Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:05, реферат
Во многих отношениях внешность тевтонских рыцарей противоречила рыцарскому кодексу того времени. Мирские рыцари старались показать роскошь своей одежды, блеск оружия и доспехов, позолоту упряжи. Одежда тевтонских рыцарей, напротив, состояла из мантии с четным крестом.
Титульный лист 1
Содержание 2
Глава 1: Вооружение Тевтонского Ордена в 13 веке 3-11
Пункт 1: Доспехи и вооружение, пехота и конница 3-9
Пункт 2: Фортификация 10
Пункт 3: Осадные искусства 10-11
Глава 2: Вооружение Шведского войска в 13 веке 12-17
Пункт 4: Доспехи и вооружение, пехота и конница 12-15
Пункт 5: Фортификация 15-17
Пункт 6: Осадные искусства 17
Литература 18
Пункт 2: Фортификация
Тевтонские замки принципиально не отличались от замков других рыцарских орденов. В Монфоре на севере Палестины археологам не удалось обнаружить следов конюшен, зато были найдены подземные цистерны, а также кухня с прессом для выжимки винограда, маслин и сахарного тростника. Церковь находилась на верхнем этаже центральной постройки, удалось найти осколки цветных витражей и фрагменты штукатурки с росписью. Точное местоположение штаб-квартиры тевтонского ордена в Акре до сих пор не установлено. В описании падения Акры, составленном анонимным тамплиером из Тира, сказано: «Германцы располагали великолепным жилищем и самой великолепной башней, которая была настолько велика и красива, как наш Храм». Германская башня (Turris Alamanorum) не соединялась с восточной городской стеной, а контролировала проход в порт со стороны восточных ворот.
Замки тевтонских рыцарей в Прибалтике известны нам гораздо лучше. Первые укрепления, возводимые тевтонцами в регионе находились в русле северо-германской и балтийской традиции. Так, в ходе начального этапа покорения Пруссии тевтонцы воздвигли простые деревоземляные укрепления, похожие на те, что строили и местные язычники. Лишь в конце 13 века тевтонцы начали возводить большие замки из камня и кирпича. Как правило, замки представляли собой прямоугольник сторонами 50-60 метров с центральным двором. Одним из таких замков был ныне полностью разрушенный замок в Кенигсберге, где в свое время располагалась штаб-квартира ордена. Замок был построен около 1257 года на месте прусской крепости Твангесте. Во второй половине 13 века с западной стороны к замку пристроили жилой корпус, но он был разрушен ещё раньше, чем сам замок. Внешний двор замка ограничивала стена, усиленная прямоугольными башнями. В 14-15 вв. прямоугольные башни заменили круглыми башнями, а у главных ворот возвели многогранную башню.
По мере продвижения на восток тевтонцы возводили «колонии». Как правило, колонии окружала прямоугольная стена. Если стена применялась к местности, то план колонии мог быть неправильным. Примером такой колонии может послужить Кульм, основанный тевтонцами в 1232 году.
Пункт 3: Осадные искусства
Хотя тевтонские рыцари иногда атаковали укрепления язычников, чаще язычники пытались осаждать замки крестоносцев. Даже в середине 13 века у ордена в Пруссии имелось не более пяти каменных или кирпичных крепостей, и порядка десяти таких крепостей в Ливонии. Но даже эти немногочисленные укрепления позволяли небольшим гарнизонам выдерживать осаду со стороны гораздо более многочисленного противника. Тевтонцы имели достаточно навыка работы с большими брусьями и канатами, что одинаково требовалось и для кораблестроения и для ведений осадной войны.
Примером успешной осады, проведенной тевтонским орденом, может послужить взятие Данцига в 1309 году. При осаде крепости Свеце, с трех сторон окруженной водой, тевтонцы применили четыре каменных машины, по-видимому, требюше с противовесом, а также деревянные осадные башни. Осажденные на это смогли ответить лишь применением крупных арбалетов, установленных вдоль парапета. Гарнизон взятых крепостей частенько вырезался. Король Иоанн Богемский пощадил 6000 самогитов, сдавшихся в плен в 1329 году при Медеваге. Иногда гарнизон предпочитал смерть капитуляции. Так, в 1336 году литовские защитники Пилене, понимая безнадежность положения, перебили собственных жен и детей, а затем покончили с собой.
