Победа в войне, добытая ценой
огромных жертв и страданий, рождала
в народе надежды на светлое будущее.
Мероприятия советского руководства
в отношении развития экономики
были определены законом о пятилетнем
плане восстановления СССР, принятым
Верховным Советом в марте 1946г.
Несмотря на огромные человеческие жертвы
и материальные потери, весь советский
народ был уверен в возможности
преодоления трудностей послевоенного
времени. Первоочередное задание состояло
в том, чтобы перевести экономику
на мирные рельсы. При решении этого
задания использовалась помощь братских
народов.
Широкая программа развития
народного хозяйства Украинской
ССР была изложена в «Законе
о пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства
Украинской ССР на 1946-1950гг.», принятом
в августе 1946 года восьмой сессией
Верховного Совета УССР. Объем
капиталовложений в четвертой
пятилетке составлял по республике
65,1 млрд.руб., что превышало уровень капиталовложений
во все народное хозяйство Советского
Союза в первой пятилетке. Это свидетельствовало
о большом внимании, уделяемом восстановлению
народного хозяйства Советской Украины
как составной части СССР. Ставится задача
довести объем промышленного производства
УССР в конце пятилетки до 103% по сравнению
с 1940 годом. К 1950 г планировалось производить
9,7 млн.т чугуна, 8,8 млн.т. стали, 86,1млн.т
угля. Предполагалось возродить металлургические
заводы Донбасса и Приднепровья, ввести
в строй 30 доменных печей мощностью 9 млн.т
чугуна в год, сталеплавильные агрегаты
мощностью 8,4млн.т стали, 58 прокатных станов
мощностью 6,5 млн.т проката. За пятилетку
намечалось на 2,574 тыс.кВт повысить мощность
электростанций, на 1 млн кВт превзойдя
довоенную. Еще до принятия четвертого
пятилетнего плана по всей стране, и в
частности по Украине, широкой волной
развернулись восстановительные работы.
Трудности при этом были значительные:
не хватало кадров, значительная часть
которых находилась еще в рядах Красной
Армии, не хватало строительных материалов.
Возрождать народное хозяйство Советский
Союз должен был только за счет внутренних
ресурсов. На международной арене также
не все благоприятствовало переходу нашего
государства к мирной жизни. Империалистический
лагерь повел «холодную войну» против
Советского Союза. В битве за возрождение
народного хозяйства победили интернационализм,
дружба народов СССР. Вся страна помогала
поднимать из руин заводы, фабрики, восстанавливать
народное хозяйство. Примером такой взаимопомощи
может служить стройплощадка «Запорожстали»,
рядом с которой стояли палатки с надписями
«Горький», «Рига», «Ташкент», «Баку»,
«Дальний Восток», в которых жили прибывшие
из этих мест рабочие. Более двухсот заводов
выполняли заказы «Запорожстали», многие
проектные организации Москвы, Ленинграда,
Киева, Харькова, Днепропетровска, Ростова-на-Дону
готовили документацию для восстановления
цехов. Неоценимую помощь Украине оказывала
мощная промышленность восточных и центральных
районов страны. Широкие массы трудящихся
с величайшим энтузиазмом включались
во всенародную борьбу. Среди восстанавливаемых
предприятий республики особое место
отводилось Днепровской гидроэлектростанции
им. В.И. Ленина – гордости нашей страны.
На Днепрогэсе гитлеровцы взорвали машинный
зал, шлюзы, значительную часть быков плотины,
в тело плотины заложили 360 т взрывчатки.
Перед страной ставилась задача в кратчайший
срок не только возродить станцию, но и
увеличить ее мощность по сравнению с
довоенной. Восстановлением Днепрогэса
руководил один из крупнейших организаторов
промышленного производства страны ф.Г.Логинов.
Волею и трудом рабочих и инженерно-технических
работников Днепрогэс уже в июне 1950 г был
возрожден. План предусматривал в кратчайшие
сроки восстановить угольную промышленность
и в 1946-1950гг ввести в действие шахты мощностью
17,5 млн т в Сталинской и Ворошиловградской
областях. Одновременно намечалась разработка
угольных запасов в правобережных и западных
областях Украины. Были запланированы
разведывательные работы по изысканию
газа и нефти, строительство газопровода
Дашава- Киев. К 1950 году намечалось довести
общую добычу угля по республике до 86,1млн
т Для этого следовало закончить восстановление
угольных шахт Донбасса в 1949г, полностью
завершив работы на 182 основных шахтах
т дополнительно построив 60 новых шахт.
В области машиностроения планировалось
вновь ввести в строй заводы угольного,
металлургического и энергетического
оборудования, электромашиностроения,
сельскохозяйственного машиностроения.
Создавались новые отрасли машиностроения.
Учитывая острую нехватку транспорта,
предполагалось строительство автомобильного
завода грузовых автомобилей в г Днепропетровске
мощностью 60 тыс. автомобилей в год, а также
двух автосборочных заводов в Одессе и
Львове. Для республики это имело большое
значение, поскольку до войны на Украине
вообще не было автомобильной промышленности.
Одновременно ставилась задача улучшения
существующих и строительства новых магистралей,
таких как Москва-Харьков, города Украины-города
Кавказа и Крыма. Предусматривалось строительство
магистралей Киев-Одесса, Киев-Днепропетровск-Сталино,
Киев-Сумы-Харьков и Кременчуг-Кировоград-Первомайск-Балта-Котовск,
организация регулярного автобусного
движения в 80 городах республики. Шло восстановление
разрушенного гитлеровцами Киева. Киев-
гордость русского, украинского, белорусского
народов, начал возрождаться сразу после
его освобождения, в ноябре 1943г. Для его
восстановления потребовалась помощь
всей страны. Планировалось обеспечить
дальнейшее развитие средств связи, соорудить
в Киеве телевизионный центр. Начались
изыскательные работы по строительству
метрополитена. Значительное внимание
уделялось развитию пищевой и легкой промышленности,
строительству жилья, развитию местной
промышленности, которая в условиях восстановления
народного хозяйства имела немаловажное
значение. План производства валовой продукции
республиканской и местной промышленности
УССР на 1950 г был установлен в сумме 9,2
млрд.руб.(в ценах 1926/1927гг.), что превышало
довоенный уровень на 8,6%. Восьмая сессия
Верховного Совета УССР утвердила планы
производства основных видов продукции
республиканской и местной промышленности
всех министерств и ведомств республики
на 1950г. в таких размерах: угля – 4,400тыс.т,
торфа – 3,605 тыс.т., кирпича – 1,4 млрд.шт.,
извести – 530 тыс.т.. стекла листового –
1,730 тыс.м, пиломатериалов -2,475 тыс м, деревянных
строительных деталей – 1,230 тыс.м. Все
это было необходимо было для обеспечения
жильем, топливом, одеждой, пропитанием
народа.[1, с 36-38] Перестройка экономики
на мирный лад закончилась в основном
в конце 1946г. Однако весной 1945г промышленность
постепенно начала переходить к выпуску
продукции мирного времени. В декабре
1945г Наркомату сельскохозяйственного
машиностроения было передано несколько
больших предприятий республики, в том
числе заводы: Одесский им. Октябрьской
революции, осиповский «Первомайский»,
кировоградский «Красная звезда», запорожский
«Коммунар», харьковский им. М.В.Фрунзе,
«Серп и Молот» и Львовский завод сельскохозяйственных
машин. На базе Киевского танкоремонтного
завода возник мотоциклетный, Днепропетровского
авиационного - завод по изготовлению
инструментов и нестандартного оборудования
для автомобильной промышленности и др.
По решению правительства военные учреждения
не только передавали гражданским ведомствам,
но и помогали им наладить производство
мирной продукции. Учитывая особенную
важность возрождения и дальнейшего развития
транспортного машиностроения в стране,
в том числе и в Украинской ССР, прежде
всего обеспечивались Ворошиловградский
вагоностроительный завод, Мариупольский
завод транспортного машиностроения металлом,
трубами, оборудованием, инструментом
и другими материалами. Преобладающее
большинство предприятий легкой промышленности
УССР уже с третьего квартала 1946 г перешло
на выпуск товаров широкого потребления.
В ходе перестройки народного хозяйства
решалась сложная проблема кадров для
промышленных предприятий, сельского
хозяйства, строительства, которые могли
бы использовать новые машины, станки,
усовершенствовать их технико-эксплуатационные
характеристики. Использовались методы
пополнения трудовых ресурсов прежде
всего путем демобилизации солдат из рядов
Советской Армии и за счет перехода работников
из оборонной промышленности в гражданскую.
Если в 1940г В Украине насчитывалось 41,3
млн. человек населения, то вследствие
войны количество его значительно уменьшилось
и в 1945г составляло 27,4 млн. человек. Женское
население преобладало над мужским. В
1945г в УССР осталось 17% довоенной численности
рабочих, а весь промышленно-производственный
персонал республики составлял лишь 1
млн.256 человек против 2млн.614человек в
1940г. Не хватало инженерно-технических
специалистов, рабочей силы в сельском
хозяйстве. Ощущали острую потребность
в квалифицированных кадрах партийные
и советские органы, научные и культурные
учреждения республики. Наряду с наращиванием
мощностей тяжелой промышленности возобновлялась
деятельность тысяч предприятий, которые
выпускали товары первой необходимости.
Республиканская и местная промышленность
производили обувь, чулочно-трикотажные,
швейные, металлические и др. промысловые
товары, нужные народу. Решению задач перестройки
жизни на мирный лад способствовало социалистическое
государственное планирование. Вместо
однолетних планов периода войны, в ходе
выполнения которых часто вносились коррективы,
уточнения, перестройка народного хозяйства
требовала перехода к составлению планов
на более долгий период.[2, с 28-30]
Таким образом, в целом,
производство промышленной продукции
Украины по сравнению с 1940 г.
составило в 1950 г. - 115%, в 1953 г.
– 173%. Украина вновь заняла
традиционное для нее место
топливно-металлургической базы
Советского Союза. На ее заводах
выплавлялось около половины
всего чугуна, более 30% стали, производилась
почти треть союзного проката.
Шахты республики давали около
30% общесоюзной добычи угля. Однако,
как всегда, основная часть населения
Украины не имела возможности
пользоваться этими богатствами,
поскольку распределение всех
производимых в стране материальных
ресурсов осуществлялось в Москве.
Героическим трудом советского
народа за годы четвертой пятилетки
была воплощена в жизнь грандиозная
программа восстановления и дальнейшего
развития страны. В ходе послевоенного
возрождения народного хозяйства
всесторонне учитывались потребности
и возможности каждой республики.
На развитие экономики пострадавших
районов и годы четвертой пятилетки
приходилось более 46 % всех капиталовложений.
Объединив усилия трудящихся всей страны
было обеспечено успешное воплощение
в жизнь «Закона о пятилетнем плане постановления
и развития народного хозяйства СССР на
1946—1950 гг.». Успешное выполнение заданий
четвертой пятилетки в промышленности
и на транспорте проходило под знаком
широкого внедрения новой техники и прогрессивной
технологии. За эти годы была в основном
осуществлена механизация трудоемких
процессов в черной металлургии, угольной
промышленности, за счет создания и внедрения
новых машин и механизмов достигнуто повышение
производительности труда. За годы четвертой
пятилетки было восстановлено и построено
новых 6200 крупных предприятий. Большие
успехи были достигнуты в области техники
и технологии производства, возросли энерговооруженность
и производительность труда по сравнению
с 1940 г. соответственно на 40% и 37 %. Знаменательно,
что к концу пятилетки за счет повышения
производительности труда было получено
69 % прироста всей промышленной продукции.
