Восточные славяне происхождение и общественный строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности. Распад патриархальной общины на семьи и накопление собственности в руках отдельных семей явились предпосылками возникновения социальных групп внутри родового строя.

Однако у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало основным способом производства. Славяне, так же как и некоторые другие народы Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем развитии рабовладельческую стадию.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 27.14 Кб (Скачать)

I. Происхождение восточных  славян

По  вопросу о происхождении  восточных славян существует много  различных представлений.

Летописец Нестор считал, что  первоначально славяне  жили в Центральной  и Восточной Европе примерно от Эльбы  до Днепра и лишь в первых веках  нашей эры заселили бассейн Дуная  и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения  славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит  в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между  славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний  народ. Их корни из Месопотамии; они  происходят от библейских героев: сына Ноя  Иафета и Мосоха, который был первым патриархом руссов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась  у русского народа и была запечатлена  в названии столицы  русского государства - Москве. Постепенно русы расселились  по территории Европы. Существует даже такое  мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения  Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит  от руссов, якобы  это зашифрованное  имя руссов. Славяне  же гораздо менее  древний народ, относящийся  к индоевропейской  семье народов. В  начале нашей эры  русы по предположению  тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. В.О.Ключевский, следует  известиям готского историка Иордана: первоначально  славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты  общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись  в разные стороны. Академик А.А.Шахматов, чье мнение поддерживает также Л.Н.Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю  русского языка и  его диалекты, пришел к выводу, что древние  славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и  на склонах Карпат (современная  восточная Венгрия  и южная Польша. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979.С. 4. Б.А.Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течении бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности ,указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам ,хотя скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые следуют историки лингвисты, антропологи и археологи. Cам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли именовать себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали ( немцы ). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Известно, что арабы в VII-VIII вв.называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. неарабами, буквально немыми, бессловесными ( немцами ). Позже такой термин стал применяться исключительно к иранцам. Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю, славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название «славяне» ( словене ). Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы. Там же. С. 6.

II.Территория  расселения славян

Есть  все основания  полагать, что ареал  расселения, которые  славян, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия  до н.э.(во времена  Геродота), был весьма невелик. Учитывая, что  никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а  эти источники, как  правило, исходили из районов Северного  Причерноморья, из ареала расселения праславян  приходится исключить  большую часть  территории современной  Украины, кроме ее северо-запада.

Первые  упоминания о венедах, первые известия о  венедах а именно так называли ранние источники праславян,- появились только тогда, когда римляне  в своей экспансии  в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми  о венедах упоминают  Плиний Старший и  Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но и эти  известия были крайне смутными, так как  римские и греческие  писатели не могли  даже точно определить, относить ли им венедов  к германцам или  к сарматам, склоняясь, правда, к большей  близости венедов  по им нравам, обычаям  и быту именно к  германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными народами - германскими и  сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия )получила название от кельтского племени бойев  однако во времена  Тацита и позже  здесь поселились германцы, а где-то за ними ( на северо-востоке ) обитали венеды Тацит, рассказывая о  венедах, упоминает  рядом с ними эстов  и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов( но не финнов и современных  эстов ).Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши , Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины ( Волыни и  Полесья ).А данные Птолемея (второй век  н.э.) уже позволяет  расширить предел обитания славян, включив  в них северное Прикарпатье и  часть побережья  Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго  века славяне оттеснили  или ассимилировали какую-то часть других этносов, но скорее всего  германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно  предположить, что  данные Птолемея фиксируют  уход готов с побережья  Балтийского моря и продвижение  на их место славян.

Восточные славяне расселялись  главным образом  вдоль рек, вокруг озер. В среднем  течении Днепра, в  бассейне Днестра, между  Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в  районе Чудского и  Ильменского озер жили племена полян, северян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян -- всего около 15 сложившихся впоследствии крупных племенных  союзов.История России с древнейших времен до наших дней //под ред. Зуева М.Н., М.,1994. С.23.

III.Занятия  славян

Основным  занятием восточных  славян в степной  и лесостепной  полосе было земледелие, в лесных районах -- охота, рыболовство. У восточных славян собственность на землю, орудия труда  и домашний скот сложилась  не в рамках государства, а в период перехода к классовому обществу. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Роль земледелия в  жизни восточных  славян проявлялась  и в названиях  земледельческих  культур. Так, нива называлась жизнью, а основная земледельческая  культура -- житом. Совершенствование  орудий труда происходило  именно в сфере  земледелия.

Славяне пользовались сохой  с железным наконечником (сошник), серпом, мотыгой. Основными  сельскохозяйственными  культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Все  большее распространение  получало пашенное земледелие. Появился плуг с железным лемехом, В VI--IX вв. пашенное земледелие продвинулось на север. В лесных районах сохранялось  подсечное земледелие. Наряду с земледелием  развивалось скотоводство (коровы, лошади, козы, свиньи).

