Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:15, реферат
Заключение.
Период правления Николая I часто называют темной эпохой русской истории, «апогеем самодержавия». Вне всякого сомнения, царствование Николая I - вершина утверждения государственного абсолютизма в России, основы которого заложил Петр Великий. Но в отличие от своего предка, стремившегося ввести страну в лоно западноевропейской цивилизации, Николай I, напротив, все усилия прилагал для ограждения ее от Западной Европы, надеясь не допустить проникновения в страну передовых идей и революционных настроений.
1. Введение..........................................................................................................3
2. Политика в области управления ...................................................................4
3. Крестьянский вопрос......................................................................................6
4. Политика в области образования и цензуры................................................8
5. Общественные движения............................................................................ .10
6. Экономическая политика............................................................................. 12
7. Заключение.................................................................................................... 14
8. Список используемой литературы.............................................................. 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
Воронежский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине
История на тему:
Выполнила:
Воронеж 2012
Содержание
Введение.
Николай I – император всероссийский, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, родился 25 июня 1796 г., учиться начал с 1802 г., причем главный надзор за его воспитанием был поручен генералу М.И.Ламсдорфу. Человек суровый, жестокий и до крайности вспыльчивый, Ламсдорф не обладал ни одною из способностей, необходимых для воспитания; все старания его направлены были к тому, чтобы сломить волю своего воспитанника и идти наперекор всем его наклонностями; телесные наказания практиковались им в широких размерах. В числе преподавателей великого князя были такие лица, как Аделунг, Балугьянский, Шторх, но ходу учебных занятий мешало расположение его к военным упражнениям, которое императрица Мария Федоровна тщетно старалась ослабить. Вступив в 1817 г. в брак с дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III Александрой Федоровной, великий князь жил счастливою семейной жизнью, не принимая участия в государственных делах; до вступления на престол он командовал лишь гвардейской дивизией и исполнял (с 1817 г.) обязанности генерал-инспектора по инженерной части. Уже в этом звании он обнаружил большую заботу о военно-учебных заведениях: по его почину были заведены в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1818 г. учреждено главное инженерное училище (ныне Николаевская инженерная академия); его же инициативе обязана своими возникновением школа гвардейских подпрапорщиков (ныне Николаевское кавалерийское училище).
Политика в области управления.
Разгром выступления декабристов укрепил на троне нового самодержца - Николая I (1825-1855). Чувствуя, как шатаются устои дворянского государства, распространяются и крепнут освободительные идеи, Николай I прилагал все усилия, чтобы спасти крепостническую систему. Важной составной частью его внутриполитического курса стала борьба с любыми проявлениями общественного недовольства. Необходимым условием упрочения существующего строя Николай I считал усиление централизации управления, личного контроля за работой государственного аппарата. Стремясь предотвратить революцию в России, император особое внимание уделял укреплению репрессивного аппарата. В1826 г. было создано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (орган политического сыска), начальником которого был назначен граф А. X. Бенкендорф. Исполнительным органом III отделения стал образованный годом позже Корпус жандармов, его возглавил тоже Бенкендорф. Отделение располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор не только за правительственными учреждениями, учебными заведениями, литературой, но и за частными лицами.
При Николае I были ограничены законодательные функции Государственного совета, компетенция министерств, расширена роль чиновничества.
Несмотря на принимаемые меры, обеспечить законность и порядок в стране не удалось, император признавал рост взяточничества и казнокрадства. По данным политической полиции, из 50 губернаторов лишь трое не брали взяток.
Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему
законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике
вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской Империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также направлено на усиление бюрократизации управления.
Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в.
Крестьянский вопрос.
Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучшеначать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.
Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации.
В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.
Политика в области образования и цензуры
В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, она пыталась установить жесткий контроль за системой просвещения, оставить образование привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала расширять возможность получения образования выходцами из разных сословий. Все это заставляло правительство увеличить количество учебных заведений разных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.
В 1826 году был создан комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системе образования. Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.
