С окончанием Великой Отечественной
войны советскому народу предстояло
проделать огромную работу по восстановлению
экономики, поднять материальный уровень
жизни людей, приступить к мирному
созидательному труду.
Послевоенные годы оцениваются
в отечественной и зарубежной
литературе крайне противоречиво.
В это время внутренняя и
внешняя политика страны была
обусловлена развитием двух основных
тенденций – проявлением демократических
элементов и усилением тоталитарных
отношений.
После окончания войны были
возможны два варианта развития
общества. Первый – смягчение
довоенной мобилизационной модели
развития; отказ от чрезвычайщины,
от репрессий; развитие процессов демократизации.
Второй – восстановление довоенной модели
развития, сохранение тоталитарного режима.
Возможность первого пути
развития определялась возросшим
авторитетом страны-победительницы,
ростом самосознания народа-победителя,
усилением сопротивления сталинскому
режиму власти (борьба против
насаждаемой советской модели
развития в Прибалтике, Восточной
Европе и т.д.), нарушением замкнутости
советского народа при освобождении
нашими войсками стран Европы.
Второй вариант послевоенного
развития страны – восстановление
довоенной мобилизационной системы
– стал действительностью, что
было обусловлено следующими
факторами. Сталин и его окружение,
занимавшие посты в пирамиде
власти, не мыслили руководства
государством иными, не административными
методами. Победа в войне укрепила
многих во мнении, что именно
этот режим и спас страну.
Возвращение в мирные условия
предполагало необходимость не
только восстановления экономики,
но и выбора путей этого
процесса: поддержать ли наметившееся
во время войны смягчение мер
экономического принуждения или
же отвергнуть их и вернуться
к модели развития 30-х гг.
В целом, по-прежнему происходило
экстенсивное развитие экономики:
росли капиталовложения в новое
строительство, вовлекались в
производство дополнительные сырьевые,
энергетические, людские ресурсы.
Легкая и пищевая промышленность
финансировались по остаточному
принципу и не обеспечивали
потребностей населения. Административно-принудительный
характер советской экономики
этого периода затушевывался
получавшими мощную пропагандистскую
поддержку трудовыми починами
– различными формами будто
бы возникавшего по инициативе
масс социалистического соревнования,
которое, не получая действенного
материального стимулирования, превращалось
в формальные мероприятия.
Правительство решило «прибрать
к рукам» крестьянство, контроль
за которым в годы войны
был до известной степени ослаблен.
Была развернута широкая кампания
по развитию в колхозах сети
партийных ячеек. Правительство
продолжало курс на жесткое
ограничение личного крестьянского
хозяйства и перекачку ресурсов
из деревни в город.
В 1952 г была опубликована
работа И.В. Сталина «Экономические
проблемы социализма в СССР».
В ней глава государства пытался
теоретически обосновать принципы
проводимой в стране экономической
политики. Ее целью было приоритетное
развитие тяжелой промышленности.
Сталин писал о необходимости
свертывания кооперативно-колхозной
собственности путем ее превращения
в государственную собственность,
о сокращении сферы товарного
обращения. Соблюдение этих принципов,
по мнению Сталина, должно было
обеспечить высокие темпы роста
народного хозяйства СССР.
Таким образом, в послевоенный
период особенности самой мобилизационной
системы работали на ее сохранение.
Возможность кратковременного эффекта
методов форсированного развития
экономики проявилась в первые
послевоенные годы в высоких
темпах восстановления и развития
тяжелой промышленности, строительства,
транспорта. В экономической сфере,
несмотря на существование альтернативной
позиции пропорционального развития
экономики – использования товарно-денежных
отношений, расширения хозяйственной
самостоятельности – возобладал
курс преимущественного развития
тяжелой промышленности, жесткого
централизма. На такой основе
разрабатывался генеральный план
строительства коммунизма в 1946–1965
гг. Этот процесс шел за счет
дискриминации сельского хозяйства
и легкой промышленности.
В период восстановления
народного хозяйства (1945–1950 гг.)
каких-либо значительных изменений
в структуре и методах государственного
управления не произошло, если
не считать упразднения военных
государственных органов. В сентябре
1945 г. упраздняется ГКО, функции
которого передаются Совету Народных
Комиссаров СССР. В марте 1946 г.
СНК СССР был переименован
в Совет Министров СССР, а наркоматы
– в министерства.
Перенеся неимоверные тяготы
военного времени, население ожидало
улучшения условий быта и труда,
положительных перемен в обществе,
смягчении политического режима.
Как и в прежние годы, у большинства
эти надежды были связаны с
именем И. В. Сталина. По окончании
войны Сталин был освобожден
от обязанностей наркома обороны,
но сохранил за собой пост
председателя Совнаркома. Он продолжал
оставаться членом Политбюро
и Оргбюро ЦК ВКП (б). Возросший
за годы войны авторитет И.
