Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:26, доклад
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Процесс европеизации России в эпоху
Петра Великого - наиболее противоречивая
часть Петровских реформ. Еще до
Петра были созданы предпосылки
широкой европеизации, заметно усилились
связи с зарубежными странами, в
Россию постепенно проникают западноевропейские
культурные традиции, даже брадобритие
уходит корнями в допетровскую эпоху.
В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская
академия - первое высшее учебное заведение
в России. И все же деятельность Петра
была революционной.
В.Я.Уланов писал: "1Новым в постановке
культурного вопроса при Петре Великом
было то, что теперь культура была признана
созидательной 1силой не только в области
специальной техники, но и в ее широких
1культурно-бытовых проявлениях, и не только
в приложении к 1избранному обществу...
но и по отношению к широким массам народа".
Важнейшим этапом в проведении реформ
стало посещение Петром в составе Великого
посольства ряда европейских стран. По
возвращении Петр направляет много молодых
дворян в Европу для изучения различных
специальностей, главным образом для овладения
морскими науками. Царь заботился и о развитии
образования в России. В 1701 г. в Москве,
в Сухаревой башне открывается Школа математических
и навигацких наук во главе с профессором
Абердинского университета шотландцем
Форварсоном. Одним из преподавателей
этой школы был Леонтий Магницкий - автор
"Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется
инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно
скорее преодолеть возникшую еще со времен
татаро-монгольского ига разобщенность
России и Европы. Одним из ее проявлений
было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр
переводит Россию на новый календарь -
7208 год становится 1700-м, а празднование
Нового года переносится с 1 сентября на
1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты
"Ведомости" - первой русской газеты,
в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта
для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских
дворян, переделавшие российское дворянство
"по образу и подобию" европейского.
В 1717 г. выходит книга "Юности честное
зерцало" - своего рода учебник этикета,
а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские
собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все
эти преобразования исходили исключительно
сверху, а потому были достаточно болезненны
как для высших, так и для низших слоев
общества. Насильственный характер некоторых
из этих преобразований внушал отвращение
к ним и вел к резкому неприятию остальных,
пусть даже самых прогрессивных, начинаний.
Петр стремился сделать Россию европейской
страной во всех смыслах этого слова и
придавал большое значение даже самым
мелким деталям процесса.
Заключение
Главным итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России
режима абсолютизма, венцом которого стало
изменение в 1721 г. титула российского монарха
- Петр объявил себя императором, а страна
стала называться Российской Империей.
Таким образом было оформлено то, к чему
шел Петр все годы своего царствования
- создание государства со стройной системой
управления, сильной армией и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство не было связано ничем и могло
пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного устройства -
военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека - капитана, и успел
вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России
трудно переоценить. Как бы не относиться
к методам и стилю проведения им преобразований,
нельзя не признать - Петр Великий является
одной из самых заметных фигур мировой
истории.
В заключение можно привести слова современника
Петра - Нартова:
"... и хотя нет более Петра Великого
с нами, однако дух его в душах наших живет,
и мы, имевшие счастие находиться при сем
монархе, умрем верными ему и горячую любовь
нашу к земному богу погребем вместе с
собой. Мы без страха возглашаем об отце
3нашем для того, что благородному бесстрашию
и правде учились от него".