Реакция обрушилась и на ВУЗы, сеть которых тем не менее была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изымалась философия и другие «отвлеченные» науки, неимевшие прикладного значения. Подавлялась инициатива и творчество, несогласованные с пожеланиями начальства. В ВУЗах насаждалась казарменная дисциплина. За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. В середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившихся систем образования.
Общественные движения.
После разгрома декабристов
Россия переживает период политической
реакции. В 1830-х гг. лишь в нескольких кружках
студенческой молодежи теплится независимая
духовная жизнь. Одни из них — кружок братьев
Критских (1827) и кружок Сунгурова (1831) —
пытались продолжить дело декабристов
и были беспощадно разгромлены правительством.
Последовательно преследовала власть
и те организации, которые восприняли
новые идеи утопического социализма: кружок
Герцена в Москве (1833 — 1834) и общество Петрашевского
в Петербурге (1845 — 1849). Более спокойным
было существование далекого от политики
кружка Станкевича (1833 — 1839), члены которого
увлекались немецкой идеалистической
философией.
К концу 1830-х гг. в результате напряженных
духовных исканий передовой части русского
общества здесь проявляют себя несколько
цельных течений, которые предлагают свои
концепции исторического развития России
и программы ее переустройства. Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин,
Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) считали, что
Россия идет по европейскому пути, вступив
на него с опозданием, в результате реформ
Петра Великого. Движение "в западном
направлении" неизбежно должно привести
к замене крепостного труда свободным
и преобразованию деспотического государственного
строя в конституционный. Основная задача
"образованного меньшинства" в этих
условиях — подготовить русское общество
к мысли о необходимости преобразований
и воздействовать в должном духе на власть.
Именно власть и общество в живом сотрудничестве
должны подготовить и провести хорошо
продуманные, последовательные реформы,
с помощью которых будет ликвидирован
разрыв между Россией и Западной Европой.
Радикально настроенные А. И. Герцен, Н.
П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830 —
нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников.
Однако радикалы подвергли самой резкой
критике буржуазный строй. С их точки зрения,
Россия в своем развитии не только должна
догнать западноевропейские страны,
но и совершить вместе с ними решительный
революционный шаг к принципиально новому
строю — социализму. С точки зрения славянофилов (А. С. Хомякова, братьев И.
В. и П. В. Киреевских, братьев К. С. и И. С.
Аксаковых, Ю. М. Самарина, А. И. Кошелева),
Россия долгое время шла совершенно иным
путем, нежели Западная Европа. История
последней определялась постоянной борьбой
эгоистических личностей, враждебных
друг другу сословий, деспотизмом на крови
построенных государств. В основе же русской
истории была община, все члены которой
были связаны общими интересами. Православная
религия еще больше укрепляла изначальную
способность русского человека жертвовать
своими интересами ради общих. Государственная
власть опекала русский народ, защищала
его от внешних врагов, поддерживала необходимый
порядок, но не вмешивалась в духовную,
частную, местную жизнь. Власть носила
самодержавный характер, но при этом чутко
прислушивалась к мнению народа, поддерживая
с ним контакт через Земские соборы. В
результате реформ Петра это гармоничное
устройство Руси было разрушено. Именно
Петр ввел крепостное право, разделившее
русский народ на господ и рабов. Господам
он к тому же попытался привить западноевропейские
нравы. При Петре государство приобрело
деспотический характер. Славянофилы
призывали восстановить старорусские
устои общественной и государственной
жизни: возродить духовное единство русского
народа (для чего следует отменить крепостное
право); изжить деспотический характер
самодержавного строя, наладить утраченную
взаимосвязь между государством и народом.
Этой цели славянофилы надеялись достичь
введением широкой гласности; мечтали
они и о возрождении Земских соборов. Создавая
концепции развития России, представители
различных течений общественной мысли
30 — 40-х гг. действовали в одном направлении.
Отмена крепостного права и переустройство
деспотического государственного строя
— вот те первостепенные задачи, с решения
которых должен был начаться выход России
на новый уровень развития.
Информация о работе Внутренняя политика правительства Николая I