Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:58, реферат
Наполеон долго и тщательно готовился к войне с Россией [1]. Французским штабом были разработаны два оперативных плана военных действий:
1. Первый план был составлен в апреле 1811 г. на основании исходивших от польской шляхты и магнатов слухов о готовящемся весной 1811 г. вторжении 200-тысячной русской армии[2]. План предусматривал выманивания русских армий на территорию герцогства Варшавского, их окружение и разгром. При этом французский штаб учитывал опыт кампании 1806-1807 г.
Несмотря на всю
поспешность отступления к
17 октября 1812 г. (в это время французы еще были в Москве – !) корпус Витгенштейна, подкрепленный петербургским и новгородским ополчениями и резервами, общей численностью в 50 тыс. чел. со 170 орудиями начал битву за освобождение Полоцка. К утру 20 октября город был освобожден, французы выбиты на левый берег Западной Двины. Витгенштейн развил успех: 23 октября русские войска форсировали реку и, преследуя французов, убили 7 тыс. и взяли в плен 2 тыс. чел. противника.[28] 30 октября под Полоцком, у с. Чашники, соединились войска двух маршалов Виктора и Удино, посланные Наполеоном на выручку Полоцка. Но в боях 31 октября-2 ноября 1812 г. французы были разбиты[29].
Вскоре осажден был Витебск. На выручку ему Наполеон послал из Дорогобужа 4 Итальянский корпус Е. Богарне. Но севернее Смоленска, у г. Духовщина, корпус Платова обнаружил солдат Богарне. 10 ноября при переправе через р. Вопь французы были атакованы казаками. Их потери составили более 2 тыс. чел. убитыми и ранеными, 3,5 тыс. чел пленными, почти вся артиллерия. Богарне вынужден был отступить к Смоленску. А 7 ноября 1812 г. части корпуса Витгенштейна под командованием генерала В. И. Гарпе с ходу захватили Витебск. Французский гарнизон капитулировал.
20 октября был освобожден Слоним, 15 ноября – Койданово. Здесь передовой отряд русской Дунайской армии (адмирал П. В. Чичагов) под командованием генерала К. В. Ламберта двигался в направлении Несвиж-Новый Свержень-Койданово. У Койданово русские столкнулись с 5-тысячным французским отрядом под командованием генерала А. Косецкого. Французы отбили несколько атак, но были окружены и сдались в плен. В общей сложности убито было ок. 1 тыс., взято в плен 3 тыс. солдат и 65 офицеров французской армии[30]. Но самое главное – был отрезан прямой путь отступления неприятеля на запад. 16 ноября Дунайская армия с боями прорвалась к Минску и заняла город.
Возникла реальная
угроза окружения Наполеона
В Орше был произведен смотр армии и ее реорганизация. Потери были ужасающи. Раненые и отставшие составляли до 70 % в каждом батальоне. От 1 корпуса Даву (3 дивизии, 10 тыс. чел.) осталось 3 батальона, от 3 корпуса Нея – 3 батальона, от 4 корпуса Богарне и 6 корпуса Жюно – по 2 батальона. Общее количество орудий едва превышало 60. Количество боеспособных солдат едва достигало 20 тыс. чел.[31]
3.2. Переправа через Березину (26-29 ноября 1812 г.).
В Главной квартире
русской армии после сражения
при Красном был разработан план
окружения и полного
21 ноября был освобожден
Борисов. Подойдя к Борисову, авангардный
отряд Дунайской армии
Армия Наполеона, соединившись с войсками маршалов Удино и Виктора[32], подошла к Березине 26 ноября. Силами 85-90 тыс. чел., из которых лишь 40 тыс. были боеспособными, император решил форсировать Березину у д. Студенка, расположенной в 15 км. вверх по течению от Борисова. Чтобы ввести неприятеля в заблуждение, Наполеон приказал Виктору оставаться у Череи, ложными действиями имитируя прорыв французской севернее Борисова.
