Внутрипартийные дискуссии о принципах объединения республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи.

Содержание

1. Введение
2. Проекты объединения советских республик
3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР
4. Разработка и принятие Конституции СССР.
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

Внутрипартийные дискуссии о принципах объединения республик.docx

— 28.39 Кб (Скачать)

 В Договоре  об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики  РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР  добровольно и на равноправных  началах вступают в государственный  союз и передают ряд своих  полномочий верховным органам  центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий  Союза Советских Социалистических  Республик, предусматривал формирование  общесоюзных органов государственной  власти.

 Народные комиссариаты  иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам,  путей сообщения, почты и телеграфа  теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного  хозяйства, продовольствия, труда  и рабоче-крестьянской инспекции  создавались как союзно- республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов. 

 В заключительной 26-й статье было записано, что  "за каждой из союзных республик  сохраняется право свободного  выхода из Союза". В Договоре  вместе с тем не было никаких  указаний на сроки его существования  и на возможность отмены. 

 Затем съезд  избрал верховный орган Союза  ССР – Центральный

 Исполнительный  Комитет СССР, в состав которого  вошёл 371 депутат от всех объединяющихся  республик. Председателями ЦИК  были избраны М. И. Калинин,

 Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. 

  Разработка и принятие  Конституции СССР. 

 Окончательное  юридическое оформление образования  СССР завершилось принятием Конституции  Союза Советских Социалистических  Республик – первой

 Конституции союзного  государства. 

27 апреля 1923 года  Президиум ЦИК СССР первого  созыва образовал

 Конституционную  комиссию в составе представителей  всех союзных республик для  завершения подготовки сводного  проекта Конституции СССР. 

6 июля 1923 года вторая  сессия ЦИК СССР решила утвердить  и немедленно ввести в действие  Конституцию СССР, а текст её  внести на окончательное утверждение  II съезда Советов СССР. 

 Сессия ЦИК  СССР избрала первое советское  правительство – Совет

 Народных Комиссаров  во главе с В. И. Лениным. 

31 января 1924 года  Конституция СССР была единогласно  утверждена II

 Всесоюзным съездом  Советов. 

 Конституция состояла  из двух разделов: Декларации  об образовании СССР и Договора  об образовании СССР. В ней  более детально регламентировались  система органов государства,  предметы ведения органов власти  и управления

 СССР и союзных  республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на

11 глав: 

1. О предметах  ведения верховной власти СССР 

2. О суверенных  правах Союзных Республик и  о Союзном гражданстве 

3. О съезде Советов  СССР 

4. О ЦИК СССР 

5. О Президиуме  ЦИК СССР 

6. О СНК СССР 

7. О Верховном  суде СССР 

8. О народных комиссариатах  СССР 

9. Об ОГПУ 

10. О Союзных Республиках 

11. О гербе, флаге  и столице СССР. 

 По своему содержанию  первая Конституция СССР была  весьма своеобразна.

 В ней отсутствовали  характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях  граждан, избирательном праве,  местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими  конституциями. 

 В исключительное  ведение Союза входили: 

 а) представительство  Союза в международных сношениях,  ведение всех дипломатических  сношений, заключение политических  и иных договоров с другими  государствами; 

 б) изменение  внешних границ Союза, а также  урегулирование вопросов об изменении  границ между союзными республиками; 

 в) заключение  договоров о приеме в состав  Союза новых республик; 

 г) объявление  войны и заключение мира; 

 д) заключение  внешних и внутренних займов  Союза Советских 

 Социалистических  Республик и разрешение внешних  и внутренних займов союзных  республик; 

 е) ратификация  международных договоров; 

 ж) руководство  внешней торговлей и установление  системы внутренней торговли; 

 з) установление  основ и общего плана всего  народного хозяйства 

 Союза, определение  отраслей промышленности и отдельных  промышленных предприятий, имеющих  общесоюзное значение, заключение  концессионных договоров, как  общесоюзных, так и от имени  союзных республик; 

 и) руководство  транспортным и почтово-телеграфным  делом; 

 к) организация  и руководство Вооруженными Силами  Союза Советских 

 Социалистических  Республик; 

 л) утверждение  единого государственного бюджета  Союза Советских 

 Социалистических  Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик: 

 м) установление  единой денежной и кредитной  системы; 

 н) установление  общих начал землеустройства  и землепользования, а равно пользования  недрами, лесами и водами по  всей территории 

 Союза Советских  Социалистических Республик; 

 о) общесоюзное  законодательство о межреспубликанских  переселениях и установление  переселенческого фонда; 

 п) установление  основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного  законодательства Союза; 

 р) установление  основных законов о труде; 

 с) установление  общих начал в области народного  просвещения; 

 т) установление  общих мер в области охраны  народного здравия; 

 у) установление  системы мер и весов; 

 ф) организация  общесоюзной статистики; 

 х) основное  законодательство в области союзного  гражданства в отношении прав  иностранцев; 

 ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию  Союза; 

 ч) отмена нарушающих  настоящую Конституцию постановлений  съездов 

 Советов и центральных  исполнительных комитетов союзных  республик; 

 ш) разрешение  спорных вопросов, возникающих между  союзными республиками. 

 Утверждение и  изменение основных начал Конституции  находилось в исключительной  компетенции Съезда Советов СССР. 

 Суверенитет союзных  республик ограничивался лишь  в пределах, указанных в Конституции,  и лишь по предметам, отнесенным  к компетенции Союза. За союзной  республикой было сохранено право  выхода из Союза, территория  могла быть изменена только  с её согласия. 

 Устанавливалось  единое союзное гражданство. 

 Высшим органом  власти СССР объявлялся Съезд  Советов СССР, избиравшийся от  городских советов и от губернских  съездов Советов. 

 В период между  съездами высшим органом власти  был Центральный

 Исполнительный  Комитет СССР. ЦИК состоял из  Союзного Совета, который избирался  съездом из представителей республик  пропорционально их населению,  и Совета Национальностей, состоящего  из представителей союзных и  автономных республик, автономных  областей. ЦИК работал в сессионном  режиме. 

 В промежутках  между сессиями ЦИК СССР высшим  законодательным и исполнительным  органом был Президиум ЦИК  СССР, избиравшийся на совместном  заседании палат. Президиум ЦИК  мог приостанавливать действие  постановлений съездов Советов  союзных республик и отменять  постановления СНК СССР,

 Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. 

 Высшим исполнительным  и распорядительным органом ЦИК  СССР, возглавлявшим всю систему  органов государственного управления, был Совет

 Народных комиссаров  СССР. В него входили: Председатель  Совета Народных

 Комиссаров Союза  Советских Социалистических Республик;  Заместители

 Председателя, Народный  комиссар по иностранным делам,  Народный комиссар по военным  и морским делам, Народный комиссар  внешней торговли, Народный комиссар  путей сообщения, Народный комиссар  почт и телеграфов, Народный комиссар  рабоче-крестьянской инспекции,  Председатель Высшего Совета

 Народного Хозяйства,  Народный комиссар труда, Народный  комиссар продовольствия, Народный  комиссар финансов. 

 В пределах  своих полномочий СНК СССР  издавал декреты, постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР. 

 Органы власти  союзных республик строились  примерно так же, как и органы  СССР. 

 Конституция предусматривала  создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора. 

  Заключение 

 Территориальный  распад Российской империи, в  результате которого к концу  1918 года РСФСР располагалась примерно  в тех же границах, что и  средневековая Московия до завоеваний  Ивана Грозного, завершился спустя  всего 4 года объединением разных  частей государства, за небольшим  исключением, в Союз Советских  Социалистических Республик. Это  свершение представляет собой  выдающийся результат созидательной  деятельности

 В. И. Ленина  и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия

(большевиков) обеспечила  необходимое твёрдое ядро, вокруг  которого разрозненные территории  могли снова объединиться. 

 Центром, вокруг  которого сплачивались республики, была РСФСР.

 Российская Федерация  дала первый образец национально-государственного  строительства, она утвердилась,  как союз народов, объединившихся  на основе социалистической национальной  автономии. "Будучи первым многонациональным

 Советским государством, РСФСР явилась прообразом Союза  ССР"[3]. 

 Для объединения  республик вокруг РСФСР имелся  рад предпосылок: идеологическая  общность, а также необходимость  экономической интеграции для  борьбы с империалистической  агрессией и внутренней контрреволюцией. 

 Отмечая выдающуюся  роль В. И. Ленина в создании  Союза ССР, нельзя не вспомнить  и о его ошибках, ставших  для Союза смертельными. Принцип  свободного выхода республик  из состава СССР, введенный в  Договор по настоянию В. И.  Ленина и сохраняемый в конституциях  Союза ССР в течение десятилетий,  послужил в 1991 году основой  для растаскивания союзных территорий  по национальным углам. Российская  Федерация, в формировании которой  самое непосредственное участие  принял И. В. Сталин на посту  наркома по делам национальностей,  продемонстрировала большую устойчивость  к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации"  доказал свою историческую верность и обоснованность

Информация о работе Внутрипартийные дискуссии о принципах объединения республик