Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:44, доклад
ВОЕННАЯ РЕФОРМА - существенное преобразования военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти. Военные реформы вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями, изменением уровня производства, средств и способов вооруженной борьбы и другое. Находят юридическое закрепление в законах, военных уставах и других документах.
ВОЕННАЯ
РЕФОРМА - существенное преобразования
военной системы государства, проводимое
по решению высших органов государственной
власти. Военные реформы вызываются новыми
политическими задачами государства,
появлением новых видов вооружения, экономическими
соображениями, изменением уровня производства,
средств и способов вооруженной борьбы
и другое. Находят юридическое закрепление
в законах, военных уставах и других документах.
Военные реформы Ивана IV
Истоки
зарождения в нашем Отечестве
новой военной организации
ПОМЕСТНОЕ ВОЙСКО, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в 15-17 веках; имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.
СТРЕЛЕЦКОЕ
ВОЙСКО, первое постоянное войско в
Русском государстве середины 16
- начала 18 века. Комплектовалось из
свободного городского и сельского
не тяглого (не облагавшегося налогами)
населения, имело на вооружении пищали
и бердыши, управлялось воеводами. Организационно
состояло из “приборов” (отрядов) , затем
приказов (по 500 1000 человек) , с 1681 - полков,
и находилось в ведении Стрелецкого приказа.
В 80-х годах 17-то века было реорганизовано
по образу полков “нового строя” . Расформировано
по указу Петра I в начале 18-го века.
Военные реформы Петра I - военные преобразования в России в 1-й четверти 18-го века под руководством Петра I.
Основное
содержание: создание русской (национальной)
регулярной армии и флота, основанных
на рекрутской системе комплектования,
упразднение ранее существовавших разнородных
воинских формирований и введение однотипной
организации и вооружения в пехоте, коннице
и артиллерии, единой системой воинского
обучения и воспитания, регламентированных
уставами; централизация военного управления,
замена приказов Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегий,
учреждение должности главнокомандующего,
при котором был создан полевой штаб во
главе с генерал-квартрместером; открытие
военных школ для подготовки офицерских
кадров и регламентирование службы офицеров;
проведение военно-судебных реформ. По
организации, вооружению, боевой подготовке
реформы Петра I выдвинули русскую армию
на одно из первых мест в Европе.
Военные реформы 1860-70, преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина, составная часть буржуазных реформ в России 60-70 годов 19-го века. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в крымской войне 1853-56 гг.
Основное
содержание: замена рекрутской повинности
всесословной воинской повинностью, создание
обменного резервного запаса, образование
военно-окружной системы управления (15
округов) ; выделение нового “Положения
о полевом управлении войсками в военное
время” , перевооружение армии нарезным
стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация
боевой подготовки войск (разработка и
введение в войсках новых воинских уставов)
, а также системы подготовки офицерских
кадров (замена кадетских корпусов военными
гимназиями, учреждение военных и юнкерских
училищ) , военно-судебные реформы способствовали
усилению русской армии.
Военно-судебные
реформы, часть общих военных реформ,
проведенных в России Петром I в начале
18-го века и военным министром Д. А. Милютиным
в 60-70 года 19-го века с целью усовершенствования
военно-юридической службы русской армии.
Основное содержание: в начале 18 века
- создание временных (от полкового до
генерального) и в военное время “скорорешительных”
военных судов (прообраз военно-полевых
судов) для рассмотрения конкретных дел;
во 2-й половине 19-го века проведена военно-судебная
реформа (1867 г.) , сущность которой заключалась
во введении постоянных военных судов
(полковых, военно-окружных, главных) в
соответствии с новой структурой армии
и введение буржуазных принципов военного
судоустройства и судопроизводства. Одновременно
предусматривалось усиление карательной
деятельности в армии в условиях обострения
классовой борьбы в стране. Новая реформа
была проведена на основе Военно-судебного
устава 1867 года.
Военные реформы 1905-12 гг., преобразования в русской армии и на флоте после поражения России в русско-японской войне 1904-05 года.
Основное
содержание: усилена централизация
военного управления (введена территориальная
система комплектования) ; сокращены сроки
службы, омоложен офицерский корпус, приняты
новые программы для военных училищ, новые
уставы и новые образцы артиллерийский
орудий, создана полевая тяжелая артиллерия,
усилены инженерные войска и улучшено
материальное обеспечение.
Военные реформы 1917-18 гг., формирование Красной Армии
Основное
содержание: Формирование Красной Армии
началось с реформирования старой армии.
В декабре 1917 г. СНК принял декреты, отменявшие
воинские чины, звания, знаки различия
и преимущества. Вся власть передавалась
солдатским комитетам и советам. Командиры
- вплоть до командира полка - избирались
на общих собраниях частей, а командиры
выше полкового уровня - на съездах соединений
или совещаниях комитетов соединений.
