Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:13, доклад
Ученые считают, что славянские племена отделились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв.) славяне заняли территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В VI—VII вв. праславянский мир разделился на три ветви:
- южные славяне (склавины) расселились между Днестром, сред
ним течением Дуная и верховьями Вислы;
— западные славяне (венеды) заняли бассейн Вислы;
- восточные славяне (анты) обосновались в междуречье Днепра и
Днестра.
Первые сведения о славянах относятся к I в. н.э. В античных, арабских и византийских источниках они упоминаются под именем антов, венедов, склавинов и называются «бесчисленными племенами» и «великим народом».
Ученые считают, что славянские племена отделились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв.) славяне заняли территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В VI—VII вв. праславянский мир разделился на три ветви:
- южные
славяне (склавины) расселились между
Днестром, сред
ним течением Дуная и верховьями Вислы;
— западные славяне (венеды) заняли бассейн Вислы;
- восточные
славяне (анты) обосновались в междуречье
Днепра и
Днестра.
Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с Прикарпатья. Эти места около пяти веков занимали племена антов. Осваивая территорию по Днепру и его многочисленным притокам, они смешивались с угро-финскими и тюркскими племенами.Византийские авторы VI в. отмечают, что «племена антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», что эти племена «издавна живут в народоправстве», «отличаются выносливостью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами».
Основным занятием восточных славян было земледелие. Из византийских источников известно, что они возделывали «злаки, особенно пшеницу и просо». Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На юге, в степных районах применялось переложное, или залежное земледелие, на севере — подсечно-огневое. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.
К IX—X вв. славяне заняли западную часть Русской равнины, от Черного моря на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере, от Карпат на западе до верховьев Оки и Волги на востоке.
Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Главными богами были: Даждьбог — бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог — бог неба, Волос, или Белее — покровитель скотоводства, Перун — бог молний и грома, бог войны, Мокошь — богиня плодородия и домашнего очага.
Общественный строй восточных славян в VII—IX вв. историки определяют как военную демократию. Это переходный этап от родоплеменного первобытного общества к социально неоднородному обществу и государству. Для него характерно следующее:
- накопление ценностей верхушкой родоплеменной знати, рост имущественного неравенства;
- сильная власть вождей;
-
сохранение элементов первобытных отношений:
вооружение всех
свободных мужчин, сходы племенного сообщества
для решения общих
дел, кровная месть, нормы обычного права.
К VIII в. наблюдается тенденция к объединению восточнославянских племен. Этому способствовал ряд факторов: борьба с кочевниками, зашита собственной территории от других внешних врагов и грабительские походы славян против Византин и соседних народов. Начинают создаваться племенные союзы. Они включали в себя 120—150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Союзы племен стали называться по месту их расселения, например: поляне (живущие в полях), древляне (живущие среди лесов), дреговичи (живущие среди болот), ильменские словене (живущие вокруг озера Ильмень), или же по именам своих вождей — вятичи (от Вятко), радимичи (от Радко), так они упоминаются в «Повести временных лет».
Период с VII по IX в. в истории восточных славян был временем разложения первобытнообщинных отношений и перехода к классовому, феодальному обществу. Этот переход был результатом совершенствования человеком орудий своего труда, что способствовало развитию производства.
Новые орудия труда — рало с полозом, соха с сошниками, плуг с железным лемехом — позволили перейти от подсеки и перелога к дву- и трехпольной системе земледелия. В результате отпала необходимость в сохранении такого большого производственного коллектива, каким прежде была родовая община. Ее вековая сплоченность помимо всего прочего была обусловлена значительными затратами труда при подсеке и перелоге. При новых орудиях труда ведение сельского хозяйства становится доступным каждой отдельной семье. Замкнутость родовой общины разрушилась также и изнутри — принятием изгоев (выходцев из других общим), пополнением общин рабами.
Результатом роста производительных сил общества стал распад родово й общины. Ей на смену пришла территориальная, или соседская сельская община, составной частью которой стала малая семья. Члены соседской общины, включавшей два-три двора (иногда больше), были связаны общими хозяйственными интересами, заботой о защите своей земли. На этапе формирования соседской общины у восточных славян происходит важный социально-экономический процесс — общественное разделение труда. Сначала от земледелия отделяется скотоводство, а затем ремесло.
Начальная хозяйственная специализация и особенно развитие ремесла являлись важными показателями роста производительных сил общества. Ремесленное производство создавало предпосылки для возникновения городов -центров ремесла и торговли. Поначалу торговля носила натуральный, меновый характер, затем был введен эквивалент обмена — шкурка пушного зверька (куна); восточные славяне также использовали при расчётах монеты других стран. Развивается внутренняя и внешняя торговля.
Со времени колонизации Великой Русской равнины у восточных славян сложились внешнеэкономические связи со странами Востока, Византией, странами Северной Европы. При этом использовались главные торговые пути: Великий Волжский, Днепровский (путь «из варяг в греки»), а с конца IX в. сухопутные пути в Западную Европу. Но основным, безусловно, был путь «из варяг в греки» — с Балтики через систему рек и волоков к Днепру, затем по Днепру в Черное море и далее в Константинополь (Византию). В. О. Ключевский подчеркивал, что Днепр бил главной хозяйственной артерией, столбовой дорогой для восточных славян, сближавшей их с процветающей и могущественной Византией. Оживление торговли способствовало возникновению городов — Киева, Чернигова, Любеча, Смоленска, Новгорода, Полоцка, Пскова и др. Они превратились в торговые центры окрестных земель и стали опорными пунктами обороны от внешних врагов. С VII в. города представляли собой первую политическую форму на Руси — городовые волости. Эти образования носили уже межплеменной характер. Так, Полянская, или Киевская область (волость) в IX в. включала в себя не только полян, но и всех древлян, а Черниговско-Северская — северян, радимичей и вятичей. Не племенное, а политическое и хозяйственное единство выступало здесь на первый план.
Рост городов, развитие ремесла и торговли способствовали накоплению излишков у родоплеменной верхушки и отдельных членов общества. Историки полагают, что с VIII по IX в. у восточных славян утвердился институт частной собственности.
Если прежде родоплеменная верхушка (князь со своей дружиной, старейшины) довольствовалась той частью урожая, скота и т.д., которую им отдавала община за выполнение охранительных, судебных, культовых функций, то теперь они сами устанавливали норму отчуждения общественного богатства в свою пользу. Возникает и укрепляется система сбора обязательной дани (полюдья), которую князь и его «лучшие люди» регулярно собирали с соплеменников и подвластных земель. Начинают развиваться новые отношения — поземельные. Верхушка общества воспринимала охраняемую территорию межплеменных союзов как наследственную собственность. Поземельные отношения составили основу нового феодального общества, где главную ценность представляла собственность на землю. Княжеско-дружинная власть становилась верховным регулятором социальных отношений. Таким образом, в IX в. у восточных славян сложились крупные (по тому времени) государственные образования — славянские и варяжские снижения, и нужна была только политическая воля для их окончательного объединения. Эту политическую волю некоторые ученые связывали с приглашением на княжение в Новгороде варяга Рюрика (862), пришедшего со своей дружиной и племенем «русь». После его смерти другой предводитель варяжской дружины — Олег (его считают родственником Рюрика) в 882 г, предпринял масштабное объединение восточнославянских союзов в единое государство. Объединенные земли стали называться Русью.