Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:59, реферат
В конце 20-х гг. XIX вв. национально-освободительное движение, вооруженное идеей независимости Речи Посполитой, вступило в новую фазу своего развития. Краткосрочность в самой основе союза между самодержавной Россией и конституционной Польшей, невыполнение положения, зафиксированного Венским конгрессом о возможности "распространения свободы (конституции) на всей территории бывшей Польши в границах 1772 г.", систематическое нарушение прав и свобод, гарантированных конституцией 1815 г., вело к резкому обострению противоречий между Россией и Царством Польским.
Восстание 1830-1831 гг.
Лелявель – киравник павстання
1830-31 гг.
В конце 20-х гг. XIX
вв. национально-освободительное
В декабре 1828 г. в
Варшаве возникло тайное военное
Товарищество подхорунжих. Товарищество
планировало убийство Николая I во время
его коронации в Варшаве (май 1829
г.) и захват власти. Непосредственно
подтолкнули к восстанию
Николай I планировал бросить на разгром революционного движения в Западной Европе армию Царства Польского и Литовский особый корпус. Об этих планах стало известно в Варшаве, и руководители оппозиции почувствовали, что дальше откладывать восстание нельзя. В ночь на 29 ноября 1830 г. в Варшаве курсанты школы подхорунжих захватили арсенал. Их поддержало большинство населения. Великий князь Константин Павлович, фактически наместник императора в Царстве Польском, действовал нерешительно, а затем вообще принял решение об отводе российских войск с польской территории.
В повстанческом движении выделились два основных течения: консервативное во главе с аристократом А. Чарторыйским и революционное, так называемая "левица", среди руководителей которой наиболее активную роль играл И. Лялевель. Консерваторы боялись упрочения народного движения в ходе восстания, а поэтому и не считали необходимым осуществление коренных социально-экономических преобразований. Они решить конфликт аристократии предлагали дипломатическим путем.
Основная идея программы
"Патриотического товарищества"
Руководство восстанием сконцентрировалось в руках консервативных деятелей, которые вначале попробовали наладить переговоры с Николаем I, но безрезультатно. В январе 1831 г. сейм детронизировал Николая I с польского престола.
Многие послы понимали необходимость территориального распространения восстания на западные губернии России. И. Лялевель настаивал на том, что польская армия должна начать движение на восток и помочь своим братьям сбросить гнет российского царизма. Но только с началом восстания на землях бывшего ВКЛ на рассмотрение сейма были вынесены вопросы о политических отношениях между Царством Польским и ВКЛ в будущем государстве. Только 1 мая Национальное правительство приняло решение о помощи жителям белорусско-литовских земель.
На территории Беларуси непосредственная подготовка к восстанию началась в январе 1831 г.: устная агитация, распространение письменных воззваний, сбор средств и оружия. Акцент при этом делался на тяжелое положение края. Население призывали взять в руки оружие. Но никаких конкретных обещаний, как улучшить положение населения, не прозвучало.
За развитием событий на Беларуси внимательно следили в Петербурге. В декабре 1830 г. в Виленской, Гродненской, Минской губерниях и Белостоцкой области было введено военное положение. В начале апреля из войск, размещенных около Бреста и Гродно, и резервных частей была сформирована специальная армия. Она предназначалась для подавления восстания на территории ВКЛ. Между Царством Польским, литовскими и белорусскими губерниями была ограничена связь, введена цензура переписки, усилился полицейский надзор, неблагонадежных высылали в глубину России. Секвестру подвергались имения тех помещиков, которые с начала восстания находились в Царстве Польском. Но принятые меры не смогли предотвратить распространение восстания на Беларусь.
На территории Брестщины в крупных населенных пунктах стояли усиленные гарнизоны войск Литовского корпуса. Его командир, генерал-адъютант Розен, который охранял мосты через Буг, следил за тем, чтобы повстанческие отряды не появились со стороны Польши. Местная шляхта, которая могла поддержать восстание различными способами высылалась отсюда.