Орден начал использовать огнестрельное оружие во второй половине 14 века первоначально в осадной войне, а затем по мере необходимости. В ходе последней осады поляками Мариенбурга в 1459-60 гг. тевтонцы смогли наладить снабжение гарнизона, отправляя лодки с припасами вниз по течению. Ударивший мороз сковал реку, поэтому лодки в большинстве своем оказались перехвачены противником. В замок удалось доставить лишь несколько бочек со свининой, жиром, боеприпасами и 24 самопалами. Позднее защитники выгнали из крепости женщин, детей и стариков, чтобы не кормить лишние рты, но осаждавшие не пропустили людей, заставив их вернуться в крепость.
Глава 2: Вооружение Шведского войска в 13 веке
Пункт 4: Доспехи и вооружение, пехота и конница
Экипировка западноевропейских воинов претерпела решительное изменение в конце 12 – начале 13 века. Этот процесс ощущался в Скандинавии, при этом характерная временная задержка постоянно сокращалась. Причиной тому была интенсивная торговля на Балтике и активная деятельность Ганзы.
В конце 13 века в Скандинавии появились пластинчатые доспехи. Как известно, пластинчатые поножи были известны с давних времен, а в Скандинавии они появились в эпоху Великого переселения. Но новой идеей было использовать листовой металл для защиты не только конечностей, но и туловища воина. Ближе к концу 12 века появляются пластинчатые доспехи. В Скандинавии пластинчатый панцирь обычно насчитывал от пяти до 40 и более пластин. В последнем случае доспехи больше напоминали ранние доспехи из мелких пластин. Пластины прикреплялись заклепками или пришивались к подкладке. Подкладка обычно не имела рукавов и по длине достигала пояса. Изготавливалась подкладка из кожи или нескольких слоев льняной ткани. Шоссы и рукавицы в 13 веке в Скандинавии использовали конные рыцари.
Кольчуги в большом количестве завозились в Скандинавию купцами, а также попадали туда как военные трофеи. Имевшиеся кольчуги передавались от отца к сыну. Даже в 13 веке наиболее распространенным типом кольчуги была простая кольчуга, с рукавами, доходящими до локтя, и подолом, доходящим до середины бедра. Кольчуга была достаточно широкой, чтобы не сковывать движения воина. Рукава кольчуги обычно перехватывались кожаными тесемками. Кольчугу туго перепоясывали поясным ремнем, чтобы перенести часть ее массы с плеч на бедра.
В 13 веке появились новые разновидности шлема. По-видимому, переходный шлем с глухим забралом в Скандинавию не попал. Там сразу появился полностью закрытый большой шлем. Это внезапное изменение отражено на печати Биргера, относящейся к середине 13 века. Простые пешие воины в это время стали носить шлемы с широкими полями (шапель-де-фер). Позднее такие открытые шлемы появились и у конных рыцарей. Шапель-де-фер не ограничивала обзор и не затрудняла дыхания, обеспечивая достаточную защиту. Если во Франции и в Англии распространились шлемы с широкими наклонными полями, то в Скандинавии встречались шлемы с совершенно плоскими и не очень широкими полями. Возможно, это объяснялось тем, что в Скандинавии редко осаждали крепости, а в открытом бою узкие прямые поля защищали голову ничуть не хуже широких наклонных, но были проще в изготовлении.
Старый круглый щит постепенно уступал место – но полностью вытеснен так и не был – треугольному щиту. Треугольный щит по размерам был меньше круглого и представлял собой развитие остроконечного удлиненного щита, применявшегося конными рыцарями в 12 веке. На треугольных щитах отсутствовал центральный умбон, иногда отсутствовала и наружная оковка. Щит стал легче, поэтому допускал более активные манипуляции. Например таким щитом можно было отклонить удар противника, а не просто принимать его на щит.
По шведским законам ополченец, длжен был являться в армию, имея щит, меч, копье и шлем. По возможности ополченцы должны были обзавестись кольчугой или какими-либо другими доспехами, а также луком и стрелами. Лук и арбалет к тому времени стали в Скандинавии одним из распространенных видов оружия. Их часто упоминают в описаниях сражений. Было несколько причин, заставлявших воинов переходить с лука на арбалет. Прежде всего, охота была одной из основных статей скандинавской экономики. А охотиться с арбалетом было гораздо легче, чем с луком. Поэтому каждый житель сельской местности старался обзавестись арбалетом. Кроме того, стрелять из арбалета гораздо проще, чем из лука. Взводится арбалет с помощью механического приспособления, а не простым мускульным усилием. По свидетельству средневековых авторов человек мог с нуля научиться прилично стрелять из арбалета всего за неделю. Тогда как учиться стрельбе из луга можно годами, и лучше начинать это делать в детстве.
При осаде арбалет также показал себя более удобным оружием, поскольку позволял стрелять из-за укрытий. Наконец, арбалет превосходил лук по пробивной способности. На коротких дистанциях арбалетный болт мог пробить практически любой доспех.
Более подробной информацией мы располагаем относительно последних десятилетий 13 века.
Битва при Гове, 1275 год
14
июня 1275 года произошло сражение
между шведским королем
1) Шведский крестьянин-ополченец
Мало известно об экипировке сельских ополченцев из Норвегии и Швеции. Можно лишь предположить, что она была минимальной и старомодной. На голове ополченца меховая шапка, которую можно увидеть на скандинавских изображениях 13 века. Шапка, напоминающая русскую ушанку, не тольео спасала от холода, но и немного защищала голову от ударов. Большой, старомодный треугольный щит закинут за спину. Оружие состоит из копья и топора. Копье имеет наконечник с поперечной, которая не дает копью слишком глубоко уходить в тело жертвы. Топор, очевидно, хозяйственный, а не боевой.
2) Шведский арбалетчик, середина 13 века
Качество оружия и доспехов этого война говорит о том, что перед нами профессионал, а не ополченец. Шлем кован из цельного куска железа и усилен налобной накладкой с назальной пластиной. Кольчужный подшлемник закрывает не только голову и шею, но и плечи. Клапан подшлемника защищает горло и нижнюю часть лица. При этом клапан заходит на назальную пластину, поэтому между ним и лицом образуется зазор. Кольчуга простая, рукава длиной три четверти. Кольчужные шоссы заправлены в сапоги. Щит, хоть и большого размера, не старомоден, а специально предназначен для защиты арбалетчика во время длительной перезарядки арбалета. Сравнительно короткий пехотный меч современный по стилю также как и арбалет.
3) Вассал шведского короля, конец 13 века
Экипировка этого рыцаря достаточно разнородна по стилю. Видны как современные, так и старомодные детали. Плоский большой шлем по европейским меркам характерен для начала-середины 13 века. Шлем надет непосредственно на кольчужный подшлемник. Корпус защищен современным пластинчатым панцирем. Кольчуга без рукавиц, но к тому времени уже появились отдельные боевые рукавицы. Кольчужные шоссы защищают ноги со всех сторон вплоть до стопы. Подошва кожаная. Щит, а также меч в ножнах современны. Рукоятка меча богато украшена.
Пункт 5: Фортификация
Полевые укрепления: броте
Отсутствие
дорог в Скандинавии
Основная идея такой тактики была проста – не дать противнику развернуть свои силы и применить конницу. Хотя такая тактика была эффективна только в лесу или горах, но в благоприятных условиях даже простое крестьянское ополчение могло нанести тяжелое поражение рыцарям и наемникам. Здесь также важна была скорость. Нужно было успеть занять выгодную позицию и построить укрепление. Здесь свою роль играла конница, которую высылали вперед с задачей занять дефиле и удерживать его до подхода пехоты.
Постоянные укрепления
Укрепления применялись в Скандинавии с Железного века. В отличие от культур, контактировавших с Римом, в Скандинавии каменные укрепления начали строить лишь с 13 века. Первыми каменными укреплениями были одиночные башни, в которых местное население укрывалось в случае опасности. Примерно в то же время подобные башни появились и в России.
В 11 веке в Скандинавии строили деревоземляные укрепления, похожие на норманские укрепления во Франции и Англии. В Скандинавии деревоземляные укрепления продолжали играть важную роль вплоть до конца 15 века. Во многом это было возможно благодаря отсутствию дорог и изрезанности местности лесами, горами и фьордами. Естественные препятствия были лучше любых построек. Удаленность населенных пунктов друг от друга серьезно затрудняло ведение осады. Сравнительно слабые монархии так же не могли создать многочисленных армий, для защиты от которых требовалось бы строить мощные укрепления. Наконец, строительству капитальных укреплений мешала постоянная нехватка денег.
Информация о работе Вооружение Ордена и Шведского войска в 13 веке