В. Сталина поддерживался всей
системой административно-бюрократического
и идеологического аппарата.
В 1946–1947 гг., по поручению
И. В. Сталина, велась разработка
проектов новой Конституции СССР.
15 июля 1947 г. Сталин внес на
рассмотрение Политбюро ЦК ВКП
(б) вопрос «О проекте новой
программы ВКП (б)» и поручил
ее разработку комиссии под
руководством А. А. Жданова.
Однако все предложения комиссии
были отклонены, а вслед за
тем прекратилась работа над
проектами документов. Надеждам
населения на перемены к лучшему
не суждено было сбыться. Вскоре
после окончания войны руководство
страны приняло меры по ужесточению
внутриполитического курса.
Решение задач восстановительного
периода осуществлялось в условиях
сложившейся в предшествующие
годы командно-бюрократической системы.
Разработка всех законодательных
актов и постановлений, формально
утверждаемых затем Верховным
Советом СССР, велась в высших
партийных инстанциях. Руководство
всеми сферами жизни общества
сосредоточилась в Секретариате
ЦК партии. Большинство вопросов
хозяйственного строительства рассматривалось
на партийно-хозяйственных активах.
Постановления ЦК ВКП (б) обязывали
первичные партийные организации
контролировать работу администрации
промышленных предприятий и колхозов,
вскрывать «ошибки и промахи
хозяйственных руководителей».
1946–1953 гг. представляли собой апогей
сталинизма как политической
системы. Была проведена чисто
внешняя, декоративная демократизация
политического фасада. Прошли перевыборы
Советов всех уровней. Впервые
в соответствие с Конституцией
были проведены прямые и тайные
выборы судей и заседателей.
Наконец, после длительного перерыва
возобновились съезды общественных
организаций, профсоюзов и комсомола,
а в 1952 г. состоялся ХIХ съезд
партии, переименовавший ВКП (б)
в КПСС.
На самом же деле единовластие
Сталина, умело стравливавшего
своих ближайших соратников и
вероятных преемников, оставалось
неизменным и прочно базировавшимся
на общем страхе. Важнейшие вопросы
Сталин решал на своей даче в Кунцеве вместе
с несколькими членами Политбюро, отвечавшими
за соответствующие направления работы.
В послевоенные годы Сталин
постарался упрочить фундамент
своей власти при помощи ультранационалистической
идеологии, отказа от традиционных,
установленных Лениным принципов
функционирования партийных органов
и безграничного развития культа
Верховного Вождя, ставшего маршалом,
генералиссимусом и Председателем
Совета Министров.
В послевоенные годы разгорается
внутренняя борьба в руководстве
страны, отражением которой стало
так называемое «ленинградское
дело». Соперничество Г. М. Маленкова
и А. А. Жданова закончилось
в пользу последнего, но после
его смерти в 1948 г. Маленков
и Берия организовали крупную
чистку партийно-государственного
и хозяйственного аппарата от
сторонников Жданова. По сфабрикованным
обвинениям были расстреляны
председатель Госплана Н. А.
Вознесенский, секретарь ЦК ВКП
(б) А. А. Кузнецов, председатель
Совмина РСФСР М. И. Родионов,
руководители Ленинграда Попков,
Капустин, Лазутин. Всего в течение 1949–1950
гг. было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных
работников Ленинграда и области.
В 1946–1948 гг. была принята
серия идеологических постановлений
ЦК ВКП (б) и, в частности
– о журналах «Звезда» и
«Ленинград» (первый был закрыт,
а второй получил выговор) и
др.
В 1952 г. было сфабриковано
так называемое «дело врачей».
Группа специалистов-медиков, обслуживавших
видных государственных деятелей,
была обвинена в причастности
к шпионской организации и
намерении совершить террористические
акты против руководителей страны.
Итак, столкнувшись с симптомами
политической нестабильности, нараставшего
общественного напряжения, ощущая
серьезное давление, порождаемое
массовым ожиданием улучшения
материального положения в мирное
время, сталинское руководство
предприняло действия по двум
направлениям.
Первое из них включало
меры, в той или иной степени
адекватные ожиданиям народа
и нацеленные на активизацию
общественно-политической жизни
в стране, развитие науки и
культуры, избирательное повышение
благосостояния населения.
Параллельно со всеми этими
мерами, носившими в части демократизации
политического режима чисто внешний,
декоративный характер, сталинская
администрация наращивала наступление
на втором, главном направлении.
Суть его заключалась в укреплении
личной власти диктатора, усилении
партийно-государственного контроля
над различными сферами общественной
жизни, в борьбе с вольномыслием,
сплошь и рядом перераставшей
в прямые репрессии как против
отдельных лиц, так и целых
категорий советских граждан.
Таким образом, послевоенные
годы характеризуются преобразованиями
в государственном аппарате. Происходит
дальнейшее становление командно-административной
системы; ужесточается режим в
общественной и культурной областях
широким развитием репрессивной
политики