Война Алой и белой розы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Война Алой и белой розы в Англии, Йорки, Ланкастеры

Работа содержит 7 файлов

введение.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I Причины войны..doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

Документ Microsoft Word.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Итоги.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Ход боевых действий.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Глава II. Ход боевых действий. 

     Характерный образ боевых действий, которые протекали  во время Войны Алой и Белой  розы, развивался на основе опыта ошибок и побед англичан в Столетней войне. Во время кампаний во Франции англичане полагались главным образом на их длинные луки, разрушавшие атакующие порядки французской кавалерии.

     Когда англичане сражались с англичанами, длинный лук имел меньшее значение. Поскольку каждая из сторон имела  лучников, и каждый знал, что лучше  не пускать кавалерию в самоубийственную атаку.

       Рукопашный бой и внезапная яростная атака стали единственным выходом из этого тупика. Ряд этих обстоятельств привёл к тенденции преувеличивать значение победы, поскольку те, кто получал преимущество, легко развивал его. По этой причине, большинство сражений во время Войны Алой и Белой розы заканчивались полным разгромом.

     Пехота  была более многочисленна и значительна  чем кавалерия в этих рукопашных схватках. Большая часть простых  отрядов была вооружена копьями, пиками или алебардами. Мелкие дворяне  обычно применяли оружие, пробивавшее броню – булавы или кистени. Они широко использовались, поскольку латники были очень хорошо защищены. Бойня, которую английские лучники устроили во Франции привела к появлению превосходной брони, состоявшей из перекрывающих друг друга пластин. Эти латы было тяжело пробить острым оружием, но тупое могло разбить шлем и вместе с ним череп противника. Артиллерия в виде пушек также принимала участие в большинстве этих сражений, но играла незначительную роль. Осады имели мало значения, хотя Эдуард IV прибегал к ним, чтобы уничтожить сопротивление ланкастерцев в Уэльсе и северной Англии1.

     По  причине хаотичной природы боев этого периода, хорошая стратегия  имела меньшее значение, чем в  прошлых конфликтах. Большинство  битв, по существу решались обстоятельствами, при которых они происходили: выбранными позициями, размером армии, и верностью солдат и их командиров. Последнее имело критическое значение. Исход многих битв (например, при Ладфорде, Нортхэмптоне и особенно при Босворте) решился в результате предательства. 

     Уменьшение  значения стратегии означало, что  лидеры армий играли в основном символичную  роль. В этот период нет выдающихся полководцев.

     Первый  этап войны 1455-1461 гг. был самым ожесточённым, на него приходится половина всех сражений, а также самая кровопролитная битва за всю войну при Таутоне2.

     Весной 1455 г. король Генрих VI потребовал от Ричарда Йорка приехать к нему и высказать напрямую свои недовольства по поводу королевского окружения. Герцог Йоркский, отказался предстать перед Генрихом VI. Он испугался, что его могут арестовать, по подстрекательству его соперника Эдмунда Бофора, герцога Сомерсета, и подняв свою армию пошел из северной Англии на Лондон. В это время, Генрих VI и Сомерсет двинулись со своей армией из Лондона к Лестеру, где планировалось устроить совет ланкастерцев. Однако состоятся совету было не суждено. Две армии встретились 22 мая 1455 г. в городе Сент-Олбансе, где и состоялась первая битва.

     Небольшая армия ланкастерцев сражалась за баррикадами и держалась против атаковавших сил противника один час. Затем Уорвик провел часть своих сил через задние улицы и ударил с фланга. После этого численное превосходство йоркистов сказалось, и они одержали полную победу. Убитых в этой битве было не много, около 100 человек, однако в плен попал Генрих VI, а также был убит главный соперник Ричарда Эдмунд Бофор, герцог Сомерсет3

     В результате победы Ричард Йорк взял под контроль Генриха VI и правительство. Он был назначен коннетаблем Англии, вместо погибшего Сомерсета и на некоторое время стал неограниченным правителем.

     Однако, уже в 1457 г. Маргарита Анжуйская, которая широко использовала помощь французов, возвращает себе власть. В 1458 «Розы» заключают перемирие, по условиям которого Ричард Йорк обязуется выплатить компенсации семьям своих погибших при Сент-Олбенсе врагов. Власть при королевском дворе переходит к Генриху Бофорту, представителю побочной линии, ведущей свой род от Джона Гонта4.