Весьма существенные сдвиги произошли
за эти годы в территориальном размещении
промышленности. В экономике страны заметно
возрос удельный вес восточных районов.
Быстрыми темпами здесь развивались топливно-сырьевая,
металлургическая и энергетическая базы.
Форсированными темпами осваивалось производство
новых видов продукции. За пять лет в Украинской
ССР выпуск промышленной продукции увеличился
в 4,4 раза. Предприятия республики стали
производить большое количество новых
видов продукции: угольные комбайны, тяжелые
врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные
комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы,
новые виды металлургического и энергетического
оборудования. При помощи трудящихся всей
страны на Украине большие успехи были
достигнуты в развитии тяжелой индустрии.
К концу пятилетки производство промышленной
продукции освобожденных районов страны
составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В
1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи
угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали,
38,4 % металлургического оборудования,
71,6 % сахара-песка и др. В этом же году в
республике впервые было выпущено свыше
18 тыс. грузовых автомобилей, организовано
производство шагающих экскаваторов.
К концу пятилетки Украина производила
больше, чем до войны, проката черных металлов,
железной руды, электроэнергии; минеральных
удобрений. В послевоенные годы политика
Советского правительства была направлена
не просто на восстановление довоенного
уровня, но и достижение качественных
сдвигов в развитии производства средств
производства. Восстановление тяжелой
индустрии сопровождалось дальнейшей
реконструкцией и модернизацией основных
производственных фондов. Возрождение
ведущих отраслей промышленности Украинской
ССР послужило прочной основой развития
всего народного хозяйства, в том числе
строительства, транспорта, легкой промышленности
и сельского хозяйства. Основная задача
четвертого пятилетнего плана по промышленности,
состоявшая в том, чтобы восстановить
довоенный уровень и затем значительно
превзойти его, была успешно решена. Были
не только возвращены в строй отдельные
фабрики и заводы, а полностью возродились
целые промышленные центры страны. Восстановительные
работы велись таким образом, чтобы придать
новый, современный облик прежним заводам
и шахтам. На заводы и фабрики Украины
за годы четвертой пятилетки поступили
тысячи единиц нового оборудования, машины
и аппараты высокой производительности.
Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности
СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого
добились энергетики (1946) и шахтеры (1947),
в 1948 г. было превышено довоенное производство
стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих
станков, цемента и др. Довоенный уровень
в различных отраслях промышленности
был достигнут в разное время. Это зависело
от разрушений, которые претерпели в годы
войны отдельные отрасли, достижений в
развитии техники и технологии, обеспеченности
кадрами, структурных изменений в тяжелой
промышленности.. В 1950 г. выпуск валовой
продукции страны превысил на 73 % уровень
1940 года вместо намеченных 48 %. За это время
производительность труда в промышленности
увеличилась на 45 и в строительстве —
на 37 % (в расчете на одного работающего).
В годы четвертой пятилетки были заложены
основы для дальнейшего развития экономики
на новом техническом уровне. Трудящиеся
Украины с братской помощью всех народов
страны в невиданно короткое время восстановили
энергетическое хозяйство республики.
Еще в начале пятилетки энергетика достигла
довоенного уровня. В 1950 г. производство
электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд.
кВт час по сравнению с 48,3 млрд. кВт час
в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза.
К концу пятилетки мощность всех электростанций
Советской Украины была не только восстановлена,
но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт.
Годовое производство электроэнергии
в республике возросло на 2,8 млн. кВт час
и составляло 14,7 млрд. кВт час.