Совершенствование орудий труда привело  к появлению излишков продуктов, которые  употреблялись славянами  для обмена с соседними  племенами и иноземными народами. На этой основе возникали торговые связи восточных  славян, складывавшиеся вокруг будущих градов и городищ, а также торговые отношения с Византией. Развивалось ремесло -- производство орудий труда, оружия, украшений, в котором специализировались определенные группы мастеров-ремесленников (кузнецы, гончары и др.). История России//под ред. Сахарова А.Д. Т.I. М.,1996.С.32.

IV.Общественный строй восточных славян

Родовая община продолжала еще  играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам  природы. Отсюда -- культ  бога неба и огня Сварога и его  сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон и т. п.

В VI в. анты совершили  несколько походов  на Византию. Факты  многолетних походов, совершенных многочисленными  дружинами, позволяют  говорить о довольно высоком уровне военной  организации и  высоком уровне развития производительных сил  у восточных славян. Власть в дружинах основывалась на подчинении воинов военачальнику -- князю. Военные походы славян заканчивались  победами над одряхлевшей  рабовладельческой  Византией. Успехи славян в войнах с Византией  способствовали падению  в последней рабовладельческого строя.

В IV в. н. э. восточные  славяне вступили в стадию разложения родовых отношений.

Появление излишков продуктов  труда, развитие обмена между различными племенами привело  к возникновению  имущественного неравенства  у восточнославянских племен, к появлению  частной собственности. Распад патриархальной общины на семьи и  накопление собственности  в руках отдельных  семей явились  предпосылками возникновения  социальных групп  внутри родового строя.

Однако  у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало  основным способом производства. Славяне, так же как  и некоторые другие народы Центральной  Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем развитии рабовладельческую  стадию.

Рабовладельческий способ производства в Европе уже изжил  себя. Рабский труд стал непроизводительным, не стимулирующим  дальнейший прогресс общества.

У земледельческих  восточнославянских племен рано сложившаяся  общинная собственность  на землю определяла все отношения  между членами  общины. Родовая община превращалась в соседскую, территориальную (мир, вервь), основой которой  являлись поземельные  отношения.

Процесс разложения родового строя у славян совпал с разложением  рабовладельческого строя в южной  Европе. Столкновение с рабовладельческим  строем во время войн с Византией привело  к тому, что славяне  пошли по более  прогрессивному пути исторического развития -- пути становления  феодальных отношений.

Известны  значительные объединения  славян этого периода  во главе с князьями. Легендарный Бож, Кий (основатель Киева) и его братья Щек  и Хорив упоминаются  в источниках того времени. В арабских источниках VIII в. упоминаются  и славянские княжества, такие, как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые  отношения, предпосылки  для объединения, новые черты внутри родовой организации  славян. Седов В.В.Восточные славяне в VI-XIII вв. М.,1982. С. 56.

V. Образование государства у восточных славян

Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная  форма государства  у восточных славян. Социальной базой  его возникновения  был процесс классообразования  в результате разложения первобытнообщинного  строя. Оно возникло как племенное  объединение, в котором  власть князя не располагала  сначала сильным  административным или  военным аппаратом. В течение некоторого времени в раннефеодальном  государстве сохранялись  пережитки родового строя -- элементы военной  демократии, вече и  кровнородовая месть.

Образование государства у  восточных славян связано с ростом производительных сил, выразившимся в дальнейшем распространении  и совершенствовании  земледелия. Рост земледелия дал возможность  накапливать излишки  продуктов.

Выделившаяся  в VIII--IX вв. родоплеменная  знать обладала значительными  имущественными привилегиями. Кроме того, в ее руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные  союзы племен все  чаще упоминаются  как княжества. Князь, обладая вооруженными отрядами (дружинами), стремился подчинить  себе всех жителей  своего и соседних княжеств, обложить их данью. В этом он находил полную поддержку  родоплеменной знати. Знать постепенно наступала на землю  общины, отбирая у  ее членов наиболее удобные, плодородные  земли.

Для подавления сопротивления  земледельцев использовались дружина во главе  с князем и складывавшийся административный аппарат. Захваченная у  общинников земля  становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Бывшие свободные  общинники, а также  пленные вынуждены  работать на этих землях, или получали участки  этой земли в личное пользование. За пользование  землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть урожая (натурой).

Труд  смерда, заинтересованного  в результатах  своего труда, более  производителен, чем  труд раба. Смерд  стремился также  к совершенствованию  орудий труда, а это  способствовало росту  производительных сил.

Важное  значение приобретала  охрана имущества, земель и власти феодалов от возможных выступлений  экономически притесняемых смердов и от внешних  врагов. Феодал нуждался в вооруженной  защите своих экономических  и социальных привилегий, поэтому он признавал  свою зависимость  от сильного князя, который  должен был оградить его интересы от посягательства смердов и внешних  нападений. Так постепенно возникал специальный  аппарат, главной  целью которого было подавление эксплуатируемых  масс, обеспечение  неприкосновенности богатств и власти феодалов. Там же С. 57 - 58.

Если  в начале процесса образования государства  землевладельцы только экономически зависели от феодалов, то со временем последние стремились сделать крестьянина  лично зависимым  и в конечном счете  превратили его в  крепостного.

Образование древнерусского государства  представляло собой  объективное завершение процесса складывания  феодальных отношений  и господствующего  класса этого общества.

Информация о работе Восточные славяне происхождение и общественный строй