историки пришли к мнению, что норманнское происхождение  Руси можно считать доказанным. И  хотя антинорманисты (Иловайский, Гедеонов) продолжали свою полемику, большинство  представителей официальной науки  встало на норманистские позиции. В  ученой среде установилось представление  о произошедшей в результате опубликования  работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней Руси. Прямая полемика против норманизма почти  прекратилась. 

Информация о работе Восточные славяне. Становление Руси