Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:34, реферат
Восстание Срыма Датова показало, что ханская власть не обеспечивала проведение царской политики. С целью реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, и в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах (казахах)", принятый в 1822 году. Согласно "реформам Сперанского" Сибирь была разделена на две части - Восточную с управлением в Иркутске, и Западную с центром в Тобольске, а с 1839 года - в Омске. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов. Эта часть получила название "Область сибирских киргизов (казахов)", для нее и был разработан Устав 1822 года.
Восстание Срыма Датова показало, что ханская власть не обеспечивала проведение царской политики. С целью реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, и в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах (казахах)", принятый в 1822 году. Согласно "реформам Сперанского" Сибирь была разделена на две части - Восточную с управлением в Иркутске, и Западную с центром в Тобольске, а с 1839 года - в Омске. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов. Эта часть получила название "Область сибирских киргизов (казахов)", для нее и был разработан Устав 1822 года.
Согласно Уставу "Область сибирских казахов" была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость от 10 до 12 аулов, в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы. Формально округом управлял старший султан. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась.
Реформы касались суда, они преследовали цель - распространить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов.
В
1824 году правительством России был
принят "Устав об оренбургских киргизах
(казахах)", разработанный оренбургским
генерал-губернатором П. К. Эссеном. Так
же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась
ханская власть. Управление Младшим жузом
осуществлялось из Приграничной комиссии.
Жуз делился на части во главе с султаном
-правителем части жуза, который назначался
оренбургским губернатором. Далее шла
административная единица - дистанция
- это участок между крепостями. Внутри
дистанции делились на местности или аулы.
Во главе дистанций были начальники дистанций,
во главе местностей или аулов - старшины,
все они назначались Пограничной комиссией,
выборная система здесь отсутствовала.
Также в Младшем жузе была введена должность
попечителя прилинейных казахов. Судебная
система как и по "Уставу о сибирских
казахах" предусматривала ведение всех
крупных дел военным судом или Приграничной
комиссией, а незначительные дела оставались
в ведении местных судов на основе обычного
права. Так была ликвидирована ханская
власть в Младшем и Среднем жузах.
Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношений не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект по управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 года "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.
Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились на волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов.
По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.
Реформы
устанавливали ежегодный
Положения
1867-1868 годов были "Временными",
поскольку царское
Самым
тяжелым последствием реформы было
объявление земли Казахстана государственной
собственностью Российской империи. Территориальный
принцип административного устройства
нарушал традиционное землепользование,
тяжелым бременем легли налоги и повинности,
ущемлялась в своих правах и местная знать.
Казахи отказались принимать новые порядки.
Наконец, 2 июня 1886 года было принято "Положение об управлении Туркестанским краем", а 25 марта 1891 года "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями". На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская, Самаркандская и Сырдарьинская области, деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске были созданы полицейские управления, а в уездных городах Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Джаркенте, Капале, Лепсинске, Костанае вводились полицейские приставства. Размер кибиточной подати повысился до 4 рублей, в общей сложности налоги и повинности достигли 10 рублей в год с кибитки. Все земли объявлялись государственной собственностью. Судебное устройство в основном сохранило принцип, заложенный "Временными положениями". Сохранялось низшее судебное звено "народный суд" (суд биев), который почти утратил самостоятельность. В целом значительно усиливалась власть судебных и полицейских органов. |
Со второй половины XIX века в Казахстан стал активно проникать российский капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли, которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевое сырье, дешевая, в избытке, рабочая сила. Например, Жезказганское месторождение меди было куплено за 100 рублей. Саранское месторождение угля - за 114 рублей.
Горнозаводская
промышленность в основном была сосредоточена
в Акмолинской и
Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы были оснащены отсталой техникой, в основном применялся ручной труд, в том числе дешевый женский и детский. К тому же Поповы закрывали свои заводы до окончания 20 летнего льготного срока, и рядом строили новые, снова получив 20 летнюю льготу. В 1852 году русский купец Ушаков создал в Екатеринбурге компанию промышленников, в которую вошли также Зотов, Рязанов, Севастьянов. В 1852 году он купил за 86 рублей месторождение меди в Акмолинском уезде у Далабая Токтамысова, а в 1856 году у Иглика Утепова за 250 рублей купил угольное месторождение Караганды. На основе этих месторождений в 1863 году компанией был построен Спасский медеплавильный завод. В среднем там ежегодно выплавлялось до 30 тысяч пудов меди на 250 тысяч рублей. По количеству выплавляемой меди он занимал второе место среди частных медеплавильных заводов России после Нижнетагильского завода. Его продукция поставлялась на Екатеринбургский и Петербургский монетные дворы, а также на Нижегородскую ярмарку. В 1884 году С. Попов создал "Товарищество серебряного промысла", в 1885 году - общество "Степной каменный уголь". Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: Спасский медеплавильный завод. Успенский рудник. Карагандинские копи, Экибастузские и Риддерские предприятия. Всего в Казахстане с 1855 по 1893 годы было выплавлено 151 182 пуда свинца, 883 пуда серебра, 219 186 пудов черновой и 484 542 пуда чистой меди. Но у русских промышленников не хватало средств и правительство решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо-французским предпринимателям, рядовыми акционерами были финансисты Америки, Германии, Швеции, Австрии, Испании и других стран. В 1906 году в Лондоне было создано Акционерное общество Атбасарских медных копей; в 1907 году англичане взяли в аренду Джезказганские медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экибастуза. Можно отметить, например, что в деятельности Риддера немалую роль играли капиталы Герберта Гувера - будущего президента США. Такая же судьба постигла и нефтепромыслы Эмбы.
Важной отраслью была солепромышленность, которая сосредоточивалась на Эльгонском, Баскунчакском, Илецком, Коряковском промыслах. Так один Баскунчакский промысел дал в 1880 году 2 млн. 800 тысяч пудов соли.
Важное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдарье, на Аральском море, озерах Балхаш, Зайсан.
К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного типа по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Шымкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку. Германию, Индию. Японию. В Шымкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности.
В рассматриваемый период развивался транспорт, почтовое сообщение. С 80-х годов предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или. Были построены Оренбургско-Ташкентская и другие железные дороги. Важную роль стала играть Транссибирская магистраль и в частности ее западный участок, 178 верст проходивший по Акмолинской области. Всего в Казахстане было построено 482 версты железных дорог. К концу XIX века железные дороги, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединили Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.
Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, наибольшее количество кредитных учреждений было в Акмолинской области. Так же в Казахстане было 7 филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, имевший 5 отделений.
Капиталистические
отношения оказывали