Список с предписания
Господина Корпусного Командира 6-го
пехотного корпуса Генерал-
По дошедшим до меня
сведениям, с Кобринского повета
заметно некоторое беспокойство
и говорят о возмущении долженствующем
вспыхнуть через несколько
Генерал-Адъютант Розен
В январе 1831 г. для руководства восстанием был создан Виленский центральный комитет. Комитет признавал верховенство Варшавского правительства и не проявлял особой инициативы. Комитет занимался сбором денежных средств на повстанческие цели, организацией мастерской по изготовлению оружия, попробовал координировать деятельность поветовых комитетов. Но у него не было выразительной линии поведения и программы действий.
Весной 1831 г. в Беларуси
сложилась весьма напряженная политическая
ситуация. Передислокации российских
военных контингентов, реквизиции на
нужды войны вели к ухудшению
и так плохого состояния
В апреле 1831 г. вооруженное выступление охватило Ошмянский и Свентицкий поветы Виленской губернии, Вилейский и Деснянский поветы Минской губернии. С первых дней проявились особенности в организации повстанческой власти и вооруженных сил, которые существенно отличали его от восстания в Царстве Польском.
В каждом повете избиралось повстанческое правительство и объявлялась мобилизация. В случае победы в каждом повете создавалось особое ополчение и повстанческое руководство (из представителей крупной и средней шляхты), которое только частично подчинялось Виленскому центральному комитету. По сути, деятельность поветовых повстанческих органов определялась конкретными местными обстоятельствами, что приводило к определенной неоднородности их структуры. Повстанческие власти сразу же объявляли акты восстания, приводили население к присяге, объявляли набор рекрутов; шляхте, которая присоединялась к восстанию, гарантировали сохранение всех прав. Крестьян и мещан призывали решительно взяться за оружие и отстаивать "свою" новую власть. В соответствии с Актом восстания объявлялась "вольность и равенство по праву".
Центром восстания на Гродненщине была Беловежская пуща. Там действовали три повстанческие отряда, в которых было около 1000 человек.
Один из повстанческих отрядов был создан главным лесничим Евгением Ронко. Он походил из швейцарской семьи, но полонизировался, женившись на польке. В 1831 году вступил в организацию повстанцев, которую создал секретарь губернатора Томаш Красковский. Ронка создал отряд стрельцов (около 300 человек) из лесной стражи под руководством Якуба Шреттера, подчиненного ему лесничего. Воевали с переменным успехом, превосходящими русскими войсками вытеснялись из пущи. В конце мая 1831 года Ронко присоединил часть своих стрельцов к корпусу генерала Хлоповского, а часть (около 100 человек) продолжали под руководством Шреттера оставаться в пуще и в конце июля присоединились к генералу Дембинскому.
В Беловежскую пущу в отряды Немцевича и Ронко сбежало множество помещиков и шляхты Брестского уезда. Об этом свидетельствует следующий документ:
“По разным сведениям
Господина Главнокомандующим
“Ведомость О Помещиках и Шляхте, отлучившихся с Брестского уезда в Беловежскую пущу и участвовавших в Мятеже № Имя и название бежавших С какого имения и какого числа бежали
1. Бывший Брестский предводитель дворянства Карл Немцевич Отлучился с города Гродно
2. Феликс Иосиф Александр Сыновья Брестского уездного хорунжия помещика Понихвицкого С имения Щитники помещика Понихвицкого 29 числа мая ночью бежали
3. Болеслав сын помещика Александра Бухавецкого Отлучился из города Гродно
4. Стемковский эконом Из имения Пелище помещика Лясковского 4 марта
5. Яков Стржижевский, эконом с братами С имения Бабичи помещика Керножицкого 5 мая
6. Юльян Матушевич сын помещика Проспера Матушевича С имения Ступичево
7. Феликс Кринежи, эконом С имения Свищёво Клокоцкого 11 июня
8. Селезий Гарчинский, ксендз Мариянского Расноснского Монастыря С местечка Раснай с Монастыря Апреля месяца 1831 и неизвестно находиться.
