Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

Одна за другой начали возникать после войны 1812 года ранние преддекабристские организации. Две офицерские артели возникли в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба в Петербурге. Возникла «Священная артель», к которой были близки многие лицеисты. Вслед за ними начали образовываться все новые декабристские организации.
В Петербурге родилось тайное общество, Союз Спасения, учредителями которого явились будущие декабристы: А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, Никита Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин. Первоначально оно ставило себе целью освобождение крестьян от крепостной зависимости, но скоро поставило перед собою и другие задачи: борьбу с самодержавием, с абсолютизмом и создание конституционной монархии.

Работа содержит 1 файл

реферат история.doc

— 357.00 Кб (Скачать)


Декабристы

 

 

 

 

ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 г. В ПЕТЕРБУРГЕ

 

Схема расположения войск на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (по Г. С. Габаеву)

 

Восставшие (около 3.000 чел. пехоты):

Коре А. Бестужева — Л.-гв. Московск. полк (671 чел.).

1. Фас М. Бестужева (2 1/2 роты);

2. Фас кн. Щепина (2 роты);

3. Цепь кн. В. Оболенского (около 40 чел.);

Л-гв. Гренад. п. (около 1.250 чел.);

4. Фас Сутгофа (1 рота);

5. Фасы Панова (1 бат.—4 роты).

Колонна Н. Бестужева — Гвард. экипаж—около 1100 чел.

6. 1 бат. (8 рот и арт. команда).

Нейтральные (около 500 чел. пехоты):

7. Л.-гв, Финлянд. п. бар. Розена (2 1/2, роты).

 

Правительственные войска (пехота — ок. 9.000 чел., кавалерия около 3.000 чел. и артиллерия —36 орудий):

8. Л.-гв. Преображ. полк 1 рота;

9. Л.-гв. Финлянд. полк 1 1/2 роты;

10. Л.-гв. Конного полка (2 эск.):

11. Л.-гв. 1-го Конно-пион. 1 3/4 эск.;

12. Л.-гв. Финлянд. п. караул (около 25 чел.);

13. Л.-гв. Павловск. п. сводн. бат. (3 роты);

14. 1-го Конио-пионерского 1/4 эск.;

15. Кавалерг. п. 1/4 вен.;

16. Л.-гв, Семеновск. п. 2 бат. (8 рот);

17. Л.-гв. Гренад. п. св. рота (137 чел.);

18. Л.-гв. Конного п, 5 эск.;

19. Л.-гв. Преображ. п. (1 3/4 бат. — 7 рот);

20. Л.-гв. Московск. п. св. бат. (641 чел.);

21. Л.-гв. Измайловск. п. 2 бат. (8 рот);

22. Л.-гв. Егерск. п. 2 бат.;

23. Кавалерг. п. 6 3/4, эск,;

24. Л.-гв. 1 арт. бриг. 2 2/3 роты — 32 оруд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКАБРИСТЫ... Кто были эти люди, возглавившие в мрачную эпоху самодержавия первое революционное движение против царизма и выступившие 14 декабря 1825 года с развернутыми боевыми знаменами на Сенатскую площадь?

 

«Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ»,— отвечает на этот вопрос В. И. Ленин.

 

«...Фаланга героев, вскормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники»,— писал А. И. Герцен.

 

 

Одна за другой начали возникать после войны 1812 года ранние преддекабристские организации. Две офицерские артели возникли в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба в Петербурге. Возникла «Священная артель», к которой были близки многие лицеисты. Вслед за ними начали образовываться все новые декабристские организации.

 

В Петербурге родилось тайное общество, Союз Спасения, учредителями которого явились будущие декабристы: А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, Никита Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин. Первоначально оно ставило себе целью освобождение крестьян от крепостной зависимости, но скоро поставило перед собою и другие задачи: борьбу с самодержавием, с абсолютизмом и создание конституционной монархии.

 

Союз Спасения, малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовал всего два года: в 1818 году он распался, и вместо него был создан Союз Благоденствия, который значительно расширил свой круг и решил, опираясь на самые разнообразные слои общества, подготовить общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии, за учреждение республики.