Как уже было сказано выше, Чичагов, введенный в заблуждение действиями французов, отвел свои силы на 25 км. южнее Борисова, оставив у брода напротив Студенки небольшой заслон. Утром 26 ноября передовые части корпуса Удино перешли Березину вброд и оттеснили заслон к Стахово, после чего скрытно приступил к возведению переправы. Одновременно Удино отправил команду саперов южнее Борисова, к д. Ухолоды. Эти саперы стали возводить ложную переправу, стремясь произвести как можно больше шума. Кроме того, Удино собрал в Борисове торговцев, которых расспрашивал о кратчайшей дороге в Минск. Некоторые из них потом донесли об этом Чичгову. Адмирал купился на эти уловки, и срочно перебросил основные свои силы к Ухолодам[33].
25 ноября в Борисов
прибыл сам Наполеон. Он лично
руководил постройкой двух
27 ноября на левом берегу войска Витгенштейна (40 тыс. чел.) и передовые отряды главной группировки Кутузова (25 тыс. чел.) окружили в районе Борисова и принудили к сдаче дивизию генерала Л. Партуно (ок. 4 тыс. чел.). 28 ноября на Березине разыгралось сражение: на правом берегу переправившиеся войска маршалов Нея и Удино (около 12 тыс. чел.) успешно отразили наступление войск Чичагова, а на левом берегу (у Студенки) войска Виктора (око. 7 тыс. чел.) продержались до вечера против войск Витгенштейна, а ночью перешли реку. На левом берегу остались обозы и ок. 40 тыс. отставших солдат, большинство из которых утонуло при переправе или попало в плен. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. Вследствие ошибок Чичагова и нерешительных действий Витгенштейна Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии[35].
3.3. Окончание кампании 1812 г. Изгнание Наполеона.
В военно-стратегическом плане переправа через Березину означала для Наполеона катастрофу. Он спас себя, но не армию. Сообщая Александру о результатах сражения, Кутузов привел такие цифры: противник потерял ок. 50 тыс. чел., из них 25 тыс. – пленными[36]. После переправы войско Наполеона подстерегали новые беды. Русские войска и партизаны продолжали наседать на французов. Только за пять дней дней отступления от Березины было выведено из строя более 12 тыс. чел. К тому же резко усилились морозы: температура упала на 15-16° и достигла -25-28° C. И это притом, что подавляющее большинство французских солдат не имело зимней одежды. Французы замерзали по дороге, на бивуаках, у костров. Кутузов писал жене, что на одной версте от столба до столба однажды насчитали 117 замерзших французов[37].
Тем временем Наполеон двигался через Зембин и Сморгонь на Вильно. В Сморгони он решил бросить жалкие остатки своей некогда великой армии. Он собрал военный совет, на котором передал командование Мюрату и приободрил своих генералов близостью зимних квартир в Вильно и обещанием новой 300-тысячной армии. 6 декабря 1812 г. император покинул свою армию в Сморгони и в сопровождении Коленкура, Дюрока, Лобо и польского офицера Вонсовича уехал в Париж[38]. Солдаты проклинали Наполеона, обзывая его «египетским дезертиром»[39]. В армии воцарилась полная анархия. Полномочия Мюрата не признавали даже маршалы. Хотя некоторые части (Нея и Мэзона) все еще сохраняли боеспособность, отбиваясь от наседавших русских. 8 декабря 1812 г. остатки «Великой армии» вступили в Вильно. Начались погромы складов и продуктовых лавок, а также драки между солдатами из-за добычи.
10-12 декабря остатки армии шли в Ковно, отбиваясь от казаков. В это время Кутузов был в нескольких переходах от Вильно. Из Ковно французов выбили 14 декабря казаки Платова. В этой ситуации Мюрат бросил армию и бежал по льду Немана. Ней попытался отбить Ковно, но весь его отряд был уничтожен, и границу Ней переходил один.Из 420 тыс. чел., перешедших границу в июне 1812 г., назад вернулась лишь малая часть. Впоследствии в Пруссии из них удалось составить формирование в 30 тыс. чел.[40] Это было все, что осталось от «Великой армии».
Боевые действия
войны 1812 г. на территории Беларуси закончились.
Не поддается сомнению, что они
оказывали самое