Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:01, реферат
В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся "холодной войны", Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.
I. Внутриполитическое положение в послевоенной Японии
II. Послевоенная экономика Японии
2.1 Социально-экономические преобразования. Реорганизация дзайбацу
2.2 Японское "экономическое чудо" и его причины
III. Источники
РЕФЕРАТ
по политике и экономике
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии
СОДЕРЖАНИЕ
I. Внутриполитическое положение в послевоенной Японии
II. Послевоенная экономика Японии
2.1 Социально-экономические
2.2 Японское "экономическое чудо" и его причины
III. Источники
1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
В
отличие от Германии, оккупированной
союзниками в ходе боев на ее собственной
территории, Япония была оккупирована
через две недели после капитуляции.
При этом США воспрепятствовали
созданию зон оккупации стран-
Подписав
безоговорочную капитуляцию, Япония тем
самым как минимум приняла
условия Потсдамской
Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945 - 47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.
Преобразования
1945 - 47 гг. освободили японский империализм
от его угрожающих военно-феодальных
характеристик, открыли возможность
буржуазно-демократического развития.
Однако США не спешили с подписанием
Мирного Договора и прекращением
оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное
положение Японии в условиях "холодной
войны". На втором этапе оккупации
(1948 - 51 гг.) Вашингтон делает ставку
на превращение Японии в своего союзника
на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского
Китая, доживающего последние дни).
С этой целью США создают
Всего
в работе мирной конференции участвовало
52 страны. Ряд стран пострадавших
от японской агрессии в наибольшей
степени, приглашены не были (КНР, КНДР,
МНР, ДРВ), Индия и Бирма отказались
от участия, но были представлены все
латиноамериканские страны и Люксембург.
Поскольку проамериканское
По Сан-Францисскому Договору Япония отказывалась от ряда захваченных и приобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но без указания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю (острова Окинава) оставался под административным управлением США. Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, не предусматривал вывода американских оккупационных войск с японской территории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации и военных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации в результате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта "холодной войны" на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла на ущемление своего суверенитета в политической области в обмен на американские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан-Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двусторонним японо-американским Пактом безопасности. В соответствии с его статьями США брали на себя обеспечение "безопасности Дальнего Востока" и получали право пресечения "внутренних беспорядков" на японской территории. Пакт был бессрочным без права одностороннего выхода из него Японии. США не были обязаны консультироваться с Токио по вопросам использования американских войск, дислоцированных в Японии, для обеспечения возложенных на них задач.
Характерной чертой внутриполитической жизни страны в послевоенный период является смещение вектора политических предпочтений населения влево.
Компрометация
праворадикальных сил поражением в
войне и демократические
Влияние
ультраправого движения слабо еще
и потому, что собирательным центром
японского консерватизма стала
ЛДП, опирающаяся на монополии, государственную
бюрократию и идущую по фермерскому
пути американского образца деревню.
Относительная прочность
- во-первых, сила ЛДП заключалась в раздробленности оппозиции. ЛДП единолично представляла интересы крупного капитала.
- во-вторых, в пользу ЛДП играл имидж организатора "экономического чуда" и повышения жизненного уровня населения
-
в-третьих, в условиях
-
в-четвертых, на стадии
С окончанием экономического бума в нач. 70 гг. и выходом фракционных противоречий из-под контроля началось падение влияния ЛДП. Возникла реальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазной партии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазия заранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господства после ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов - эта задача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены у власти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок были созданы другие буржуазные организации - НЛК и т. д.) и британской системы поочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, не посягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, что полевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользу партий "среднего пути" в центре политического спектра, а не в пользу левых партий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача - предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.
Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образована в 1960 г. на базе отколовшегося правого крыла СПЯ и представляет собой партию типа лейбористской. Выступая официально за "демократический социализм" и "против правого и левого тоталитаризма", на практике ПДС призывает "не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ". Опорой ПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы "рабочей аристократии" крупных современных предприятий.
Большим влиянием в Японии пользуется буддийская секта "Сака Гакай" ("Общество установления ценности"), имеющая около 15 млн. приверженцев. Полагая, что причиной всех бед и зол является плохая мораль, в т. ч. и у руководства страной, секта ставит задачей создание совершенного общества посредством слияния религии и политики "на основе великих законов Будды". Численность секты быстро выросла в 50-60 гг. в результате массовой миграции сельского населения в города. Активная пропагандистская и индивидуальная работа секты с мигрантами, попавшими в чуждые для них условия существования, способствовала отвлечению их от привлекательных лозунгов экстремистов правого и левого толка.
Поскольку
Конституция запрещает
СПЯ, крупнейшая левая партия Японии к. 40 - 80 гг., имеет стабильную поддержку 20% избирателей, опираясь в эти десятилетия на левый профсоюз "СОХЕ" рабочих в основном крупных предприятий. Особенностью партии длительное время было сосуществование левого марксистского Социалистического Клуба, как научно-пропагандистского идеологического центра Партии, и гораздо более правой парламентской фракции СПЯ. Поскольку малочисленная СПЯ (около 100 тыс. членов) имеет влияние в стране в основном благодаря "СОХЕ", парламентарии-социалисты опасаются конкуренции в борьбе за голоса левых избирателей со стороны коммунистов, широко применяющих индивидуальные формы работы с населением. Отсюда сложности отношений двух левых партий - СПЯ и КПЯ.
Компартия Японии, опирающаяся в основном на рабочих мелких предприятий, на протяжении всех послевоенных лет пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. В условиях политико-уголовного преследования со стороны американских оккупационных властей в 1950 г. партия попала под влияние Пекина, советовавшего КПЯ взять за образец в борьбе против США "антияпонскую борьбу китайского народа". Попытка использования партизанской тактики борьбы против проамериканского, но законно избранного Правительства, скомпрометировала КПЯ и уменьшила численность Партии с 200 тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентации привел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказ КНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ). В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого от КПСС-КПК "третьего центра" мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ и др.). Программа КПЯ предусматривает: "честное применение" существующей Конституции без задач перехода к социализму, установление "демократического контроля" над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями), национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергая сотрудничество с КПЯ.
На крайне левом фланге японского политического спектра время от времени, особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевые мелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрые темпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальной опасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывами к "немедленной" социалистической революции в то же время полезны крупному капиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующих леваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.
Информация о работе Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии