Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:27, реферат
Основной движущей силой петровских реформ стала война. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.
Военные реформы
Основной движущей
силой петровских реформ стала война.
В этот период происходит коренная
реорганизация вооруженных сил.
В России создается мощная регулярная
армия и в связи с этим ликвидируется
поместное дворянское ополчение
и стрелецкое войско. Основу армии
стали составлять регулярные пехотные
и кавалерийские полки с
Петр окружил себя
способными, энергичными помощниками
и специалистами, особенно военными.
Среди иностранцев выделялись: ближайший
друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал
П. Гордони др. А среди русских постепенно
формировалась сплоченная группировка
сподвижников, сделавших впоследствии
блестящую политическую карьеру: А. М.
Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков.
С их помощью Петр устраивал маневры “потешных“
войск, которые проводились в селе Преображенском.
Особое внимание уделялось Петром становлению
российского мореплавания. Уже в мае 1692
г. на Переславском озере был спущен на
воду его первый “потешный“ корабль,
построенный при участии самого царя.
В 1694 г. во время настоящего морского похода,
устроенного царем, впервые был поднят
российский красно-сине-белый флаг. За
петровскими “военными забавами” скрывалась
далеко идущая цель: борьба за выход России
к морю. Коренные преобразования армии
начались в1698 г., когда стали распускаться
стрелецкие и создаваться регулярные
полки. Они формировались на основе рекрутской
повинности, введенной в 1705 г. Сначала
брали по одному рекруту с 20 дворов, а с
1724 г. раскладку рекрутов стали вести в
соответствии с числом душ мужского пола,
положенных в оклад. В итоге с 1699 по 1725
гг. было проведено 53 набора в армию и на
флот (23 основных и 30 дополнительных). Они
дали более 284 тыс. человек, призванных
на пожизненную военную службу. И если
в 1699 г. было фактически создано помимо
двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских
полка, то к 1708 г. Петровская армия была
доведена до 52 пехотных полков. После победы
под Полтавой штаты армии несколько уменьшились:
почти 100- тысячная армия состояла из 42
пехотных и 35 драгунских полков. Однако
новая табель 1720 г. определила в составе
армии 51 пехотный и 33 конных полка, что
к концу правления Петра составляло 130-
тысячную армию из трех родов войск - пехоты,
кавалерии и артиллерии. Кроме того, около
70 тыс. находилось в гарнизонных войсках,
6 тыс.- в ополчении, и свыше 105 тыс.- в казачьих
частях. Буганов В.И. Петр Великий и его
время. - М.: Наука, 1989. - с.112
Развитие металлургии
способствовало значительному росту
производства артиллерийских орудий,
устаревшая разнокалиберная артиллерия
заменялась орудиями новых образцов.
В армии было впервые произведено
соединение холодного и огнестрельного
оружия - к ружью был примкнут
штык, что значительно усилило
огневую и ударную мощь войска.
Для обучения солдат
и офицеров был издан “Устав воинский“,
обобщивший 15-летний опыт непрерывной
вооруженной борьбы. Для обучения офицеров
еще в 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская
школа при Преображенском полку, а в начале
нового столетия создавались математическая,
навигацкая, артиллерийские, инженерные,
иностранных языков и даже хирургическая
школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров
действовало 50 гарнизонных школ. Широко
практиковалась стажировка молодых дворян
за границей для обучения воинскому делу.
Одновременно правительство отказывалось
от найма иностранных военных специалистов.
Наряду с созданием
регулярной армии проходило строительство
военно-морского флота, жизнь и деятельность
которого определял “Морской устав
“. Флот строился и на юге, и на севере
страны. Основные усилия были сосредоточены
на создании Балтийского флота. В 1708
г. был спущен первый 28-пушечный фрегат
на Балтике, а через 20 лет российский
флот на Балтийском море был самым
мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов,
8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор
во флот осуществлялся также из рекрутов.
Для обучения морскому делу составлялись
инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции
и артикулы военные Российскому флоту”
и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта
Морская академия, готовившая морских
офицеров. В 1716 г. было положено начало
подготовке офицерских кадров через гардемаринскую
роту. Буганов В.И. Петр Великий и его время.
- М.: Наука, 1989. - с.114
Создание регулярных
армии и флота потребовало
новых принципов их комплектования.
В основу была положена рекрутская
система, обладавшая несомненными преимуществами
перед другими имевшими в то время формами
комплектования. Дворянство освобождалось
от рекрутской повинности, но для нее обязательна
была военная или гражданская служба.
3. Административные
реформы
Уже в первые годы царствования
Петра изменились стиль и методы управления:
вместо Боярской думы решения стала принимать
своеобразная "команда", составленная
из ближайших сподвижников царя. На первых
этапах главным советником Петра был князь
Федор Ромодановский.
Первой административной
реформой стало создание в 1699 г. особого
ведомства городов. Указами вводилось
самоуправление для городского купечества,
а также для населения
Но с ростом государственных
расходов Петр постепенно утрачивает
доверие к финансовым возможностям
Ратуши. Царь приходит к решению
перенести основную массу управления
на места, так как "человеку трудно
за очи все разуметь и править".
Такая организация управления обеспечивала
более высокую степень удовлетворения
финансовых нужд государства, а после
окончания Северной войны должна была
упростить процесс размещения и обеспечения
регулярных войск. В конце 1707 г. начинается
осуществление новой реформы, а в 1708 г.