Еще одним отрядом, который действовал в пуще был Самуэль Ружицкий. В начале 1831 года он с созданным полком прибыл в Варшаву. Там, получив приказ, начал двигаться на Полесье, но его поход, закончился в Беловежской пуще. 6 июля Ружицкий с отрядом в 1000 сабель выступил в направлении Полесья. Но в Высоко-Литовске и Бельске стояли сильные гарнизоны и поэтому он вынужден был двигаться в сторону Беловежской пущи. 24 июля Ружицкий перерезал коммуникации между Брестом и Гродно. Им был взят в плен генерал Панютин, который ехал занять должность начальника штаба армии Паскевича. Русская пехота и кавалерия (драгунский полк) старались отбросить повстанцев за Буг, но это им не удалось и Ружицкий добрался до Беловежской пущи. 25 июля произошел бой в пуще под деревней Лесное. Позиции повстанцев находились на горе и отделялись от русских рекой Лесная. Силы корпуса Ружицкого составляли около 900 человек: эскадрон Калишского резерва, татарский отряд из 40 коней, отряд стрелков Кушла в 250 человек, пеший отряд офицеров и унтер-офицеров полковника Обуховича, а также батарея капитана Кинаста с двумя пушками. Русские силы, которыми руководил генерал Боглен, были значительно большими, и после боя Ружицкий оставил позиции и начал отходить в северном направлении, где случайно встретился с корпусом генерала Дембинского
Подходящие условия для восстания были и в других белорусских губерниях, но шляхта в них не приняла участия. Свою роль тут отыграли как предшествовавшие меры российских властей, так и боязнь шляхты вызвать стихийное крестьянское движение. Правительство принимало меры, чтобы не допустить объединения шляхетского движения с крестьянским. В апреле 1831 г. появился указ, которым предусматривалась подсудность шляхтичей-повстанцев военному суду с конфискацией их имущества. Крестьянам-повстанцам обещали помилование, если они сложат оружие и вернуться домой.
С конца мая 1831 г. восстание на белорусских землях вступило в новый этап, что было связано с подходом польской регулярной армии. Первым на территорию Беларуси вступил отряд Д. Хлоповского (820 человек). Получив ряд побед в небольших боях (под Гайнувкой, Лидой и др.), отряд Хлоповского пополнился оружием и людьми. В скором времени отряд насчитывал уже около 5 тыс. человек.
Приближение польских войск вызвало волнения в Лидском, Новогрудском, Пружанском, Кобрынском и Слонимском поветах Гродненской губернии. С самого начала вступления польской регулярной армии на территорию Беловежской пущи, действия повстанцев (до 800-1000 человек) стали более интенсивными и решительными. Они серьезно угрожали коммуникациям российской армии, которая воевала на территории Царства Польского. На подавления восстания в Беловежской пуще власти бросили значительные воинские силы, и в скором времени очаги сопротивления были уничтожены.
В начале июня на территорию Виленской губернии вступил 12-тысячный польский корпус, который направлялся на Вильно. Штурм Вильно начался 19 июня. Силы были неравные, русские войска, которые насчитывали около 40 тыс. человек, легко отбивали атаки. Потеряв в битве около 2 тыс. человек, повстанцы отступили. Среди них началась деморализация и дезертирство. Остатки экспедиционных и местных отрядов оставили Беларусь, часть их перешла в Пруссию и сложила оружие. Только отряд генерала Г. Дембинского (около 4 тыс. человек) смог отойти в Гродненскую губернию.
При приближении корпуса Дембинского в Новогрудском и Слонимском поветах началось восстание под руководством поветового маршалка Я. Кашыца. В нем принимали участие не только шляхтичи, но и крестьяне. В Новогрудке повстанцы (400 человек) присоединились к отряду Дембинского и вместе с ним оставили город.
После отхода с территории
белорусских поветов польской армии
восстание на землях бывшего ВКЛ
пошло на спад, но партизанская война
отдельных отрядов не прекращалась
до осени 1831 г. И только известия о
падении Варшавы заставили