Военные реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:27, реферат

Описание работы

Основной движущей силой петровских реформ стала война. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

Работа содержит 1 файл

вопрос 1 тема 5.docx

— 20.14 Кб (Скачать)

Военные реформы 

Основной движущей силой петровских реформ стала война. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется  поместное дворянское ополчение  и стрелецкое войско. Основу армии  стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным  штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в  соответствии с общеармейскими уставами.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками  и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший  друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал  П. Гордони др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков. С их помощью Петр устраивал маневры “потешных“ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “потешный“ корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю. Коренные преобразования армии начались в1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Они формировались на основе рекрутской повинности, введенной в 1705 г. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад. В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100- тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130- тысячную армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс.- в ополчении, и свыше 105 тыс.- в казачьих частях. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - с.112 

Развитие металлургии  способствовало значительному росту  производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено  соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило  огневую и ударную мощь войска. 

Для обучения солдат и офицеров был издан “Устав воинский“, обобщивший 15-летний опыт непрерывной  вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.  

Наряду с созданием  регулярной армии проходило строительство  военно-морского флота, жизнь и деятельность которого определял “Морской устав  “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены  на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым  мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - с.114 

Создание регулярных армии и флота потребовало  новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба. 

3. Административные  реформы 

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский. 

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого  ведомства городов. Указами вводилось  самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских  городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых  органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные  поступления государственных доходов  с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов. 

Но с ростом государственных  расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению  перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. 

В 1710 г. была проведена  подворная перепись населения и  была установлена особая платежная  единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных  расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков. 

Однако и эта  реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к  ним полки не удалось.  

Эти две реформы  вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система  приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. 

Вся власть оказалась  по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров". 

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший  создание нового органа государственной  власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. В первое время Сенат состоял  из девяти ближайших сотрудников  царя, и Петр настаивал на признании  Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю. 

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые  подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. В 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. 

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением  Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы  государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и  многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени  заимствования им западноевропейского  опыта. 

Шведская государственная  система была построена на принципах  камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий. 

С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а  некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало  более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок  ведения дел. Коллегиальная система  имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен  из подчинения Сената. 

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено.  

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу  реформировать и местное управление. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и  должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией. 

Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все  посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые  купцы и владельцы ремесленных  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство  городского населения. Правом выбора в  новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены  гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских  магистратов контролировал созданный  в 1720 г. Главный магистрат. 

Наряду с разделением  городского населения, были проведены  преобразования и в отношении  многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами. 

Новая система органов  управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный  дворянско-бюрократический аппарат.  

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о  рангах - свод законов о порядке  государственной службы. Табель обязывала  всех дворян служить и объявляла  службу единственным способом получения  любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения  по службе и выходцев из "подлого  люда", а достижение восьмого ранга  означало присвоение дворянства, в  чем заключалась известная демократизация системы управления. По Табели все  должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и  на 14 классов или рангов. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М.: Международные отношения, 1990. - 225-230 с. 
 

Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.

Информация о работе Военные реформы Петра 1