     Такое положение не устраивало ни самого Ричарда Йорка, ни его ближайшего сподвижника — графа Ричарда Уорвика из могущественного рода Невиллей, прозванного затем «делателем королей». Победив союзный Алой розе французский флот, Уорвик удерживает для йоркистов Кале — главный оплот Англии на континенте. Его патрону повезло меньше: в 1459 г. войска ланкастерцев берут штурмом его базу — крепость Лэдлоу, загоняя претендента на самый север Англии. Воспользоваться победой сторонникам Генриха VI не пришлось: высадившийся на острове граф Уорвик захватил Лондон и встретился с армией короля при Нортгемптоне 10 июля 1460 г. Ланкастерцы потерпели полное поражение, а сам Генрих VI попал в очередной раз в плен. Военное счастье повернулось лицом к йоркистам, но не к их вождю. В декабре того же года сторонники Алой розы, подошли к городу Уэйкфилду, где находился со своим отрядом Ричард Йорк. Несмотря на то, что его силы значительно уступали неприятельским, герцог Йоркский вышел из-под прикрытия городских стен, чтобы принять бой. Здесь он попал в засаду, был разгромлен и погиб. Ланкастерцы свирепо расправились с побежденными: был казнен граф Солсбери, брат Уорвика, убит несовершеннолетний сын герцога Йоркского — Эдмунд, граф Ретленд. Голова Ричарда Йорка, в насмешку увенчанная бумажной короной, была выставлена на всеобщее обозрение. Эти потери не остановили йоркистов, но лишь озлобили тех, чьи родственники нашли свой конец под стенами Уэйкфилда. 

     Уже в начале следующего, 1461 года, 2 февраля, старший сын герцога Йоркского – Эдуард (будущий король Эдуард IV) – разбил крупный отряд ланкастерцев при Мортимерс-Кроссе, зарекомендовав себя в качестве незаурядного полководца. Баланс сил, казалось, сохранился и даже склонился в пользу Алой розы, когда Маргарита Анжуйская вдохновила своих лучших полководцев — герцогов Сомерсета и Эксетера – на разгром войска графа Уорвика. Реванш был взят в памятном Сент-Олбенсе уже 17 февраля, причем король Генрих VI, служивший неким знаменем или, смотря по обстоятельствам, почетным трофеем, вновь получил свободу. Но «славный город Лондон» отказался открыть ворота перед «новым старым» королем, а Уорвик и дети убитого Ричарда Йорка вновь собрали свои силы. Шестнадцатитысячная армия Белой розы встретилась с ланкастерской, насчитывавшей 18 тыс. воинов, 29 марта при Тоутоне и смело атаковала противника, используя сильнейший ветер со снегом, бившим ему в лицо5. Успех Эдуарда, провозгласившего себя королем 4 марта, был полный: большая часть его врагов полегла на поле боя, король Генрих и королева Маргарита бежали на север страны. Здесь они организуют сопротивление Эдуарду IV, который торжественно короновался в Вестминстерском аббатстве. Этот акт не был признан ни Францией, ни Шотландией, ни графом Нортумберлендом, которые поддержали Генриха VI. Ланкастерцы продержались на севере вплоть до весны 1464 г., когда полководец Эдуарда IV лорд Монтегю из рода Невиллей сначала разбил их армию 25 апреля при Хеджли-Мур, а затем заставил ее капитулировать возле Хексема (15 мая). Пленных не щадили: практически все видные вожди Алой розы были казнены во главе с очередным герцогом Сомерсетом.

     Королева  Маргарита Анжуйская бежала во Францию, а ее незадачливый муж попросту потерялся. В одежде странника он бродил по дорогам Англии и был опознан лишь в следующем году, когда его нашли и вновь поместили под стражу.

     Первый  период войны заканчивается приходом на престол Эдуарда IV.

     Второй  период в войне начинается с 1461 и  продолжается до 1483 г. и охватывает весь период правления Эдуарда IV. Он характеризуется в основном борьбой Йорков между собой и графом Уорвиком6.

     Утвердившись  у власти, новый король не пожелал делить ее со своим самым могущественным союзником – графом Уорвиком и его кланом. Он даже успел поссориться с собственными родными – матерью и братьями. Старший из них, герцог Кларенс, успел к тому времени жениться на дочери Уорвика. Недовольство родни Эдуарда IV вызвал его скоропалительный брак с Елизаветой Вудвил, представительницей среднего дворянства и, вдобавок, вдовой сторонника ланкастерцев, некоего Грея. Многочисленная родня новой королевы – отец, братья, дети от первого брака – составили противовес знатным Невиллям. Среди сторонников Белой розы пролегла глубокая трещина, всё более углублявшаяся стараниями Маргариты Анжуйской, которая продолжала борьбу против узурпатора, находясь во Франции и организуя все новые военные экспедиции и мятежи.

     В 1468 г. открытое военное выступление Невиллей приносит им победу при Эджуорте, после которой в плен попадает сам Эдуард IV. Впрочем, победители вскоре возвращают ему свободу и власть, так как реставрация Генриха VI пока не входит в их планы: все они небезосновательно опасаются не только мести Маргариты Анжуйской, но и конфискации своих владений, унаследованных у погибших и эмигрировавших ланкастерцев. Всё же из двух зол приходится выбирать меньшее. Граф Уорвик принял решение оказать Генриху VI и его жене ту же услугу, которую он оказал Эдуарду – возвести их на трон, заняв возле него подобающее такому герою место «теневого монарха». В 1470 г. он взял Лондон, освободил царственного пленника, но упустил главного врага. Эдуард IV бежал в Нидерланды, где воспользовался поддержкой сестры – Маргариты, герцогини Бургундской. В 1471 г. он вернулся и, встав во главе своих сторонников, захватил город Барнет. Поспешивший ему навстречу Уорвик расположился близ города, выжидая момент для атаки, однако противник опередил его. Войска Эдуарда под покровом ночи покинули городские укрепления и незамеченными подошли к расположению противника. На рассвете 14 апреля началось сражение, которое шло с переменным успехом. Левый фланг йоркистов был обойден и разбит, но на правом крыле и в центре позиции победа осталась за ними. Ричард Уорвик погиб в бою, причем, как говорили, от руки своего тезки – Ричарда, герцога Глостера, младшего брата Эдуарда IV.