провозглашается создание восьми губерний,
которые в свою очередь подразделялись
на провинции: Московской, Ингерманландской
(впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской,
Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных
губерний стояли генерал-губернаторы,
остальных - губернаторы. Провинции управлялись
воеводами, при губернаторах и воеводах
находилась земская канцелярия как орган,
приводящий в исполнения распоряжения
и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться
уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель),
ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер
и другие чиновники. Таким образом, губернская
реформа фактически упразднила преобразования
1699 г., а Московская ратуша превратилась
из общегосударственного в губернское
учреждение.
В 1710 г. была проведена
подворная перепись населения и
была установлена особая платежная
единица в 5536 дворов, которая должна
была обеспечивать одну "долю" средств,
необходимых для покрытия военных
расходов. Коменданства упразднялись,
а вместо них создавались новые "доли"
во главе с ландратами - в больших губерниях
по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось,
что в соответствии с количеством "доль"
каждая губерния будет содержать определенное
количество полков.
Однако и эта
реформа не дала желаемого эффекта,
Северная война затянулась, и разместить
в губерниях приписанные к
ним полки не удалось.
Эти две реформы
вызвали полное расстройство государственного
управления. В результате губернской
реформы была уничтожена система
приказов, в начале XVIII в. Россия фактически
осталась без столицы, так как Москва перестала
ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась
по-прежнему сосредоточенной в руках
"команды", которая называлась
то "ближней канцелярией", то "консилией
министров".
Поворотным моментом
стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший
создание нового органа государственной
власти - Сената. Формальной причиной послужил
отъезд Петра на войну с Турцией.
В первое время Сенат состоял
из девяти ближайших сотрудников
царя, и Петр настаивал на признании
Сената высшим государственным органом,
которому все лица и учреждения должны
повиноваться, как самому царю.
Для установления жесткого
контроля за управлением Петр в 1711 г.
создает систему фискалов, которые
подчинялись обер-фискалу. В обязанности
им вменялось доносить Сенату и царю о
всех злоупотреблениях и неблаговидных
поступках должностных лиц. Фискалы были
практически безнаказанны, но если их
донос подтверждался, фискал получал половину
имущества виновного. Институт фискалов
создал условия для расцвета коррупции
и дал широкие возможности для сведения
счетов. В 1722 г. вводится должность генерал-прокурора
для руководства фискалами. Главная его
роль заключалась в надзоре за Сенатом,
теперь только он мог предлагать Сенату
вопросы для обсуждения. Таким образом,
роль Сената как органа государственной
власти была резко снижена.
Но новый централизованный
аппарат власти с учреждением
Сената еще только начинал создаваться,
и образцом для дальнейшей реформы
государственного управления Петр избрал
шведское государственное устройство.
Рассматривая эту реформу, как и
многие другие преобразования Петра, нельзя
не коснуться вопроса о степени
заимствования им западноевропейского
опыта.
Шведская государственная
система была построена на принципах
камерализма - учения о бюрократическом
управлении, получившего распространение
в Европе в XVI-XVII вв. В 1712 г. у Петра появляется
идея создать по шведскому образцу коллегии.
Первая заметка царя о количестве коллегий
относится к 23 марта 1715 г. - только шесть
коллегий без расшифровки их обязанностей:
Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская,
Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа
началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда
Петр составил своеобразную программу
предстоящих преобразований: он определил
число и компетенции коллегий, а также
укомплектовал их руководящим составом.
Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются
президенты и вице-президенты коллегий.
С появлением коллегий
прекращали свое существование многие
из сохранившихся еще приказов, а
некоторые из них вошли в состав
новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию
вошли семь приказов. Особенностью
коллегиальной системы стало
более четкое разграничение сфер
деятельности и совещательный порядок
ведения дел. Коллегиальная система
имела недостатки, и состав коллегий
при жизни Петра неоднократно
изменялся. В 1721 г. была образована Духовная
коллегия - Синод, который был выведен
из подчинения Сената.
В 1720 г. был принят
Генеральный регламент - документ, определяющий
штаты коллегий, окончательно разграничивавший
их функции и компетенцию. Формирование
коллегиальной системы было завершено.
После учреждения коллегий
Петр решил по шведскому образцу
реформировать и местное
Городское управление
было передано в руки городских верхов.
Должность бурмистров отменялась. Все
посадское население делилось на
три части: 1-ю гильдию (богатые
купцы и владельцы ремесленных
мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы,
зажиточные ремесленники) и "подлый
люд", составлявший подавляющее большинство
городского населения. Правом выбора в
новые органы городского самоуправления
- магистраты - получили лишь представители
"регулярного" населения - члены
гильдий, избираться могли лишь члены
1-ой гильдии. Деятельность всех городских
магистратов контролировал
Наряду с разделением
городского населения, были проведены
преобразования и в отношении
многочисленного класса некрепостного
населения - оно объединялось в сословие
государственных крестьян со значительным
сужением прав и возможностей. Переписью
1719-1724 гг. было ликвидировано холопство
путем слияния его с крепостными крестьянами.
Новая система органов
управления создала мощный слой чиновничьего
дворянства в России, сложился разветвленный
дворянско-бюрократический
Своеобразным итогом
административных преобразований Петра
I стала принятая в 1722 г. Табель о
рангах - свод законов о порядке
государственной службы. Табель обязывала
всех дворян служить и объявляла
службу единственным способом получения
любого государственного чина, причем
открывались возможности
Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.