Параллельно осуществлялась частичная
демобилизация армии. В январе 1918 г. СНК
издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской
Красной Армии” . Новая армия формировалась
по принципу добровольности и рекомендаций
от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных
организаций. Верховным руководящим органом
становился СНК, органом непосредственного
управления - Наркомвоендел. В апреле 1918
перешли от принципа добровольности -
к принципу воинской повинности, от выборов
командиров - к их назначению. В мае же
вводится всеобщая воинская повинность.
Военные реформы 1937-39 гг.
Основное
содержание: создание в марте 1938 г. Главного
Военного Совета Красной Армии и Главного
Совета Военно-Морского Флота, ведавшими
вопросами военного строительства. Увеличение
числа военных округов и комиссариатов.
Создаются военные отделы в партийных
органах (от ЦК до райкомов) . Водится институт
военных комиссаров, просуществовавший
до августа 1940 г., когда вместо них вводится
должность заместителей командиров по
политической части. Воинская обязанность
распространялась теперь на всех. Были
увеличены сроки военной службы и снижался
призывной возраст, удлинялся срок пребывания
в запасе. Весь личный состав ВС обязывался
военной присяге. Повышается ответственность
за дезертирство и самовольные отлучки
из части.
Военные реформы периода Отечественной войны
В период войны произошло множество реформ и преобразований, как государственного, так и местного значений, действующих небольшой период времени и действующих до сих пор.
Основное
содержание: изменение системы организации
высшего командования, создание в пределах
фронтов соединений, оперативных объединений
и корпусов, объявляется всеобщая мобилизация
всех мужчин с 19 до 55 лет. Усложнилась структурная
организация вооруженных сил. Структура
ВС включала теперь фронты, армии, корпуса,
дивизии, бригады, полки, батальоны, роты,
взводы и отделения. В 1942 г. Издается Боевой
устав пехоты. Вводится деление военнослужащих
на рядовой, сержантский, офицерский составы
и генералитет, были введены новые знаки
различия. Усложнилась и увеличилась система
военных трибуналов. Для улучшения материального
обеспечения войск были учреждено Главное
управление тыла. Было принято постановление,
обязывающее республиканские, областные
и районные комитеты партии развернуть
в тылу врага сопротивление (партизанское
движение, подпольные партийные и комсомольские
организации).
Военные реформы 90-х годов
Основное содержание: Строительство Вооруженных Сил России намечалось в три этапа. Первый, завершился в 1992 году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами.
Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений.
Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м!
В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России.
Генеральным штабом совместно с главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями Министерства обороны был осуществлен целый комплекс мероприятий по стратегическому и оперативному планированию применения войск в новых условиях. А Президентом РФ утвержден План оперативного оборудования страны. В течение 1993-1994 гг. разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования...
В соответствии с Указом Президента “О военном строительстве в Российской Федерации” в 1995 году была создана Государственная комиссия по военному строительству в РФ. Она активно взялась за работу, но недостатки нормативно-правовой базы создали трудноразрешимые проблемы во взаимодействии силовых структур. С учетом этого президент уже в начале 1996 года издал новый указ, которым на Генеральный штаб возложены задачи по координации разработки и согласованию проектов планов строительства ВС и “других войск” .
Все
это говорит о том, что государством,
видимо, наконец-то осознана вся сложность
и масштабность проблем военного строительства.
Россия
будет иметь Вооруженные Силы
небольшие по численности, но достаточные
для надежной обороны страны и
не создающие военную угрозу соседним
странам. Вот только сможем ли все
это претвориться в жизнь при нынешнем
финансовом состоянии и правовой базе?
Станут ли наши армия и флот к 2005 году такими,
какими мы видели их в самом начале демократических
преобразований? Ответ на эти вопросы
открыт, пока не будут решены проблемы,
как на прямую, так и косвенно связанные
с решением проблем в наших ВС. Это и повышение
имиджа нашей армии среди населения, так
как юноши пытаются всеми правдами и неправдами
уклониться от службы. Это и искоренение
довольно актуальной сейчас проблемы
неуставных отношений или проще говоря
“дедовщины” , существующей практически
повсеместно. Это и обновление командного
состава молодыми специалистами, обученными
современным методам управления и командования,
а также вытекающая отсюда проблема военного
образования. В большинстве военных образовательных
учреждениях, впрочем как и во всей системе
образования, наблюдается дефицит материальных
и денежных средств, а также устаревшая
материальная база. И конечно же основной
проблемой была, есть и будет нехватка
денежных средств. Будет потому, что прогноз
в области экономики является неутешительным.
Кризис урезал и так небольшие поступления
из бюджета и практически каждый день
можно услышать о бедственном положении
военных и их семей. Можно еще рассказать
о множестве проблем, но самым обнадеживающим
является то, что наконец стали заметны
попытки реформирования армии, и что в
будущем мы будем иметь действительно
профессиональную армию.