     4 мая было покончено с теми, кого Уорвик ненадолго сделал  королями. В битве при Тьюксбери войско, номинально возглавляемое сыном Генриха VI и Маргариты Анжуйской – Эдуардом, принцем Уэльским, было разгромлено, а юный принц – убит, то ли в сражении, то ли уже взятый в плен. Эта смерть, как и последовавшее за ней убийство короля Генриха в Тауэре, впоследствии была приписана тому же герцогу Глостеру, чей вклад в победу старшего брата, равно как и выдающаяся  даже по тогдашним меркам жестокость, никем не оспаривались.

     Главный герой Барнета и Тьюксбери  был соответствующим образом  вознагражден, причем сделано это было за счет среднего брата — Джорджа (Георга) Кларенса. Тот, как мы помним, был зятем Уорвика и мог бы претендовать на фантастическое наследство тестя, если бы все время хранил верность Эдуарду IV. Но колебания между Невиллями и старшим братом, сменившиеся несколько запоздалым раскаянием, снизили шансы этого принца крови. За Ричарда Глостера выдали другую дочь погибшего графа – Анну, еще недавно помолвленную с Эдуардом, принцем Уэльским, и будущий король Ричард III получил изрядную долю земель «делателя королей»7.

     В 1471 году Генрих VI умер, Эдуард IV возвращается в Лондон. Дальнейшие десять лет можно охарактеризовать  на фоне предшествующих ужасов, как удивительно спокойные.

     Третий  период, финальный, начинается после смерти Эдуарда IV в 1483 г. и заканчивается в 1485 году – коронацией Генриха VII Тюдора8 и характеризуется возобновлением борьбы Ланкастеров против непопулярного Ричарда III, а также стремление двух кланов пойти на компромисс.

     После смерти короля Эдуарда IV в 1483 году проблемы возникают снова. Брат Эдуарда, Ричард Глостер, ненавидящий королеву и ее сторонников, приказывает убить детей короля в Тауэре, в Лондоне, и завладевает короной под именем Ричарда III. Этот поступок делает его настолько непопулярным, что Ланкастеры снова обретают надежду. Их дальний родственник Генрих Тюдор, граф Ричмонд, сын последней представительницы Ланкастеров и Эдмонда Тюдора, отцом которого был уэльский капитан, телохранитель Екатерины Валуа (вдовы Генриха V), на которой он женился. Этот тайный брак объясняет вмешательство в раздоры уэльской династии.

     Непопулярность  Ричарда III представляла для него все большую угрозу. Народ, недовольный своим монархом, который получил власть при столь странных обстоятельствах, был готов принять любую подходящую замену. Генрих Тюдор, который выжидал благоприятного момента при французском дворе, предпринял вторую попытку вторжения в Англию. Вместе с французскими наемниками он высадился в Уэльсе, чтобы собрать местную поддержку, после чего отправился на северо-восток. Тем временем, король Ричард, находившийся в Ноттингэме, узнав о прибытии Генри, двинулся ему на встречу. Они встретились на Босвортском поле у Лестера.

     Решительное сражение произошло 22 августа при  Босворте. Преданный многими из своего окружения, Ричард III был убит. На поле боя Генриху надели корону убитого Ричарда III, и тот восходит на трон под именем Генриха VII. Затем он женится на Елизавете Йоркской, дочери Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл. Ланкастеры роднятся с Йорками, война Алой и Белой розы заканчивается, и король строит свою власть на союзе двух ветвей. Он вводит систему жесткого контроля аристократии. После воцарения династии Тюдоров пишется новая страница в истории Англии9.

     Битва при Босворте закончила войну, однако финальное сражение за английскую корону состоялось на два года позже.

     Джон  де Ла Поль, граф Линколн,  племянник  Ричарда III, вместе с бывшим придворным Ричарда Фрэнсисом и виконтом Ловеллом придумали план, предъявив своего претендента на трон. Им был юный сирота, Ламберт Симнел, которого выдали за исчезнувшего Ричарда, герцога Йорка. Мятежники собрали силы в Ирландии, предприняли неудачную попытку приобрести поддержку в Йорке, и в итоге встретились с Генрихом VII при Стоуке 16 июня 1487 года. Армия сторонников де Ла Поля состояла в основном из ирландцев и германских наёмников.

Информация о работе Война Алой и белой розы