 

Прошло еще два года, а Союз Благоденствия, казалось, дремал. Его программа и тактика перестали удовлетворять членов общества. Руководители Союза признали необходимым разработать новую революционную тактику и, опираясь на армию, наметить планы близкого выступления.

 

Созванный в 1821 году в Москве съезд постановил ликвидировать Союз Благоденствия. Радикально настроенные члены Союза имели в виду, прикрываясь этим решением, освободиться от его слабых и колеблющихся членов и организовать новое

тайное общество.

 

В марте 1821 года возникло Южное тайное общество, осенью 1822 года — Северное. Идеологами их стали: Южного — П. И. Пестель, Северного — Никита Муравьев. Пестель направил в Петербург составленный им конституционный проект — «Русскую Правду», но северяне признали его слишком радикальным, и Никита Муравьев разработал параллельно свой проект Конституции. Они значительно отличались друг от друга: проект Пестеля предусматривал уничтожение крепостного права и учреждение республики, проект Н. Муравьева — уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии.

 

 

"Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. Она отменяла крепостничество, провозглашала гражданские свободы, вводила разделение властей, однако сохраняла конституционную монархию. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости, однако земля оставалась в собственности помещиков. Для занятий высших должностей устанавливался имущественный ценз. Россия должна была стать федеративным государством, в которое входили 14 держав и 2 области.

 

В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.

 

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Смерть Александра Ι привела к династическому кризису, междуцарствию, которое продолжалось 25 дней, до 14 декабря.

 

Поскольку Александр I умер бездетным, царем должен был стать (по закону о престолонаследии 1797 г.) его следующий брат Константин. Но тот давно уже дал себе зарок "не лезть на трон" ("задушат, как отца задушили"). В 1820 г. он вступил в морганатический брак с польской графиней Ж. Грудзинской, тем самым отрезав себе путь к трону. Александр, убедившись, что его брат предпочел нецарственную жену царскому скипетру, 16 августа 1823 г. особым манифестом лишил Константина прав на престол и объявил наследником следующего из братьев - Николая[1]. Этот манифест Александр I упрятал в Успенский собор, где он и хранился до самой смерти царя в глубокой тайне. Отсюда и загорелся весь сыр-бор междуцарствия.

 

Как только Петербург узнал о смерти Александра I, власти и войска начали присягать Константину. 27 ноября присягнул ему и Николай. Константин, со своей стороны, присягнул Николаю. Началась гонка фельдъегерей из Петербурга в Варшаву, где жил Константин как наместник Польши, и обратно. Николай просил Константина приехать в Петербург и сесть на трон. Константин отказывался. "Корону подносят, как чай, а никто не хочет", - острили в Петербурге. В конце концов Николай решил стать царем и назначил на 14 декабря переприсягу.

 

Таков был тогда "текущий момент". Он благоприятствовал восстанию, но декабристы еще не были готовы выступать. Откладывать же выступление было нельзя: декабристам стало известно, что правительство знает о существовании и даже составе тайных обществ и готовится к расправе с ними. Доносы на декабристов поступали к Александру I с мая 1821 г. Самый подробный из них был получен в Таганроге 1 декабря 1825 г., уже после смерти царя. Доносчик - член Южного общества, капитан А.И. Майборода - назвал 46 имен самых активных заговорщиков, включая весь состав южной Директории и северной Думы[2].

 

Декабристы были хорошо информированы о том, что происходило при дворе и в правительстве: один из них (С. Г. Краснокутский) был обер-прокурором Сената, другой (А. И. Якубович) дружил с петербургским генерал-губернатором М.А. Милорадовичем, а Г.С. Батеньков пользовался доверием самого авторитетного и осведомленного из членов правительства М.М. Сперанского. Узнав, что на 14 декабря назначена переприсяга, члены Северного общества решили: медлить больше нельзя. 10 декабря они "по голосам" избрали диктатором восстания полковника лейб-гвардии Преображенского полка кн. С.П. Трубецкого, а вечером 13-го собрались в квартире К.Ф. Рылеева на последнее совещание. Рылеев сказал: "Ножны сломаны, и сабель не спрятать". Все согласились с ним. Решено было выступать наутро же и непременно.

 

Каков же был план восстания 14 декабря 1825 г.? С какими лозунгами шли декабристы на Сенатскую площадь?