Значительные успехи были
достигнуты в восстановлении
и развитии электроэнергетики
Донбасса. Намеченный планом на 1950
г. уровень производства электроэнергии
здесь был достигнут уже в 1949 г. Успехи
в восстановлении и развитии отечественного
машиностроения открывали большие возможности
для усиления технического оснащения
шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна
позволило приступить к механизации навалки
угля на транспортер и решить проблему
этой основной и трудоемкой операции,
ранее выполнявшейся вручную. На шахтах
Донбасса появились многочисленные угле-
и породопогрузочные машины, скребковые
конвейеры, проходческие комбайны, возросло
количество электровозов Успехи были
достигнуты в возрождении черной металлургии
республики. За 1946—1950 гг. на Украине начали
функционировать 22 доменных и 46 прокатных
станов, 43 мартеновские печи. В 1950 г. общий
объем продукции машиностроения УССР
по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза.
Выпуск тракторов возрос более чем в 2
раза, металлургического оборудования
— в 2,7, электромоторов нормальных — в
2,5, электромоторов взрывобезопасных —
в 3,3, плугов тракторных — в 3, культиваторов
тракторных — в 5,7, молотилок сложных —
в 5,1, вагонов товарных — в 2,1, экскаваторов
— в 9,3, велосипедов — в 4,4 раза.
За 1946—1950 гг. были восстановлены
и реконструированы железнодорожные
пути значительной протяженности,
большое количество мостов, вокзалов,
что позволило к началу 1948 г.
возобновить движение поездов
на 15 тыс. км железных дорог,
связывавших Приднепровье и Донбасс
с Москвой и Ленинградом, со
многими другими промышленными
центрами страны. Произошли структурные
изменения в промышленности Украины
[1, с 70-72]
Однако результаты четвертого
пятилетнего плана были неоднозначными.
В тяжелой промышленности, получившей
85 % капиталовложений, процесс восстановления
достиг заметных успехов. К 1950
г. общий объем промышленной продукции
Украины превышал уровень 1940 г. на 15 %. В
Западной Украине, где до войны тяжелая
промышленность практически отсутствовала,
прогресс был особенно впечатляющим: к
1950 г. объем промышленной продукции региона
увеличился на 230 %. В 1950-е годы Украина
вновь превратилась в одно из ведущих
промышленных государств Европы. Она производила
больше чугуна на душу населения, чем Великобритания,
Западная Германия и Франция (западные
немцы, правда, производили больше стали),
а по угледобыче почти равнялась Западной
Германии. Впрочем, если промышленность
Украины и стала мощнее по сравнению с
довоенным временем, ее доля в общем объеме
промышленной продукции Советского Союза
снизилась, поскольку новые индустриальные
центры, выросшие за Уралом, развивались
куда быстрее. Увеличение количества и
укрупнение заводов, однако, не означали
заметного улучшения жизненного уровня.
Традиционное для советской власти пренебрежение
к производству товаров широкого потребления
привело к таким крайностям, что покупка
пары обуви, зубной щетки и даже буханки
хлеба превратилась в проблему. К 1950 г.
легкая промышленность еле достигла 80
% довоенного уровня производства. Потребительские
возможности населения были снижены также
в результате денежной реформы 1947 г., ударившей
по личным сбережениям граждан.[3, с 305]
Заключение
Экономика Украины,
в отличие от западных стран,
в послевоенное время восстанавливалась
и достраивалась не как самостоятельный,
замкнутый и самодостаточный комплекс,
а как часть общесоюзной экономической
системы. Кроме того, доля в объеме общесоюзного
производства существенно упала с 18% в
довоенный период до 7% в1945г.Далее, несмотря
на бурное развитие, украинская промышленность
не сможет вернуть себе место лидера, поскольку
новые индустриальные центры, возникшие
за Уралом, будут развиваться значительно
более быстрыми темпами. Важной причиной
восстановительных процессов в Украине
была командная система. Именно она сумела
в короткое время мобилизовать значительные
материальные и человеческие ресурсы,
быстро перебрасывая их из одного конца
страны в другой и концентрируя на восстановлении
и строительстве определенного объекта.