 

Накануне восстания члены Северного общества составили новый программный документ - "Манифест к русскому народу". Автором его был Трубецкой. "Манифест" провозглашал целью декабристов свержение самодержавия и ликвидацию крепостного права. Вслед за победой восстания предполагалось создать Временное правительство из 2-3 лиц, в состав которого были намечены М.М. Сперанский и сенатор Н.С. Мордвинов[3], а из членов тайного общества - секретарь Сперанского Г.С. Батеньков. Временное правительство должно было подготовить к весне 1826 г. созыв Учредительного собрания ("Великого собора"), а собор решил бы два главных вопроса революции: чем заменить самодержавие (республикой или конституционной монархией) и как освобождать крестьян - с землей или без земли. Таким образом, "Манифест" оставлял главные вопросы открытыми, что говорит о его компромиссном характере. Умеренные и радикалы к моменту восстания не успели согласовать свои позиции и отложили споры до Великого собора, положившись на его волю.

 

Тактический план восстания был таков. Главные силы повстанцев (лейб-гвардии Московский, Финляндский и Гренадерский полки) во главе с диктатором Трубецким должны были собраться на Сенатской площади у здания Сената, не допустить сенаторов до переприсяги и принудить их (если потребуется, силой оружия) издать "Манифест к русскому народу". Тем временем другие полки (Измайловский и гвардейский Морской экипаж) под командованием капитана А.И. Якубовича захватили бы Зимний дворец и арестовали царскую семью. Ее участь решил бы Великий собор в зависимости от новой формы правления: республика (в этом случае царская семья была бы изгнана из России) или конституционная монархия (в этом случае царю вручалась бы исполнительная власть). План восстания строился с расчетом на поддержку южан. 13 декабря Трубецкой отправил в Директорию Южного общества гонца с вестью о готовящемся восстании.

 

Всего в Петербурге декабристы рассчитывали поднять шесть гвардейских полков численностью в 6 тыс. человек. Им казалось, что этого достаточно для победы. Иные из них надеялись даже избежать крови, полагая, как говорил Рылеев, что "солдаты (правительства. - Н.Т.) не будут стрелять в солдат, а, напротив, присоединятся к нам, и все кончится тихо". Народ же должен был лишь вкусить плоды восстания, содеянного в его пользу, и его сочувственное присутствие на Сенатской площади декабристы считали желательным. Г.С. Батеньков говорил, что "надобно и в барабан приударить, потому что это соберет народ". Словом, бездействующий народ как фон переворота - такова была идея военной революции декабристов.

 

14 декабря офицеры-члены тайного общества еще затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат.

 

С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно»,— вспоминал он позже. От присяги новому царю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь.

 

Восстание началось 14 декабря около 11 часов утра. Декабристы вывели три гвардейских полка (Московский, Гренадерский и Морской экипаж) на Сенатскую площадь и здесь узнали, что Николай Павлович привел Сенат к присяге еще на рассвете, в 7 часов. Более того, А.И. Якубович, которому было поручено захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, неожиданно отказался выполнять поручение, боясь возможного цареубийства. Так два главных звена в плане действий восставших отпали, надо было принимать на месте новые решения, а диктатор Трубецкой не явился на площадь. Он к тому времени понял, что восстание обречено на гибель, и решил не усугублять собственную вину, как и вину своих товарищей, решительными действиями. Впрочем, есть версия, исходящая от Николая I и проникшая в литературу (вплоть до советской)[4], о том, что он прятался рядом и выглядывал на площадь из-за угла, выжидая, не соберется ли побольше полков.

 

Декабристы собрали на Сенатской площади 3 тыс. солдат. Они построились в каре вокруг памятника Петру Великому. Едва ли многие из них сознавали политический смысл восстания. Весьма по-разному настроенные современники рассказывали о том, как восставшие солдаты кричали: "Ура, конституция!" - считая, что так зовут жену Константина Павловича[5]. Сами декабристы, не имея возможности и времени для откровенной политической агитации, вели солдат на площадь во имя "законного" государя Константина: "Присягнув одному государю, тут же присягать другому - грех!" Впрочем, Константин для солдат был желанным не сам по себе, а как "добрый" (предположительно) царь - антипод "злому" (это знала вся гвардия) Николаю.

Информация о работе Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге